Президент Франции Эмманюэль Макрон
Отставка премьер-министра Себастьена Лекорню, близкого союзника президента Франции Эммануэля Макрона, произошедшая всего 27 дней с момента его назначения, показывает, что главе государства становится все сложнее формировать правительство при отсутствии поддержки в парламенте страны.
Фондовый рынок Франции отреагировал на новости об отставке Лекорню снижением котировок. Индекс CAC 40 по итогам торгов понедельника, 6 октября снизился на 1,4% при минимальной коррекции рынков акций других европейских стран: в пределах 0,1–0,3% по фондовым индексам Великобритании, Италии и Испании.
С сентября 2024 года во Франции сменилось 4 премьер-министра. Отставка Себастьена Лекорню – уже 7-я по счету смена главы французского правительства с момента вступления Эммануэля Макрона в должность президента Франции в 2017 году. Подобная политическая турбулентность во Франции до этого наблюдалась только непосредственно в послевоенный период. При президенте Венсане Ориоле в 1947–1954 годы сменилось 12 глав правительств страны. Последовавший за ним Рене Коти немного снизил общее число назначенных премьер-министров – до 8, но в целом сохранил прежние "темпы" смены правительств, учитывая, что он занимал пост президента страны в течение 5 лет, а не 7 как Ориоль.
С назначением нового премьер-министра Макрон сравняется с Коти, а с учетом скорости смены французских правительств, которая во время второго президентского срока заметно возросла, ему, возможно, удастся приблизиться к Венсану Ориолю по общей численности сменившихся премьер-министров Франции за время его руководства.
Макрону уже принадлежат два "антирекорда" по длительности пребывания на посту предложенных им глав правительств с момента основания Пятой французской республики в 1958 году с усилением полномочий президента страны. Во время его второго президентского срока сначала Мишель Барнье, а затем Себастьен Лекорню смогли удержаться на должности премьер-министра 99 и 27 дней, соответственно.
В отставке Себастьена Лекорню, занимавшего пост министра обороны Франции с 2022 года, есть дополнительный контекст, который придает ей скандальный характер личного унижения для президента Франции. Лекорню – единственный чиновник, который последовательно занимал места в различных правительствах Франции с момента назначения Макроном первого кабинета министров после его избрания президентом в 2017 году.
При этом Лекорню стал фактически единственным премьер-министром Франции, который занимал данную должность при отсутствии кабинета министров как такового. Союзник Макрона, который должен был помочь президенту страны наладить ситуацию, объявил о своей отставке спустя 14 часов после того, как был представлен состав правительства и французские депутаты пригрозили вынести новому кабинету министров вотум недоверия.
Премьер-министр без правительства, осознавший бесперспективность попыток реализации президентского курса без поддержки парламента и ушедший в отставку в рекордно короткий срок – в данном инциденте довольно явно отражается политическая дисфункция, которую демонстрирует президент Франции Эммануэля Макрона.
Ранее в ИИМР отмечали, что Макрон фактически находится в статусе "хромой утки" с 2022 года, когда правящая коалиция лишилась большинства по итогам парламентских выборов. Попытка провести досрочные выборы летом 2024 года только усугубила положение Макрона. Президент оказался в патовой ситуации: назначаемые им премьер-министры пытаются принять программы сокращения государственных расходов для того, чтобы снизить дефицит бюджета. Однако данные меры непопулярны среди населения и не находят одобрения в парламенте страны.
В Институте изучения мировых рынков также спустя неделю после назначения Себастьена Лекорню премьер-министром Франции отмечали, что он мог подать в отставку с поста главы правительства в качестве признания собственной ответственности за сложившуюся ситуацию.
В ближайшие несколько лет до завершения второго президентского срока Эммануэля Макрона в мае 2027 года – если, конечно, он по каким-либо причинам не решится признать собственную ответственность и не сложит с себя полномочия досрочно – можно ожидать сохранения в силе ряда основных факторов:
- Действующий президент уже не "оправится" от статуса "хромой утки" и не сможет эффективно формировать курс развития Франции до конца срока;
- Эммануэль Макрон в качестве крайне непопулярного президента Франции с рейтингом не выше 20% сам превратился в одну из основных причин потери управляемости страны, его пребывание на посту президента и предложения по формированию правительств – источник политической и социальной нестабильности во Франции;
- Чем более острой становится внутренняя ситуация во Франции – тем выше вероятность попыток со стороны французского президента представить себя "лидером" во внешней политике Европы и принять участие в авантюрных действиях, в том числе в рамках украинского конфликта.
В дальнейшем будет довольно трудно оправдать неэффективность, которую Макрон демонстрировал на должности главы французского государства. К началу его второго президентского срока госдолг Франции вырос более чем 1 трлн евро или на 30% по сравнению с началом его президентства в 2017 году. Уровень государственного долга страны по отношению к ВВП превысил 113%. Дефицит бюджета Франции при этом достиг своего наиболее высокого уровня со Второй мировой войны, составив 5,8% в 2024 году.
Несмотря на существенно менее высокие показатели госдолга к ВВП, ситуация в экономике Германии, как отмечалось в ИИМР, тем не менее, тоже остается довольно сложной. При этом расчет канцлера ФРГ Фридриха Мерца на масштабные меры стимулирования может не оправдаться – так же, как и увеличение госдолга французскими властями не помогло избежать текущей социально-политической напряженности во Франции.
Две ведущие страны еврозоны, Евросоюза и Европы в целом в настоящее время находятся переходной стадии с сомнительными перспективами дальнейшего развития. Прежние источники экономического роста исчерпаны, при этом население, судя по опросам общественного мнения, не доверяет действующим лидерам в способности справиться со сложившейся ситуацией. В то же время элиты Франции и Германии пытаются сохранить статус-кво в преемственности власти и сохранении прежнего экономического курса с небольшими изменениями.
Для Франции можно отметить достижение определенного "потолка" как в долговой, так и социальных сферах, при котором власти могли относительно "безболезненно" увеличивать заимствования для того, чтобы финансировать дефицит бюджета и принимать меры сокращения расходов. Для Германии экономическая модель экспорта на основе доступа к российским энергоносителям также осталась в прошлом, при этом канцлер ФРГ Фридрих Мерц открыто признал неспособность властей продолжать выполнять социальные обязательства в прежнем объеме.
Из-за этого в ФРГ и Франции сохраняются условия для дальнейшей реализации высокого протестного потенциала со стороны общества. Для Франции речь идет о продолжении акций протеста – как против президента Макрона, так и против предлагаемых им кандидатов на пост правительства. В ФРГ наблюдается тенденция по увеличению сторонников "Альтернативы для Германии".