Индия запретила экспорт любого белого риса, кроме сорта басмати, что усиливает опасения по поводу дальнейшей глобальной продовольственной инфляции.
Министерство по потребительских вопросов Индии 20 июля заявило, что запретит экспорт, чтобы снизить цены, а также обеспечить доступность рисе на внутреннем рынке. По данным ведомства, цены на рис в Индии выросли на 11,5% за последний год и на 3% за последний месяц, при этом объемы его экспорта за второй квартал увеличились на 35% по сравнению с прошлым годом.
Индия является крупнейшим экспортером риса в мире, на ее долю приходится около 40 процентов мирового экспорта. В сентябре Индия ввела 20-процентную пошлину на экспорт немолотого белого риса, шелушенного коричневого риса, полумолотого риса и цельномолотого риса. Как и в случае с нынешним запретом, пошлина не затрагивала басмати, самый распространенный сорт зерна в Индии.
За последний месяц цены на продовольствие в стране начали быстро расти, так как проливные муссонные дожди повредили урожай и нарушили работу транспорта.
Ограничение экспорта приведет к росту мировых цен на рис и особенно ударит по странам Африки. Однако постановлении о запрете предусмотрено несколько исключений. Разрешаются поставки в те страны, которые проводят закупки для удовлетворения своих потребностей и сохранения продовольственной безопасности.
По прогнозам агентства Mintec, мировые запасы риса упадут к концу года до шестилетнего минимума и составят около 170 млн тонн.
Экстремальные погодные условия могут нанести дополнительный ущерб в ближайшие месяцы. Аналитики торговой компании ED&F Man полагают, что запрет на экспорт риса является последствием влияния Эль-Ниньо. Эль-Ниньо представляет собой комплекс погодных условий в Тихом океане, которые приводят, среди прочих последствий, к тому, что потоки теплой воды переносят осадки в Южную Америку и создают более сухие условия в Австралии и Азии. Подробнее о влиянии Эль-Ниньо и других факторов на мировой продовольственный рынок можно узнать из исследования «Между геополитикой и Эль-Ниньо: Продовольствие как триггер инфляции».