Тема быстрого и бесперебойного проведения платежных расчетов с дружественными странами после начала СВО не теряет своей актуальности.
Президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Индии Нарендра Моди обсуждали вопрос применения национальных платежных систем на встрече в Москве в начале июля 2024 года. При этом в конце июня, незадолго до проведения встречи, власти Евросоюза ввели санкции против российской Системы передачи финансовых сообщений.
Подключенные к СПФС иностранные банке рискуют оказаться под ограничительными мерами ЕС. Это ставит под вопрос эффективность использования данного механизма в трансграничных платежах. Банки Индии и ранее не выражал особого энтузиазма по использованию СПФС – об этом индийские СМИ сообщали в 2022 году.
Вынужденные меры в виде оплаты индийскими компаниями поставок российской нефти в дирхамах ОЭА уже показали свою нежизнеспособность, в том числе когда банки ОАЭ стали отказывать в проведении платежей под угрозой санкций. Другие серые схемы – в частности, в виде создания фирм-однодневок, очевидно, не могут применяться на долгосрочном треке двустороннего сотрудничества стран.
В этом свете сообщения СМИ о том, что Резервный банк Индии якобы готов использовать СПФС для расчётов между российскими и индийскими компаниями, а также о проведении переговоров между ЦБ РФ и индийским ЦБ по установке прямого обменного курса рубля и рупии без привязки к доллару, внушают сдержанный оптимизм – но не снимают вопроса о долгосрочной устойчивости и эффективности подобных мер с учетом угрозы применения западных санкций.
Одним из вариантов решения могло бы стать создание закрытой платежной системы между компаниями России и Индии, изолированной от западной финансовой инфраструктурой. Однако создание отдельного платежного механизма только для торговли РФ с Индией может рассматриваться лишь как временная мера, не учитывающая необходимость обеспечения торговли России с другими дружественными странами.
В более широком контексте идея создания независимого от западных стран финансового контура может быть интересна всем странам-участникам БРИКС. Но степень этого интереса от стране к стране разнится. Именно поэтому создание собственной валюты БРИКС, платежной системы и другой необходимой инфраструктуры – это вопрос на длительную перспективу, но без планомерной работы в этом направлении его решение будет откладываться на все более долгий срок, если вообще окажется реальным.
В краткосрочном плане в торговых отношениях России и Индии необходимо решить вопрос дисбаланса в экспорте и импорте. После резкого увеличения поставок нефти в Индию с началом СВО общий объем российского импорта со стороны Индии достиг около $60 млрд в год, при этом поставки индийских товаров в РФ на текущем этапе не превышают $4,5 млрд в год.
В качестве одного из варианта частичного использования скопившихся в Индии средств ранее уже называлось заключение контракта на строительство для российских компаний 24 грузовых кораблей на индийских верфях до 2027 года. Но этого недостаточно, а сообщения в СМИ в мае 2024 о том, что часть «зависших» рупий в Индии была потрачена в виде инвестиций в акции индийских компаний, государственные ценные бумаги, а также инфраструктурные проекты в Индии не может быть решением в принципе, так как не несет прямой выгоды для России.
Субсидирование индийской экономики за счет российских ресурсов с последующим реинвестированием средств от их продажи не может продолжаться бесконечно.
В качестве возможных мер по снижению торгового дисбаланса могли бы стать увеличенные поставки фармацевтической и химической продукции из Индии в РФ. Кроме того, индийские компании могли бы более активно участвовать в создании различных проектов на территории России.