Цены на золото по большей части зависят от уровня реальных ставок. Чем выше доходность по облигациям, тем менее интересно держать в своём портфеле золото, которое не приносит никакого пассивного дохода. Сейчас уровень ставок во многих экономиках, даже с поправкой на инфляцию, находится на самом высоком уровне, по крайней мере, со времен финансового кризиса 2008-2009 годов. Но золото продолжает дорожать, несмотря на кажущуюся привлекательность всех других вложений.
Рост котировок металла можно частично объяснить не абсолютным уровнем, а направлением движения реальных ставок, которые с октября, по крайней мере, на американском долговом рынке, снизились на половину процентного пункта.
Ослабление доллара США также играет свою роль. Ценообразование золота происходит, в основном на площадках, где обращается эта валюта. Индекс доллара США к шести основным валютам упал за ноябрь на 3,5%.
Третий фактор, которые подталкивает котировки золота вверх — геополитические риски. За неделю, последовавшую за атаками ХАМАС 7 октября, цены на золото подскочили на 6%. Однако его влияние в последнее время уменьшается. Риск более широкой региональной войны, которая может ударить по мировым рынкам, по-видимому, не реализуется. В октябре модель цен на драгметалл от Всемирного совета по золоту имела аномально большой вес «остаточных» факторов. Это говорило о том, что какой-то внешний шок (например, война) ударил по ценам на золото. Однако эти факторы в ноябре перестали играть серьезную роль.
Четвертый фактор – структурные изменения в спросе центральных банков на золото. Санкции, связанные с Украиной, побудили управляющих резервами развивающихся стран переключить свои портфели с долларовых активов (в основном казначейских облигаций) в сторону золота. Покупка золота центральными банками достигла рекордного уровня в 2022 году, и в этом году ожидается новый рекорд.
За первые три квартала года Народный банк Китая с большим отрывом стал крупнейшим покупателем золота в резервы среди других центральных банков. Он купил 181 тонну и довел общие запасы до 2192 тонн. И у него есть достаточно возможностей для дальнейшего увеличения запасов. Оно составляет лишь 4% от общих резервов.
Для сравнения, золотые резервы России составляют чуть менее четверти от общего объема, Турции — 26 %. США и Германия держат в золоте около двух третей совокупных валютных резервов. Исследование Всемирного совета по золоту, опубликованное в мае, показало, что две трети центральных банков развивающихся стран и 39% центральных банков развитых стран планируют увеличивать золотые запасов в течение следующих пяти лет. В результате около 16% или даже больше от совокупного мирового спроса будет приходиться на монетарные власти.