Монокристалл арсенида индия диаметром 100 мм, полученный в лаборатории высокотемпературных полупроводниковых соединений
Растущая зависимость США и других развитых стран от поставок редкоземельных металлов, а также других минералов и сплавов позволяет развивающимся государствам использовать свои возможности в данной сфере в качестве инструмента экономического сдерживания. Страны БРИКС в дальнейшем могли бы объединить усилия для более эффективного противостояния давлению США и Европы.
Повышенная значимость редкоземельных и ряда других металлов в экономике США в настоящее время уже играет заметную роль в формировании внешней политики страны. Стремление увеличить доступные запасы РЗМ во время второго президентского срока Дональда Трампа проявляется в более активном следовании так называемой "доктрине Монро".
В рамках акцента на данной стратегии администрация США в ближайшие годы, вероятно, продолжит давление на Гренландию, а также государства Латинской Америки в целях получения контроля над различными ресурсами, в том числе редкоземельными металлами, а также ограничения влияния Китая и каких-либо других стран в Западном полушарии. В отдельных публикациях наименование доктрины уже видоизменилось до "доктрины Трампа-Монро", основная цель которой, как отмечается, заключается в том, чтобы "не допустить попадания критически важных минералов нашего полушария в руки наших противников". Стоит отметить, что у "противников", в число которых, согласно официальным документам министерства войны США, а также разведывательных ведомств страны входят Китай и Россия, в Западном полушарии есть союзник в лице Бразилии.
Китай занимает ведущее положение по производству многих видов РЗМ, а также компонентам с их применением, однако, у развивающихся стран и ключевых членов БРИКС в лице Бразилии, России, Китая, Южной Африки и ряда других государств есть перспективы для более тесного взаимодействия в поставках критических важных видов сырья на мировые рынки. Объединение усилий в данном направлении позволило бы укрепить межстрановые связи в рамках БРИКС и при этом создать дополнительную возможность противодействия попыткам давления со стороны США.
В августе 2025 года США обновили список минералов, представляющих критически важную значимость для американской экономики и национальной безопасности до 54 наименований. Среди потенциальных причин обновления списка критически важных минералов для экономики США – применение администрацией Трампа в дальнейшем повышенных импортных пошлин или других мер в отношении стран-производителей РЗМ и других минералов.
В конце августа американские власти начали расследование на предмет демпинга цен на палладий со стороны РФ, предварительные результаты данного расследования будут опубликованы в октябре. Не исключено, что после этого в отношении российских компаний прозвучат новые обвинения в использовании "сырья как оружия" и прочие попытки "пристыдить" РФ по канонам давно просроченной протестантской морали.
Опубликованный доклад геологической службы США по РЗМ и ряду других металлов и минералов отмечает ряд ключевых уязвимостей американской экономики. В материале обозначены потенциальные последствия более чем 1200 возможных нарушений поставок по 84 минералам среди более чем 400 различных сфер экономической деятельности, совокупный вклад в ВВП США которых оценивается более чем в $4 трлн.
Доклад американских властей содержит определенные условности в виде довольно произвольных оценок вероятности нарушения поставок тех или иных видов сырья. Для отдельных стран, в частности, России и ЮАР, сохранение практически монопольного положения по отдельным видам поставок сырья не отражается в оцениваемой вероятности нарушения поставок. В частности, вероятность нарушения поставок со стороны КНР по многим позициям оценивается как "100%", при этом для РФ и ЮАР приведены значения в 4%.
Данная диспропорция в докладе представлена как формальное объяснение почему, в частности, нарушение поставок самария, редкоземельного металла, из КНР, по оценкам американских властей, является наиболее серьезным, несмотря на более существенный совокупный ущерб от нарушения поставок родия, драгоценного металла платиновой группы, из ЮАР, а также нарушения поставок ниобия из Бразилии. Негативный эффект от прекращения поставок родия из ЮАР для экономики США был оценен в $64,3 млрд, от прекращения поставок ниобия из Бразилии – в $10,4 млрд. При этом ущерб от нарушения поставок самария из КНР был оценен в $4,5 млрд. Однако, вероятность нарушения поставок из ЮАР и Бразилии в докладе оценена в 4%, а из Китая – в 100%.
В документе отмечается, что нарушения поставок самария нанесет ущерб военно-промышленной сфере США, в частности, в сегменте производства крылатых ракет, а также систем наведения и глобального позиционирования. Продолжение поставок родия необходимо для автомобильной, а также химической промышленности.
В докладе в целом Китай обозначен как основной экспортер 46 из 84 наименований минеральных ресурсов, по которым было проведено моделирование сценариев нарушения поставок, "в том числе по всем редкоземельным металлам". В 2024 году власти КНР национализировали запасы редкоземельных металлов в стране и установили жесткий контроль над добычей и экспортом РЗМ.
Одна из основных уязвимостей США по сравнению с Китаем – не только в отсутствии сравнимых с КНР запасов редкоземельных металлов, но и соответствующего объема промышленных мощностей, причем не только в добыче, но и в сегментах обогащения, разделения РЗМ, а также производства магнитов, батарей и другой продукции с использованием РЗМ.
Как показало торговое противостояние между США и КНР в 2025 году, Китай использует смягчение и ужесточение мер экспортного контроля в сфере экспорта РЗМ, а также продукции с их применением в качестве одной из ответных мер на давление со стороны США.
Администрация Трампа при этом в отношениях с ведущими производителями определенных редкоземельных металлов и значимых видов минерального сырья, в число которых входят Бразилия, Россия, Китай и Южная Африка, активно используют различные торговые ограничения в виде импортных пошлин и мер экспортного контроля в качестве инструмента давления в торговле. Отмена или снижение пошлин, а также ослабление экспортных ограничений или санкций используется властями США в качестве некоего "пряника".
В настоящее время США и развитые страны начинают разрабатывать возможность совместных действий в данной сфере. В июне 2025 года власти стран "Большой семерки" приняли так называемый "План G7 по критическим важным минералам". Текст документа был, в том числе, опубликован на сайте министерства иностранных дел Японии. Одной из основных целей документа называется "диверсификация ответственного производства и поставок критически важных минералов". Развитые страны явно озабочены получением доступа к данным видам сырья, если разрабатывают совместные стратегии в данной сфере. Одним из элементов стратегии, по сведениям агентства Reuters, является создание некоего минимального уровня цен на РЗМ. В материале данный термин обозначен как "ценовой пол". По аналогии с другими действиями развитых стран, в частности, так называемым "ценовым потолком" в нефтяном секторе, можно отметить, что со стороны развитых стран наблюдаются очередные попытки установления цен на мировом рынке за счет административных, а не рыночных методов.
Китай использует свое доминирующее положение в сфере добычи РЗМ и создания различных компонентов с их применением в качестве оружия – точно так же, как и США и Европа используют санкции, и свой контроль над финансовым рынком, а также определенными технологиями в качестве инструментов давления на другие страны.
Другим странам БРИКС стоит присмотреться к опыту КНР в формировании фактически монопольных компетенций в данной сфере, и, учитывая уязвимые места экономики США, а также других развитых стран "Большой семерки", использовать возможности по производству и поставкам критически важных минералов в своих интересах. Объединение возможностей или, по крайней мере, начало дискуссии в данном направлении среди руководства развивающихся стран могло бы стать ответным шагом на очередные попытки США и других стран диктовать правила на мировом рынке.
Ранее у развивающихся стран могли присутствовать определенные иллюзии по поводу некоей "обязанности" обеспечения бесперебойных поставок ресурсов на мировые рынки, но это колониальная логика, и она не отвечает национальным интересам стран, которые хотят развиваться как независимые государства, а не как колонии.
Развивающиеся страны могут и должны использовать свои возможности в сфере производства РЗМ и других наименований сырья в виде "геополитического оружия". В энергетике и других сферах, в которых развивающиеся страны имеют определенные преимущества перед развитыми странами, данные возможности также должны применяться, в том числе, для обеспечения национальных интересов.
Мир переходит к более жесткой стадии геополитического соперничества и военных конфликтов. В подобной ситуации использование уязвимостей недружественных развитых стран, которые пытаются оказывать систематическое давление на развивающиеся государства, является вполне естественным развитием международных отношений.