Искусственный интеллект, абстракция
Инициатива властей КНР создать глобальную организацию по мировому регулированию технологий искусственного интеллекта, скорее всего, не найдет поддержки у администрации Трампа, но в перспективе может расцениваться как предложение Пекина создать альтернативный формат американскому проекту Stargate.
Руководство Китая на протяжении нескольких последних лет принимает определенные усилия для создания международных регулятивных норм в сфере ИИ. В октябре 2023 года Пекин официально выступил с так называемой инициативой глобального ИИ с предложением формирования подобных правил. В июле 2024 года в ООН была одобрена китайская резолюция по продвижению международного сотрудничества по созданию инфраструктуры в сфере ИИ.
В конце июля 2025 года издание "Синьхуа" сообщило о намерении руководства КНР выступить с предложением по созданию всемирной организации по сотрудничеству в сфере ИИ. Тогда же было отмечено, что это "конкретные действия Китая в ответ на призыв со стороны государств Глобального Юга по преодолению цифрового и информационно-технологического неравенства". На форуме в Пекине 27 октября глава МИД КНР Ван И заявил о том, что "Китай поддерживает ООН в качестве основного канала глобального управления ИИ".
Председатель КПК Си Цзиньпин 1 ноября в своем выступлении на форуме АТЭС в Кёнджу фактически открыто выступил с данным предложением. Он, в частности, отметил, что "Китай предложил создать Мировую организацию по сотрудничеству в сфере ИИ", добавив, что Китай готов сотрудничать с другими странами в данном направлении.
В Шанхае ежегодно, начиная с 2018 года, в рамках ООН проводится Всемирная конференция по искусственному интеллекту (WAIC). Для создания Мировой организации по сотрудничеству в сфере ИИ (WAICO), с официальным предложением о создании которой выступил Си Цзиньпин на форуме АТЭС, де-факто предлагается использовать уже существующую инфраструктуру взаимодействия с представителями различных стран и компаний в рамках данной шанхайской конференции.
Инициатива Китая в дальнейшем потенциально могла бы привлечь интерес развивающихся стран, в частности, в рамках формата БРИКС. В выступлении главы КНР не содержится какого-либо обращения к странам строить сотрудничество на основе именно китайских генеративных языковых моделей или каких-либо других технологий в этой области. Однако усилия руководства Китая по продвижению данной инициативы с созданием некоего "ООН ИИ" со штаб-квартирой в Шанхае демонстрирует желание Китая возглавить процесс формирования глобального регулирования в данной сфере.
С учетом этого призыв Китая к глобальному сотрудничеству и регулированию в сфере ИИ со штаб-квартирой организации в Шанхае, вполне вероятно, обусловлен не только и, скорее всего, не столько беспокойством за отсутствие регулирования в ИИ, сколько желанием создать и возглавить группу стран, которая стала бы альтернативным форматом уже запущенной администрацией Трампа кампанией по формированию американского альянса государств.
Соглашение о запуске проекта Stargate при участии OpenAI, Oracle и Softbank с началом второго президентства Трампа в январе 2025 года можно рассматривать в качестве одного из первых шагов администрации США и американских компаний в этом направлении. В рамках визита Трампа в Саудовскую Аравию, Катар и ОАЭ в мае администрация США, как отмечали в ИИМР, включила данные ближневосточные монархии в состав проекта. По состоянию на начало ноября 2025 года планы по участию в строительстве инфраструктуры для ИИ в рамках Stargate также объявлены для Великобритании, Норвегии и Японии. Эти страны можно считать включенными в сферу влияния американских технологий в сфере ИИ.
Администрация Трампа при этом практически с самого начала, в феврале 2025 года, продемонстрировала свое видение "сотрудничества" США с другими странами в этой сфере. Вице-президент США Джеймс Дэвид Вэнс в своем выступлении на саммите в Париже, посвященному развитию технологиям ИИ, заявил: "Данная администрация будет работать над тем, чтобы американские технологии ИИ оставались золотым стандартом в мире, США являются лидером в ИИ и наша администрация планирует сохранить это лидерство". Вэнс также заявил, что "нам нужны международные регуляторные стандарты, которые содействуют развитию технологии ИИ, а не сдерживают его". После этого вице-президент США в своем выступлении подверг критике европейские власти за чрезмерно жесткое регулирование в сфере цифровых технологий.
США и Великобритания при этом отказались подписывать совместную декларацию парижской конференции по ИИ. Страны Евросоюза также в 2025 году не были включены в состав проекта Stargate, и их текущий статус для США в сфере ИИ скорее выглядит как "потенциальный конкурент", чем партнер.
О необходимости для США достичь доминирующего положения в сфере ИИ заявляют не только чиновники администрации Трампа – прямую заинтересованность в этом проявляют крупнейшие американские компании. В частности, гендиректор Nvidia Дженсен Хуанг неоднократно заявлял о том, что "США должны выиграть гонку в сфере ИИ у Китая".
В своем выступлении на конференции в Вашингтоне в конце октября глава Nvidia заявил о том, что "мы хотим, чтобы Америка выиграла эту гонку в ИИ, без сомнения". Он также добавил: "Мы хотим, чтобы страны мира использовали ИИ, созданные на основе американских технологий".
Действия и заявления американских властей и компаний в сфере ИИ, как и во многих других сферах, в целом вполне явно показывают отсутствие какого-либо желания к сотрудничеству – США стремятся сохранить доминирующие позиции, опасаясь конкуренции со стороны Китая.
Текущий процесс соперничества между странами в сфере технологий искусственного интеллекта уже сравнивался с гонкой вооружений между СССР и США в течение Холодной войны. Двухполярный мир позволил избежать прямого ядерного конфликта, но не прекратил региональные военные конфликты.
В ближайшей и среднесрочной перспективе более реалистичным и потенциально более опасным сценарием, скорее всего, будет не гипотетическое создание суперинтеллектуального ИИ на основе текущих алгоритмических моделей анализа данных, а все более активная автоматизация рабочих мест. В ходе Холодной войны США показали, что готовы активно применять экономическое давление и другие невоенные гибридные методы для достижения своих целей. Стремление администрации Трампа диктовать условия остальным странам гарантирует, что вместо сотрудничества в сфере ИИ и выработки каких-либо общих правил на глобальном уровне мир ждет обострение технологической и экономической конкуренции.