Решение руководства Банка России сохранить ставки на прежнем уровне стало неожиданностью для фондового рынка РФ. Несмотря на продолжение роста инфляции и жесткую риторику регулятора с момента последнего заседания, в ЦБ фактически признали, что больше не могут игнорировать негативные сигналы о замедлении экономики.
По итогам последнего в 2024 году заседания совета директоров ЦБ РФ 20 декабря было объявлено о решении сохранить ключевую процентную ставку на уровне в 21%. Ранее в ЦБ своими комментариями и прогнозами сигнализировали о намерении продолжить процесс повышение ставки, в том числе на декабрьском заседании. Многие инвесторы и участники фондового рынка РФ в целом также ожидали дальнейшего повышения ставки.
В тексте сопровождающего заявления руководства ЦБ произошло смещение акцентов с роста инфляционных рисков в сторону негативных тенденций в экономике.
Под руководством Эльвиры Набиуллиной Банк России посылает довольно противоречивые сигналы, не снижая неопределенности как в ситуации в российской экономике в целом, так и в плане дальнейшей траектории денежно-кредитной политики центробанка.
В своих объяснениях о том, "что именно произошло с денежно-кредитными условиями с прошлого заседания" руководство ЦБ признает, что разрыв между ключевой ставкой и реальными процентными ставками, по которым банки выдают кредиты, с момента прошлого повышения ставки в октябре вырос до 5–6%. Тем самым, отмечается, что "ставки выросли в среднем так, как если бы при неизменности спреда ключевая ставка была повышена не до 21%, а до 24% или даже больше". В ЦБ РФ подчеркнули, что рост банковских ставок в России во многом происходит из-за ужесточения регуляторных послаблений центробанком. Также заявляется о том, что ЦБ "планомерно повышает требования к капиталу и ликвидности банков" и что "эта политика будет продолжена".
Тем самым, с одной стороны чиновники говорят об ужесточении кредитных условий и кредитования в целом в экономике РФ и заявляют о том, что "взяли паузу в повышении ключевой ставки" для того, чтобы "оценить устойчивость охлаждения кредитования и подстройку экономики к новым условиям". С другой – в центробанке признают, что своими действиями фактически подтолкнули банки к повышению процентных ставок по кредитам и в дальнейшем собираются продолжить ужесточение требований к банковской сфере.
Заявление о том, что "ЦБ использует разные инструменты для разных целей" и реплики об ужесточении требований к банкам – как и решение по сохранению ставок в целом – во многом перекликаются с комментариями президента РФ Владимира Путина, которые были сделаны днем ранее в рамках "Прямой линии".
Он отметил, что в действиях ЦБ "есть недоработки", добавив, что "некоторые эксперты полагают, что Центральный банк мог эффективнее и раньше начать использовать определенные инструменты, не связанные с повышением ключевой ставки".
Решение сохранить ставки на прежнем уровне также показывает скорость, с которой ЦБ реагирует на изменения в экономике и критику со стороны вышестоящего руководства.
В рамках пресс-конференции по итогам заседания Эльвира Набиуллина признала, что критика политики ЦБ "особо обостряется в периоды высоких ставок и в периоды цикла повышения ставок", при этом, по ее словам в центробанке в "последнее время достаточно активно взаимодействовали и с банками, и с реальным сектором экономики для того чтобы понимать, что происходит в экономике".
Как отмечалось ранее, критика в адрес ЦБ со стороны компаний реального сектора начала усиливаться после заседания в октябре, когда повышение ставок начало создавать крайне сложные условия для кредитования компаний. Однако уже после этого как Набиуллина, так и другие представители ЦБ продолжали выступать с жесткими заявлениями по инфляции – давая понять, что собираются продолжить курс повышения ставки. Во многом именно данная риторика между октябрьским и декабрьскими заседания вкупе с прогнозами ЦБ заложили основы для ожиданий роста ставки до 23% на последнем заседании 2024 года.
Однако, именно на следующий день после проведения "Прямой линии" с президентом РФ и прозвучавшей в адрес центробанка критики, у ЦБ внезапно появились "новые оперативные данные", согласно которым "в первые недели декабря кредитная активность оставалась сдержанной".
Еще одним противоречивым сигналом со стороны ЦБ РФ стало признание наличия несогласованности в действиях центробанка с реальным сектором и правительством в целом. В своих комментариях на пресс-конференции Эльвира Набиуллина заявила о том, что "мы должны здесь, что называется, "чаще сверять часы" во взаимодействии с правительством и компаниями.
В своем заявлении на пресс-конференции Набиуллина также добавила, что Банк России исходит из объявленных параметров бюджетной политики и ее нормализация в 2025 году, изменение параметров "может потребовать корректировки проводимой денежно-кредитной политики".
Тем самым, в ЦБ фактически открытым текстом дают понять, что будут не "чаще сверять часы" с правительством, а скорее "переводить стрелки" на собственном циферблате – в зависимости от того, будут ли сокращены бюджетные расходы в 2025 году или нет.
Зампред ЦБ Алексей Заботкин попытался заверить журналистов в координации деятельности ЦБ с реальным сектором, заявив о том, что "декабрьское решение по ставке ЦБ принимал, обладая более полной информацией от банков и компаний, чем рынок в целом". Однако, как уже было отмечено, представители реального сектора в лице глав различных компаний как в комментариях на различных отраслевых форумах – в том числе, при непосредственном участии представителей ЦБ – так и, выступая на заседаниях с участием представителей правительства, с начала ноября 2024 года заявляли о серьезном негативном влиянии повышения ставки центробанка на их операционную деятельность. Но последующие комментарии со стороны руководства ЦБ не отражали каких-либо заметных изменений в подходах центробанка к оценке текущей ситуации в экономике и инфляции.
Данная ситуация показывает, что в ЦБ недооценивают необходимость не только координации своих действий с правительством РФ и реальным сектором, но и адекватной и прозрачной коммуникации своей дальнейшей политики.
Ситуация в экономике России с растущим риском роста неплатежей по кредитам, замедлении экономической активности, сворачивании инвестиционных проектов и другие негативные тенденции напрямую касаются жизни и благосостояния граждан России.
Для эффективного ответа на вызовы, которые стоят перед экономикой России в условиях повышенного финансового-экономического давления извне и проведения СВО на Украине, в дальнейшем потребуется все более слаженная координация усилий руководства РФ и адаптация мер финансово-бюджетной политики к новой экономической реальности. Однако центробанк за последние месяцы создал видимость того, что достижение темпов инфляции в 4% является неким национальным проектом России и/или лабораторным проектом ЦБ РФ, результаты которого касаются всех, но выполнение – не касается никого, кроме центробанка.
Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина не исключила дальнейшего повышения ставки, сообщив, что в центробанке "в феврале либо убедятся, что текущих условий достаточно, либо вернутся к обсуждению повышения ставки".
В последние месяцы 2024 года в экономике РФ наблюдалась устойчивая тенденция по росту потребительских цен, росту цен производителей и общего усиления инфляционных ожиданий. Повышение процентных ставок до 21% не смогло остановить данную тенденцию. По ряду оценок, своими действиями, центробанк наоборот способствует новому витку цен, осложняя доступ компаниям к кредитованию, что в дальнейшем приводит к сокращению объемов производства и новому росту потребительских цен.
Дополнительным серьезным фактором в текущей ситуации также является новая фаза ослабления рубля, произошедшая в конце 2024 года. В ближайшие месяцы данная ситуация может найти отражение в экономике РФ в виде нового увеличения импортных цен.
Текущие инфляционные ожидания граждан РФ, согласно данным опроса населения инФОМ, которые были опубликованы центробанком, предполагают дальнейший рост цен в российской экономике.
Текущая "пауза", которую на два месяца взяли в ЦБ, не отменяет наличие безальтернативной дилеммы, появившейся в результате текущего подхода центробанка к осуществлению своей деятельности. Судя по декабрьскому заявлению руководства ЦБ, в феврале 2025 года в центробанке будут решать: продолжать ли дальше бескомпромиссную борьбу с инфляцией или сосредоточиться на рисках рецессии и кредитного кризиса в экономике, которые возникли из-за повышения процентных ставок.