Международный валютный фонд выпустил анализ влияния Искусственного интеллекта на рынок труда. Наряду со стандартными опасениями о том, что ИИ может оказать разрушительное влияние на некоторых сектора рынка труда, аналитики МВФ задались интересным вопросом: стоит ли облагать налогом ИИ.
Логика вопроса проста – если работник платит налоги, то, когда его заместит ИИ, налоги платить будет некому. Соответственно, корпорация может получить дополнительную прибыль от внедрения ИИ, а государство с этого ничего не получат.
Эксперты фонда пришли к выводу, что налог на ИИ нецелесообразен. Правильно обложить налогом тот же чат бот не получится – только люди могут платить налоги. Более того, специальный налог на ИИ может снизить скорость инвестиций и инноваций, подавляя рост производительности. И дополнительный сбор может принести больше вреда, чем пользы.
Для балансировки налоговой политики МВФ предлагает обратить внимание на существующие налоговые льготы в развитых странах на программное обеспечении и компьютерное оборудование. В последние десятилетия многие страны увеличили такие льготы, что побудило компании заменять работников, через внедрение максимально возможной автоматизации. Успешное внедрение автоматизации ведет к увеличению прибыли компаний.
Таким образом, общие налоги на доходы корпораций должны быть усилены, чтобы защитить налоговую базу от дальнейшего снижения доли труда в доходах и компенсировать растущее имущественное неравенство. По мнению МВФ, это имеет решающее значение, так как увеличение инвестиций в образование и перепрофилирование сотрудников для увеличения выгод от ИИ потребует увеличения государственных доходов.
Последняя инициатива по внедрению глобального минимального налога в 15% для транснациональных компаний, согласованная более чем 140 странами, является шагом в правильном направлении, считают в МВФ. Так же, МВФ предлагает рассмотреть дополнительный налог на сверхприбыль, увеличенный налог на прирост капитала и более четкое и справедливое регулирование.