Перестройка национальной стратегии США: декларируемая оптимизация мирового господства

Военный парад в честь 250-летия армии США

Администрация Трампа продолжает попытки "продать" миру обновленную версию доминирования США под соусом "Америка прежде всего". Обновленный вариант национальной стратегии Вашингтона начинает напоминать "ядерную неопределенность" Израиля – власти США при Трампе заявляют о намерениях придерживаться более рационального подхода во внешней политике, но при этом стремятся сохранить возможность влияния на ситуацию во всем мире.

Опубликованная администрацией Трампа стратегия национальной безопасности США стала одним из первых официальных документов, который отражает намерение изменить ведение внешней политики государства по сравнению с предыдущими периодами. Отдельные положения документа, в частности, в плане оценки развития ситуации в Европе, перекликаются с выступлением вице-президента США Джеймса Дэвида Вэнса на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2025 года. 

В качестве позитивных сигналов с точки зрения ситуации в мире можно рассматривать намерения администрации Трампа следовать концепциям "прагматизма", "гибкого реализма",  "предрасположенности к отказу от вмешательства в дела других государств", "уважению суверенитета".

Данные концепции, однако, пока не вполне явно проявились во внешней политике администрации Трампа. Критика предыдущего многолетнего курса США в мире и переход к новым, более изоляционистским позициям имеют вынужденный характер. Если бы США могли сохранить прежние возможности по вмешательству в дела других стран без накопления внутренних негативных последствий в виде роста госдолга, повышения имущественного неравенства и обострения кризиса стоимости жизни – они бы продолжали попытки строительства "порядка, основанного на правилах" в прежнем формате. 

Новый документ вполне явно показывает, что США все еще добиваются сохранения доминирующих позиций в мире. В документе многократно употребляется слово "господство" – 13 раз. В частности, preeminence и preeminent использованы 6 раз, dominance – 7 раз. За исключением "доминирования Тайваня" все остальные примеры касаются стремлений администрации Трампа достичь господства/превосходства/доминирования над остальными странами в военной сфере, в экономике, в технологиях. Среди других наиболее часто употребляемых слов в документе: "экономика" – более 70 раз, "интересы" – 45 раз, "Трамп" – 27 раз, "промышленность", "промышленный" – 15 раз, "мир" (peace) – 15 раз.

С учетом этого, в несколько утрированной форме можно отметить, что в национальной стратегии США теперь преобладают экономические и промышленные интересы, господство которых Трамп будет отстаивать для достижения мира во всем мире. 

Подобную трактовку можно было бы счесть иронической, если бы акцент на роли личности президента США не был таким явным. Персонализированный характер реализации стратегии национальной  безопасности США проявляется по всему тексту документа – благодаря Трампу США "вступают в новый золотой век", "совершают необходимую корректировку". Все происходит благодаря "способностям Трампа", "миротворческим усилиям Трампа" и так далее.

В документе по национальной стратегии по безопасности США, в частности, утверждается, что президент Трамп "закрепил за собой наследие президента мира", при этом отмечены "способности Трампа по заключению беспрецедентного мира" (ability to secure unprecedented peace). Первым из восьми подобных мирных соглашений, достижению которых, как утверждается в документе, помогли способности Трампа, называется "мирное соглашение между Таиландом и Камбоджей". Согласно сообщению на сайте администрации США, которое было опубликовано 26 октября, "президент Трамп добился заключения мирного соглашения между Таиландом и Камбоджей". С учетом возобновления военных действий между Камбоджей и Таиланда в начале декабря, данный "беспрецедентный мир" между странами продлился около месяца.

Среди других ключевых тезисов, подтверждающих неоимпериалистические устремления США: "безраздельное господство" в Латинской Америке, сохранение повышенных возможностей по влиянию на процессы в Азии, Европе, на Ближнем Востоке.

В документе прямо говорится о том, что США хотят навязывать миру свои стандарты: "Мы хотим добиться того, чтобы технологии США и стандарты США – в особенности в ИИ, биотехнологиях и квантовых вычислениях – продвигали мир вперед". Для достижения своих целей США намерены использовать "мягкую" силу, военную силу, экономическое принуждение.

В документе обозначена готовность к дальнейшему использованию "мягкой" силы в стремлении к достижению господства и превосходства США, при этом также приводится критика предыдущего курса прежних властей США в плане попытки установления глобального господства при одновременном выражении схожих устремлений – в данных нюансах опубликованная стратегия национальной безопасности США приобретает двусмысленность и неопределенность. 

Администрация Трампа с одной стороны обещает не вмешиваться в дела других государств и признает их собственное развитие, но при этом определяет Западное полушарие Земли как сферу своего "безраздельного господства". Кроме того, приводится заявление о том, что "США не могут позволить никакому другому государству занять настолько доминирующее положение, при котором под угрозой окажутся наши интересы".

В этом можно рассматривать "ядерную неопределенность" новой национальной стратегии Трампа: формальный отказ от всеобщего мирового господства при одновременном выражении стремления к мировому господству во всех возможных сферах за счет различных средств, которые, в том числе, были созданы за десятилетия прежнего "неправильного" курса во внешней политике США. 

Формально не признавая – и даже критикуя – стремления к глобальному превосходству, при этом сохраняя многие прежние инструменты влияния на глобальной арене, власти США фактически продолжают придерживаться прежних позиций. Новую национальную стратегию США можно рассматривать в качестве одного из первых программных документов, постулирующих подобную внешнеполитическую неопределенность. 

С помощью инструментов, которые создавались за десятилетия неправильной, по мнению администрации Трампа политики, теперь, с помощью администрации Трампа, США будут вести "правильную" политику.

Многие заявления новой стратегии национальной безопасности США в целом не совпадают с действиями администрации Трампа. В частности, утверждается, что "мы стремимся к хорошим отношениям и мирным торговым отношениям". Данный тезис, а также заверения о "невмешательстве США в дела других государств" не находят подтверждения в реальных действиях американских властей.

Администрация Трампа продолжает попытки заставить Россию согласиться на прекращение СВО на Украине под видом "миротворчества", при этом применяя санкции и угрожая применением новых ограничений. В рамках торгово-экономического конфликта с Китаем США в одностороннем порядке применяют импортные пошлины и торговые ограничения, пытаясь угрозами заставить КНР подписать торговое соглашение. Администрация Трампа также угрожала властям Индии в связи с покупками российских энергоносителей и применила импортные пошлины по данной причине. В документе утверждается, что "президент Трамп использует нетрадиционную дипломатию, военную мощь Америки и экономическое преимущество для того, чтобы хирургически гасить угли раздора между ядерными державами". 

С момента начала второго президентского срока Трампа администрация США не предприняла никаких реальных усилий, в рамках которых бы американский президент "хирургически погасил угли раздора" между Великобританией и Францией, обладающих ядерным оружием, с одной стороны, и Россией, с другой стороны. Наоборот степень антагонизма между РФ и европейскими странами продолжает объективно усиливаться.

На данных примерах можно убедиться, что существенная часть обновленной стратегии национальной политики США – это просто "словесный салат", набор постулатов, которые не имеют под собой какого-либо реального подтверждения.

Необходимо учитывать, что непостоянство внешнеполитического курса США в целом становится одним из ключевых элементов мировой обстановки. Многие позиции данного документа, скорее всего, в дальнейшем могут быть кардинально пересмотрены после завершения текущего срока Трампа.

У России и США уже были "стратегическая стабильность" и более тесное экономическое сотрудничество в 1990-е годы и начале 2000-х. К чему в итоге привела данная "стабильность", можно посмотреть на примере текущей ситуации на Украине. Многолетнее выстраивание сотрудничества с США в экономике также привело к тому, что крупнейшая по площади страна в мире столкнулась с серьезными проблемами в гражданском авиастроении. 

Обновленная стратегия национальной безопасности США в целом не предлагает остальному миру какого-либо равноправного партнерства. Странам предлагается в очередной раз согласиться на статус технологических и экономических колоний Америки. Представители руководства развивающихся стран, которым могут импонировать отдельные положения нового документа, должны отдавать себе отчет в том, что страны, которые сохраняют повышенную зависимость и уязвимость от технологий, платежных систем и прочих инструментов США, фактически и будут оставаться американскими колониями. 

В этом контексте порядок, который предлагается навязать на основе "правил и ценностей Трампа", не так сильно отличается от порядка, основанного на "правилах Байдена" и прочих американских президентов. Долгосрочным интересам развития РФ, КНР и многих других стран будет отвечать дальнейшая деградация возможностей США по реализации соответствующих национальных стратегий.

Наверх