Конфликт Китая и Японии: экономическая значимость Пекина перестает сдерживать рост милитаризма Токио

премьер-министр Японии Санаэ Такаити

Обострение отношений КНР и Японии говорит в пользу роста вероятности столкновения интересов двух стран в долгосрочной перспективе, несмотря на повышенную значимость Китая для японской экономики. По мере роста военного  потенциала Японии, Токио будет предпринимать новые попытки оспорить территориальную целостность Китая в вопросе "защиты" Тайваня и России в стремлении вернуть так называемые "Северные территории". Одним из наиболее явных бенефициаров подобных провокаций является администрация США.

Агрессивные внешнеполитические взгляды Санаэ Такаити были довольно широко известны до одобрения ее кандидатуры на должность премьер-министра Японии. Назначение ее на пост главы японского правительства было согласовано, в том числе, с учетом ее жесткой позиции по внешней политике. Однако ее заявления, ставшие поводом для начавшегося дипломатического скандала с Китаем, содержали отсылки к законодательным изменениям в Японии, принятым задолго до ее назначения. Стоит также учесть, что выбор Такаити в качестве лидера страны в 2025 году был, вполне вероятно, сделан с учетом более жесткого внешнеполитического и экономического курса США по отношению к Китаю. Как отмечали ранее в ИИМР, на фоне повышения экономического и военного потенциала КНР, а также активных попыток США сдержать развитие китайской экономики, противостояние с Китаем фактически становится одной из ключевых задач для руководства Японии.

Возникновение серьезного кризиса в отношениях Китая и Японии в самом начале премьерства Такаити можно рассматривать как неизбежное обострение ситуации со стороны Токио. Агрессивная позиция нового главы японского правительства способствовала этому, но, с учетом наращивания военного потенциала и законодательных изменений в Японии, а также попыток использования региональных союзников для сдерживания Китая со стороны США, подобный кризис рано или поздно произошел бы и при другом премьере.

Поводом для дипломатического конфликта стали комментарии Такаити в японском парламенте, прозвучавшие неделю спустя ее встречи с президентом США Трампом в Южной Корее. 7 ноября в своем ответе на вопрос депутата оппозиционной Конституционно-демократической партии Японии Хироси Огуси премьер-министр Японии заявили о том, что потенциальное нападение на Тайвань может рассматриваться в качестве "ситуации, угрожающей выживанию Японии".

Данный термин был на законодательном уровне одобрен в Японии в 2015 году и рассматривается как юридический повод для применения сил самообороны Японии за пределами страны. Такаити отметила, что подобная ситуация может возникнуть в случае, если Китай попытается применить военную силу для захвата Тайваня. В подобном сценарии, по ее словам, нападение на корабли США, которые будут посланы для прорыва блокады Тайваня, могут потребовать от Японии применить военную силу для самозащиты и защиты союзников.  10 ноября депутат подверг критике комментарии премьера, отметив, что признание правительством "ситуации, угрожающей выживанию Японии" будет, по его словам, "равнозначно вступлению в войну и предыдущие главы кабинеты министров воздерживались от подобных заявлений".

Такаити, однако, заявила о том, что не будет отказываться от своих комментариев, отметив, что она "сделала данное заявление с учетом позиции правительства".

МИД КНР 14 ноября выразил официальный протест Японии. По данным агентства "Синьхуа", заместитель министра иностранных дел КНР Сунь Вэйдун вызвал японского посла Кэндзи Канасуги, сделав ему серьезное представление. По словам замминистра МИД Китая, "провокационные" заявления премьер-министра Японии, подразумевают "возможность вооруженной интервенции в Тайваньском проливе" и "серьезно подрывают политические основания двусторонних отношений и ранят чувства китайского народа".

16 ноября власти Китая ужесточили давление в отношении Японии, фактически добавив экономическое измерение дипломатическому кризису. Министерство культуры и туризма КНР рекомендовало гражданам Китая воздержаться от посещения Японии, заявив о "социальной нестабильности, всплеске преступлений против граждан Китая". Также было заявлено о том, что "японские лидеры делают откровенно провокационные заявления в отношении Тайваня" и, тем самым "серьёзно ухудшают атмосферу гуманитарных контактов между Китаем и Японией, а также создаёт серьёзные риски для личной безопасности и жизни граждан Китая в Японии".

Министерство образования КНР опубликовало предупреждение об обучении за рубежом, с предупреждением китайским гражданам о "социальной нестабильности, всплеске преступлений против граждан Китая в Японии" и рекомендовацией "тщательно планировать свою учебу в Японии".

17 ноября власти КНР в официальных комментариях МИД отметили, что заявления премьер-министра Такаити нанесли серьезный ущерб политическому основанию отношений Китая и Японии. Представитель внешнеполитического ведомства Китая Мао Нинг заявила, что премьер Такаити должна отказаться "от неверных заявлений по Тайваню". Было также заявлено о том, что премьер-министр Китая Ли Цян не планирует встречаться с Такаити на форуме стран "Большой двадцатки"  в южноафриканском Йоханнесбурге.

Китай является наиболее крупным торговым партнером Японии. Туристы из КНР представляют наиболее многочисленную группу – около 7,5 млн человек за девять месяцев 2025 года – среди иностранных посетителей Японии. При этом, по китайские студенты по численности – более 123 тыс. человек в 2024 учебном году – опережают граждан других стран, выбравших Японию для обучения.

На фоне давления со стороны Китая фондовый рынок Японии показал отстающую динамику по сравнению с остальными ведущими площадками стран АТР. Негативные тенденции начали проявляться в понедельник, во вторник 18 ноября индекс Nikkei 225 упал на 3,2%.

В агентстве Bloomberg отмечают, что у премьер-министра Японии "не так много вариантов" для того, чтобы урегулировать возникший конфликт с Китаем без серьезных последствий. Среди возможных дальнейших действий со стороны КНР была отмечена возможность ограничения поставок редкоземельных металлов, что может вызвать трудности в автомобильной промышленности и ряде других секторов Японии.

В комментариях изданию Global Times ряд китайских экспертов отметили, что заявления Такаити "не являются дипломатической оговоркой или неудачным выборов выражений", а скорее, подготовкой Японии к "освобождению от ограничений в японской конституции и возвращению на путь военной экспансии". Эксперты также отметили, что премьер-министр Японии прямо связала возникновение "угрожающей ситуации для Японии" с процессом воссоединения Китая с Тайванем в качестве предлога для самообороны Японии. 

Начавшиеся трения с Китаем показывают проблемный потенциал Санаэ Такаити в качестве премьер-министра Японии. Если власти Японии стремятся противостоять Китаю и при этом рассчитывают на сохранение экономических связей, им явно стоило делать это более деликатно. Однако, как отмечалось, происходящая ситуация отражает эволюцию внешнеполитической позиции Японии с учетом постепенных изменений в конституции и роста военного потенциала страны. 

Япония последовательно увеличивает военный потенциал своих сил самообороны и собираются наращивать вооруженные силы и дальше. Более того, дополнительным риском для Китая, а также для РФ в ближайшем будущем может стать обострение угроз со стороны военного союза Австралии, Великобритании и США (AUKUS). Данное военно-политическое объединение в Азиатско-Тихоокеанском регионе в дальнейшем может быть дополнено новыми участниками. И Япония, а также Южная Корея и, вероятно, Филиппины являются возможными кандидатами на расширение данного военного блока. Решение администрации Трампа содействовать строительству атомных подводных лодок в интересах Южной Кореи может расцениваться как один из первых шагов в направлении расширения данного военного альянса в АТР.

В перспективе Китай может столкнуться с реализацией сценария, при котором страны из "азиатско-тихоокеанского НАТО" в виде расширенного блока AUKUS будут все более явно оспаривать территориальную целостность КНР – вплоть до включения Тайваня в состав объединения. 

Ситуация с военным подъемом Японии в целом имеет схожие черты с уже озвученными планами по ускоренной милитаризацией Германии. Страны мира в различных регионах все более явно движутся к обострению геополитического соперничества, при котором экономические связи между конкурирующими странами теряют потенциал к сдерживанию внешнеполитических разногласий.

Наверх