Политическая неустойчивость развитых стран повышает вероятность авантюрных решений во внешней политике.
В условиях фрагментации мира на отдельные блоки, между которыми усиливается напряженность, риски военной конфронтации между странами, в том числе, повышаются из-за акцента властей на внешнем противостоянии для отвлечения внимания от накапливающихся социально-экономических проблем.
Низкие уровни поддержки руководства среди населения большинства развитых стран во многом вызваны недовольством из-за стагнации доходов, роста инфляции, а также ряда других проблем, связанных с миграцией.
Ответные меры руководства многих стран, последовавшие с момента начала финансового кризиса в 2009 году и продолжающиеся до сих пор, заключатся в финансировании госрасходов за счет повышения госдолга, а также роста налогов. Один из последних примеров этого – представленный в конце октября бюджетная стратегия правительства лейбористов Великобритании на ближайшие годы. При ее реализации доля налогов в ВВП Великобритании, как отмечалось, в ближайшие годы превысит 38%, приблизившись к уровням Второй мировой войны.
Системный кризис высоких долгов во многих развитых странах уже привел к экономической стагнации, из которой трудно найти выход без очередного повышения долговой нагрузки. Балансирование рынка труда при старении коренного населения и повышенных рисков обострения социальной напряженности при более активном задействовании мигрантов во многих странах не имеют каких-либо простых решений. Решение многих ключевых вопросов для властей развитых стран осложняются не только из-за сокращения их срока политической жизни, но и в условиях отсутствия полного контроля над исполнительной и законодательной властью.
В условиях экономической стагнации многие из лидеров развитых стран превращаются в "хромых уток" с низкими уровнем поддержки среди избирателей и в результате, без правительственного большинства в парламенте и контроля над законодательной властью. В число подобных лидеров в 2024 году вошли: президент Франции Эммануэль Макрон, канцлер ФРГ Олаф Шольц, президент США Джо Байден, премьер-министр Японии Шигеру Ишиба, президент Южной Кореи Юн-Сок Ёль.
Ряд из них либо уже фактически лишились власти, либо находятся на грани потери своих должностей в 2025 году. Внезапное объявление о введении военного положения в Южной Корее южнокорейским президентом, которое привели к его импичменту, в 2024 году стали примером того, что импульсивные решения и списание проблем на внешнего противника стали вполне "приемлемым" вариантом действий для руководства в условиях внутреннего кризиса.
На примере смены власти и падения уровня поддержки нового руководства в Великобритании в 2024 году развитые страны также продемонстрировали тенденцию по ускорению падения поддержки руководства за считанные месяцы с момента начала работы правительства. Премьер-министр Кир Стармер в первые недели своего руководства в июле 2024 года, по данным опроса общественного мнения Ipsos, имел положительный рейтинг – 37% избирателей одобряли его деятельность, 30% не одобряли.
Пять месяцев спустя лейбористский премьер, по оценкам Ipsos, вошел в историю как наиболее быстро и существенно лишившийся глава кабинета министров Великобритании. По данным опроса общественного мнения, проведенного с 27 ноября по 4 декабря 2024 года, его деятельностью недовольны 61% опрошенных и только 27% – одобряют. По оценкам Ipsos, Кир Стармер поставил рекорд по антирейтингу (-34%) за пять месяцев с начала руководства среди всех предыдущих премьеров-министров Великобритании вплоть до Маргарет Тэтчер.
В начале декабря 2024 года, по данным исследований общественного мнения компании Morning Consult, ни один из лидеров G7 не пользовался поддержкой 50% избирателей, все имеют высокий антирейтинг. Уровень одобрения политики лидеров 5 из 7 стран "Большой семерки" в конце 2024 года не превышает 30%.
Среди руководства развитых стран, только президент Швейцарии Виола Амхерд внутри страны в целом пользуется поддержкой населения – ее деятельность, по состоянию на начало декабря 2024 года, одобряют 56% опрошенных.
Политические кризисы со сменой правительств в Германии и Франции в 2024 году также показали, что власти довольно быстро теряют кредит доверия населения, не успевая отреагировать на кризисные тенденции в странах.
На примере президентских выборов в США в 2024 году в очередной раз проявился еще один фактор, который также может сказаться на предсказуемости внешней политики западных стран. В американском обществе за последние годы усиливается политическая поляризация – не только среди избирателей, но и среди представителей двух основных партий.
В результате новое правительство под руководством Дональда Трампа в очередной раз будет отменять многие прежние соглашения, решения и действия договоренностей, которые заключала администрация Байдена. Руководство США и ряда других западных стран, тем самым, показывает, что не может быть стабильным участником долгосрочных международных соглашений.
Усиление радикальных настроений в обществе и политической среде в виде поляризации мнений и взглядов, которая за последние годы прослеживается в США, также вносит свой вклад в тенденции властей к выбору повышенной конфронтации на мировой арене.