Венчурные инвестиции на протяжении большей части своей истории в значительной степени сконцентрированы в США. Но последние два десятилетия мы наблюдали резкий подъем экономики Китая, не имеющего аналогов ни в одной другой стране. Что вылилось в распространение китайских инвестиций по всему миру.
Аналитическая записка группы авторов Harvard Business School гласит, что в 2001 году на США пришлось 88% мировых венчурных инвестиций, на другие развитые страны —7%, оставшиеся 5% на весь остальной мир. К 2019 году доля Китая выросла до 38% от общемирового объема, а на долю США пришлось 42%.
Авторы работы выяснили, что усиление Китая как противовеса США изменило форму распространения предпринимательства в развивающихся странах. Подъем Китая сместил фокус инноваций в сторону технологий, которые более «подходят» для развивающихся частей мира, которые, в свою очередь, получают больше выгоды от их внедрения.
По мере того как росло значение китайской венчурной индустрии, предпринимательство на развивающихся рынках существенно выросло в секторах, в которых доминирует Китай. Подъем Китая увеличил венчурную активность на развивающихся рынках за пределами Китая на 42%
Причем, предприниматели в этих странах не только работали в секторах, в которых доминировал Китай, но также активно следовали бизнес-идеям своих китайских коллег и в секторах, где китайские инвестиции не были представлены.
Таким образом, рост китайского венчурного капитала не только привел к развитию и распространению новых бизнес-идей, но и помог создать базу для привлечения инвестиции в других странах мира.
И что более важно, первоначальный рост предпринимательства после инвестиционной активности Китая имел положительный межсекторальный эффект – предприниматели, выросшие или задействованные в компаниях с китайскими инвестициями, создавали собственные инвестиционные пулы, которые продолжали инвестиционную деятельность даже в тех секторах, в которых Китай не был представлен.