Крупнейшие российские компании обходят Уолл-стрит, чтобы исполнить свои обязательства по облигациям и бумагами даже после того, как репрессии нарушили финансовую инфраструктуру, необходимую для обслуживания облигаций.
ПАО «Лукойл» через брокеров на Кипре выкупил все свои непогашенные еврооблигации.
ПАО «Уралкалий», ПАО « ГМК «Норильский никель» и холдинговая компания «Металлоинвест», обратились к держателям облигаций за разрешением изменить документацию по облигациям, чтобы они могли осуществлять прямые выплаты инвесторам в рублях, а не в валюте, в которой был выпущен долг.
ПАО «Газпром» и ПАО « Магнитогорский металлургический комбинат» заменили часть своих еврооблигаций на рублевые.
Российский рынок международных корпоративных облигаций, который до безумия санкций стоил 85,6 млрд долларов, сократился примерно на 12,7 млрд долларов.
Даже в тех случаях, когда компания не попадает под санкции, ограничения затрагивают так много процессов, необходимых для продолжения функционирования бумаг, что возникает необходимость вывести их с рынка.
Несмотря на то, что выплаты по купону и основному долгу проходят, этот процесс усложнился и происходят значительные задержки. Компаниям необходимо разобраться с документами в России, чтобы погасить долги иностранных держателей облигаций, а финансовая система, используемая для проведения платежей иностранцам не работает или работает со сбоями.
Euroclear и Clearstream, два крупнейших центральных депозитария Европы, обрабатывают только те транзакции, которые были проверены и обработаны платежными агентами.
Но голь на выдумку хитра: многие российские компании выбрали другие альтернативы, включая свопы, обратный выкуп и прямые выплаты держателям облигаций. Препятствие, однако, заключается в том, что Euroclear и Clearstream не желают обрабатывать корпоративные действия с тех пор, как были введены санкции.
И поэтому российским компаниям приходится находить способы исключить Euroclear и Clearstream из процесса расчета. А это чревато уязвимостями к спорам о праве собственности после того как безумие санкций начнет ослабевать.
Лукойл, например, объявил о своем предложении о выкупе в пресс-релизе, не раскрывая публично условий. С инвесторами, проявившими интерес, связались брокеры, базирующиеся на Кипре, которые затем выкупили их долги во внебиржевых сделках. Представители Европейской комиссии, Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США и Управления по осуществлению финансовых санкций Великобритании отказались комментировать, является ли выкуп российских корпоративных облигаций в целом — и в случае Лукойла в частности — нарушением их санкций. Компания не подпадает под санкции, тем не менее, центральные депозитарии не обрабатывали ее корпоративные действия.
«Газпром» планирует конвертировать все внутренние активы своих еврооблигаций в российские бумаги с расчетами в рублях. 10 выпусков облигаций уже заменены, а еще 12 будут обменены до конца марта.
Замещающие облигации являются условно наиболее надежным способом обслуживания долга с учетом ограничений финансовой инфраструктуры. Еврооблигации, полученные при обмене, аннулируются, и общее количество в обращении соответственно сокращается. После завершения обмена "Газпром" выплачивает купоны как по замещающим российским облигациям, так и по оставшимся международным бумагам.
Тем временем некоторые компании разворачиваются на восток: Rusal и другие в последние месяцы заняли 52,7 млрд юаней (7,7 млрд долларов), номинированных в китайской офшорной валюте. Но этот долг по-прежнему составляет лишь 2,9% всего российского рынка корпоративного долга.