Пузырь квантовых компаний США: ставка на технологическое лидерство в конкуренции с КНР

квантовый компьютер, абстракция

Котировки ряда американских компаний в сегменте квантовых вычислений за год показали рост в пределах нескольких тысяч процентов. Повышенный аппетит к риску в секторе, несмотря на низкие мультипликаторы компаний, в 2025 году приобрел дополнительный импульс на фоне обострения геополитического соперничества между США и Китаем.

2025 год, вполне вероятно, войдет в историю под знаком масштабных инфраструктурных инвестиций в США и других странах мира в сфере технологий искусственного интеллекта.  Крупные капитальные затраты компаний в этом сегменте при довольно скромной отдаче, как отмечали в ИИМР ранее, вызывают у многих вопросы относительно устойчивости данной ценовой динамики. 

Сегмент квантовых вычислений фондового рынка США в 2025 году продемонстрировал еще более резкий скачок – акции ряда компаний выросли на несколько порядков, несмотря на слабые текущие операционные результаты и при отсутствии ожиданий их быстрого улучшения. По состоянию к началу октября акции компаний D-Wave Quantum Inc, Rigetti Computing и Quantum Computing октября в среднем выросли на 1300–1500% с ноября 2024 года. 
В конце октября издание Wall Street Journal сообщило о том, что администрация Трампа якобы ведет переговоры по приобретению пакетов акций в ряде компаний сектора. На том фоне акции компаний подскочили еще выше: в начале ноября рост котировок D-Wave доходил до 4500% за год, акции Rigetti Computing торговались на уровнях в 4000%, акции Quantum Computing росли более чем на 3000%. После опровержения со стороны властей США произошла коррекция: рост котировок D-Wave с ноября 2024 года замедлился до "всего" 3400%, для Rigetti – до 3200%, для Quantum – до 1600%.

Ценовые уровни данных компаний выглядят завышенными не только с учетом текущих показателей, но и рыночных оценок их дальнейшей операционной деятельности. Крупнейшей американской компанией сектора по рыночной капитализации пока остается IonQ, по состоянию на 10 ноября е стоимость оценивалась в $21 млрд. За год IonQ демонстрирует существенно более скромный рост по сравнению с вышеотмеченными компаниями: "всего" 350%. Текущий показатель цена/прибыль для IonQ составляет около 300 к 1. Прогнозируемый коэффициент цена/прибыль с учетом ожидаемых продаж в 2026 году на уровне $162 млн составляет около 130 к 1.

Для компаний D-Wave Quantum и Rigetti Computing мультипликаторы выглядят еще более неправдоподобными. По оценкам Bloomberg, для Rigetti при текущей капитализации в $10 млрд прогнозируемая цена компании в следующие 12 месяцев будет превышать ее прибыль более чем в 500 раз. Согласно другим оценкам, текущий коэффициент цены/прибыли компании составляет 1377 к 1, прогнозируемый (форвардный) коэффициент к прибыли в течение следующих 12 месяцев составит 833 к 1.

Для D-Wave, по оценкам агентства, речь идет о значениях в районе 350 к 1 в плане стоимости компании по сравнению с ее прибылями. Менее оптимистичные оценки мультипликаторов D-Wavе предполагают текущие значения на уровне 450 к 1 и форвардные – на уровне 420 к 1.

Повышенный аппетит к риску вполне явно сохраняется, несмотря на убытки данных компаний за последние 12 месяцев и довольно слабые ожидаемые результаты в ближайшее время. Сохранение высоких ожиданий и привлекательности не гарантирует сохранения повышенных стоимостных значений по данным компаниями. Однако, вложения в компании сектора квантовых технологий наравне с биотехнологиями и рядом других сфер рассматриваются инвесторами в числе наиболее перспективных. 

По оценкам McKinsey, опубликованным в докладе июне 2025 года, в течение следующих 10 лет к 2035 году весь объем мирового рынка квантовых вычислений может составить от $45 млрд до $97 млрд. Подобный разброс сам по себе говорит о неопределенных перспективах сегмента.

Можно провести определенные параллели с текущей ситуацией в сегменте технологий искусственного интеллекта. Один из мировых лидеров отрасли, американская OpenAI пока является непубличной. По данным источников агентства Reuters, компания может провести первичное размещение своих акций во второй половине 2026 года при ожидаемой капитализации в $1 трлн.

В начале октября 2025 года капитализация компании была оценена в $500 млрд после продажи части акций сотрудниками OpenAI. Общая стоимость рынка технологий искусственного интеллекта в 2025 году оценивается в $244 млрд – стоимость OpenAI уже в два раза превышает объем всего рынка ИИ, при этом компания остается убыточной – с учетом операционных результатов Microsoft, в III квартале года OpenAI понесла убытки в размере более $11,5 млрд, при этом по итогам года прогнозируются убытки в размере около $27 млрд.

Данная ситуация позволяет говорить, что несмотря на слабые операционные результаты с учетом высоких дальнейших ожиданий как в сегменте ИИ, так и в секторе квантовых вычислений – несмотря на явные признаки преувеличенных ценовых значений – продолжает сохраняться повышенный инвестиционный интерес. 

Стоит также отметить, что помимо компаний, акции которых за год выросли на сотни и тысячи процентов крупными инвесторами и заинтересованными фигурантами в сегменте являются ведущие американские корпорации: Nvidia, Amazon, Google, Microsoft, IBM и ряд других. 

Обострение противостояния США и КНР в 2025 году также внесло свой вклад в повышенный инвестиционный интерес к сектору квантовых вычислений (что также справедливо и в отношении сегмента технологий искусственного интеллекта). США стремятся сдержать технологическое развитие КНР и в данном случае речь идет о последовательной стратегии со стороны американских властей. В немецкой некоммерческой организации "Институт китайских исследований "Меркатор" отмечают, что после того, как китайская компания Origin Quantum смогла создать 72-кубитный компьютер в 2024 году, США объявили об экспортных ограничений для компании и ее поставщиков под предлогом "их поддержки военных усилий Китая".

В ИИМР в 2023 году отмечали, что Китай является мировым лидером по объему государственных инвестиций в сфере квантовых технологий. По оценкам некоммерческой организации "Европейский центр международной политической экономии" (ECIPE), к началу 2024 году совокупный объем государственных и частных инвестиций в сектор со стороны Китая достиг почти $18 млрд. Для США объем финансирования оценивается примерно в $10 млрд, при этом США лидируют по объему частных инвестиций в сектор по сравнению со всеми остальными странами мира. Вместе с тем, в немецком НКО отмечали, что инвестиции США в квантовые вычисления "не соответствуют экономическому потенциалу" страны. При такой оценке можно допустить, что приток инвестиций в публичные американские компании сектора квантовых вычислений в 2025 году стал в определенном смысле попыткой "наверстать упущенное" по сравнению с финансированием сектора со стороны КНР.

Для Китая достижение лидерства, или, по крайней мере, равноценных технологических компетенций с западными компаниями в ведущих сферах становится вопросом не только престижа, но и выживания – с учетом долгосрочной конкуренции с США и охлаждения отношений с Европой.
В КНР в конце октября 2025 года, по данным издания Hubei Daily, был запущен в коммерческую эксплуатацию квантовый компьютер "Ханьюань-1". Как отмечается, на его использование были получены заказы внутри Китая, а также зарубежный экспортный заказ, что стало "новым этапом в коммерциализации квантовых вычислений в стране". 

Россия также входит в числе стран, которые ведут разработки в сфере квантовых вычислений. Наиболее высокая мощность квантового компьютера, разработанного в РФ, составляет 50 кубитов. Его успешные испытания были проведены в Физическом институте имени П. Н. Лебедева (ФИАН) в начале июля 2025 года. По прогнозам госкорпорации "Росатом", квантовый компьютер мощностью свыше 100 кубитов будет создан в РФ к 2030 году.

Наверх