Рост золота выше $4000: новые максимумы в новой парадигме

Золото в слитках

Стоимость драгметалла ставит один рекорд за другим в условиях, которых раньше не было. Инвестиционное восприятие золота серьезно изменилось на фоне ухудшения отношения к долларовым активам. 

Биржевые котировки золота в течение торгов 7 и 8 октября 2025 года довольно уверенно преодолели уровень в $4000 за тройскую унцию, закрепившись на отметке в районе $4060 –4070 за тройскую унцию. Цены на золото растут с опережением прогнозов: ведущие американские банки ранее предполагали, что данная отметка, возможно, будет превышена лишь в следующем году. В частности, в JP Morgan в июне задавались вопросом: "Преодолеют ли цены на золото уровень в 4000 за тройскую унцию в 2026 году?" В Goldman Sachs в конце сентября 2025 года прогнозировали, что цены превысят данную отметку "к середине следующего года".

В 2025 году котировкам золота потребовалось всего 6 месяцев, чтобы после достижения в марте максимума в $3000 за тройскую унцию в начале октября поставить новый рекорд выше $4000 за тройскую унцию. Ранее стоимость драгметалла не могла преодолеть уровень в $2000 за тройскую унцию на протяжении целого десятилетия.

Изменение ценовой и инвестиционной парадигмы 

Доля золота в резервах мировых ЦБ, как отмечали ранее в ИИМР, в 2025 году превысила долю гособлигаций США. Подобная ситуация до этого последний раз наблюдалась в 1996 году. 

Несмотря на более чем двукратный рост котировок за последние годы – биржевые цены оставались ниже $2000 вплоть до 2023 года – золото в 2025 году находится в более благоприятных условиях не только по сравнению с фундаментальными факторами 30-ти, 20-ти или 10-летней давности, но и по сравнению с ситуацией всего несколько лет назад. Это не гарантирует продолжения золотого "ралли" такими же темпами, которые наблюдались за последние годы, но во многом объясняет, почему произошла смена парадигмы в отношении центральных банков и инвесторов к золоту.

Стоит напомнить, что в течение 2010–2020 годов котировки золота фактически оставались в боковом тренде – цены выросли до уровней выше $1800 за тройскую унцию осенью 2011 года, однако затем на протяжении почти целого десятилетия снижались и вернулись к прежнему максимуму только в конце 2020-го. При этом золото на протяжении долгого времени на финансовых рынках рассматривалось как "ставка на конец света" – стоимость желтого металла резко возрастала в периоды обострения геополитических или финансовых рисков. Но подобные примеры были эпизодическими, с последующим снижением котировок. Подобное отношение к золоту продолжалось до тех пор, пока "конец света", в определенном смысле, не наступил – прежний сравнительно спокойный период ситуации в мировой экономике и политике подошел к концу, при этом новый период характеризуется повышенными рисками и исчезновением прежних иллюзий в надежности активов западных стран.

Серьезным поворотным моментом в динамике цен на желтый металл, как отмечали в Институте изучения мировых рынков, стала конфискация части ЗВР РФ западными странами в 2022 году после начала СВО на Украине. Данный инцидент повлек за собой заметное увеличение объемов покупок золота со стороны многих центральных банков мира. Однако помимо этого фактора наблюдается в целом ряд негативных тенденций, преимущественно по развитым странам, которые не проявлялись в такой же степени не только в предыдущем десятилетии, но и в предшествующие периоды.

– Объем государственных долгов в мире в целом и в развитых странах в частности приближается к рекордным значениям; 
Объем госдолга США по состоянию на начало октября 2025 года составляет $37,86 трлн. В начале октября 2022 года данный показатель составлял $30,9 трлн. Показатель госдолга к ВВП для США в конце 2024 года достиг 121%. Для развитых стран в целом данное значение, по оценкам МВФ, составляет 110% от ВВП. Власти многих государств при этом, в частности, Германии, а также новое руководство Японии выступают за дальнейшее использование долговых заимствований для стимулирования экономики.

– Во многих развитых странах наблюдается повышенная политическая нестабильность и социальная напряженность, в том числе, из-за проблемы повышенных долгов и ограниченных финансовых возможностей властей.
Рост долговой нагрузки в развитых странах в 2025 году транслировался во вполне конкретные кризисные явления: остановке работы правительства США из-за бюджетных разногласий; политической нестабильности во Франции из-за попыток властей сократить расходы.

– Во многих государствах сохраняются повышенные темпы инфляции.
Данный фактор справедлив не только для российской экономики и ряда других развивающихся стран, но также и для развитых государств. Золото традиционно рассматривается как защитный актив в периоды высокой инфляции, довольно известный американский финансист Рэй Далио, миллиардер и основатель хедж-фонда Bridgewater Associates, отметил, что ситуация в США и многих других странах напоминает 1970-е годы с учетом высокой инфляции.

Новым элементом в данной ситуации, в отличие от 1970-х годов является более акцентированное внимание инвесторов на долгосрочном снижении покупательной способности валют.

В июньском докладе JP Morgan отмечается, что инвесторы стали чаще покупают золото в рамках стратегии по минимизации рисков от девальвации валют: "в виде защиты от потери покупательной способности валюты из-за инфляции или девальвации". В последнее время также появляются мнения о том, что криптовалюты и, в частности, биткоин, также фактически стали частью данной "девальвационной торговли".

Один из нюансов в данном тезисе – "цифровое золото", как называют иногда биткоин и другие цифровые активы, все еще во многом зависит от рыночных настроений в плане преобладания аппетита к рискованной игре над страхами бегства от риска. Во время эпизодов бегства от риска, серьезной коррекции фондовых рынков и стоимости сырьевых активов котировки криптовалют также снижаются. Золото при этом показывает намного более устойчивую динамику и, в том числе, растет в цене при бегстве от риска. В этом плане у криптовалют, несмотря на огромный объективный рост инвестиционного интереса за последние годы, пока нет такого же "защитного" статуса, какой сформировался по отношению к золоту не только на современном этапе, но и на протяжении истории.

– Происходит снижение привлекательности долларовых активов.
Данный фактор, потенциально, является наиболее серьезным в плане дальнейших перспектив золота. Рост стоимости драгметалла в данном контексте, как и резкий рост рыночной капитализации криптовалют за последние несколько лет, отражает инвестиционный интерес вне американского рынка акций, вне гособлигаций США и других долларовых активов.

Согласно ряду последних оценок, доля золота в резервах мировых ЦБ, по состоянию на сентябрь 2025 года, составляет 27%. С учетом возможности конфискации ЗВР многие страны – в том числе формально союзные США, за последние годы предпринимают меры по репатриации своих  резервов золота из хранилищ в Нью-Йорке и Лондоне.

В ИИМР ранее также отмечали, что цены на золото можно рассматривать в качестве "барометра" финансового состояния США – чем выше уровень американского госдолга, тем выше котировки драгметалла. В этом плане склонность Дональда Трампа к "играм с долгом", о которой он сообщал еще в ходе своей первой президентской избирательной кампании, и которую он впоследствии продемонстрировал на должности президента США, также косвенно можно рассматривать в качестве одного из факторов ускорения ценового ралли по драгметаллу.

"Король долга" становится "королем золота"

По итогам двух сроков Трамп войдет в американскую историю как президент, который в номинальном выражении увеличил государственный долг США больше, чем какой-либо глава американского государства до него. За свой первый срок он уже увеличил госдолг США на $7,9 трлн – больше него взаймы у будущих поколений взял только экс-президент Байден, увеличивший объем заимствований США почти на $8,5 трлн. У Трампа впереди еще несколько лет с ежегодным ожидаемым повышением госдолга, не последнюю роль в увеличении которого сыграет принятый "Большой прекрасный закон".

В настоящее время Трамп уже с полным правом может рассчитывать на негласный титул "короля золота". За время его президентства цены на золото сначала во время его первого срока преодолели уровень в $2000 (август 2020 года), а затем и $3000 за тройскую унцию в марте 2025 года. После преодоления рубежа в $4000 за тройскую унцию в перспективе открывается возможность дальнейшего движения еще выше. С большой долей вероятности до конца его второго срока будет достигнут уровень в $5000 за тройскую унцию.

Если цены на золото вырастут до $5000 – не говоря уже о более высоких значениях – в подобном сценарии котировки драгметалла за время президентства Трампа превысят 4 значимых рубежа. Ни при каком другом президенте США до Трампа золото не дорожало такими же темпами и не преодолело хотя бы 2 подобные ценовые вершины. 

Для того, чтобы в дальнейшем превзойти подобные "достижения" Дональда Трампа последующим президентам США потребуется устроить жесточайший кризис с гиперинфляцией, при котором доллар начнет обесцениваться еще быстрее и цены на золото начнут ускоренными темпами преодолевать уровни в $6000, $7000 за тройскую унцию и выше.

Наверх