По предварительным оценкам Банка России, профицит во втором квартале составил лишь 5,4 млрд долларов.
Разница между притоком и оттоком валюты оказалась на 93% или в 14 раз меньше, чем во втором квартале 2022 года, когда она достигала рекордных 76,7 млрд долларов. Банк России выделил следующие факторы, которые привели к такому результату: во-первых, снизились цены на основные экспортные товары и объемы их поставок. Во-вторых, объем и общая стоимость импорта восстановились до уровня 2021 года. Дополнительную роль сыграл рост переводов дивидендов за рубеж и сезонные факторы, в частности, рост туристической активности граждан.
По оценкам главного экономиста IIF Робина Брукса, текущий счет платежного баланса всегда был сильно подвержен сезонным факторам, и традиционно его сальдо уменьшалось в летние месяцы. В текущей ситуации, когда потоки капитала уменьшились, сезонность еще больше стала влиять на статистические показатели.
В целом положительное сальдо платежного баланса по итогам 2 квартала 2023 г. оказалось самым низким с 2020 года, когда на фоне пандемии нефтяные котировки и объемы экспорта резко упали. В этот раз определенную роль сыграли и заметные скидки на сорт Urals. Они сократили платежный баланс на 25 млрд долл., полагают аналитики Goldman Sachs.
Уменьшение профицита платежного баланса может повлиять на котировки рубля на валютном рынке. Но, теоретически, Банк России может увеличить приток валюты на рынок, установив более жесткие требования к обязательной продаже валютной выручки, чем те, которые действуют сейчас.
Однако по сообщению министра финансов Антона Силуанова журналистам ТАСС, рост доллара в цене помогает выходить на базовый уровень нефтегазовых доходов, учтенных в бюджете.
«Доллар подрос в цене, цены на нефть снизились. Поэтому, если посмотреть по объему нефтегазовых доходов, кстати говоря, цена на газ тоже припала, то мы сейчас выходим, будем так говорить, на базовый уровень нефтегазовых доходов, учтенных в бюджете», - сказал министр.
По предварительным оценкам Минфина, нефтегазовые доходы бюджета РФ за январь - июнь сократились на 47% по сравнению с первым полугодием 2022 года и составили 3,382 трлн рублей. Однако это не повлияет на исполнение бюджета в этом году, но на следующую трехлетку потребуется мобилизация ресурсов.
«В этом году у нас нет каких-то серьезных опасений по поводу исполнения бюджета. В части базовых всех решений вообще у нас проблем нет — мы все сделаем. А в части дополнительных — ресурсы будут найдены. По следующей трехлетке мы сейчас как раз вместе с нашими коллегами в правительстве отрабатываем задачи по мобилизации ресурсов. Да, это потребуется», — отметил министр.