HOTOMONTAGE, Earth globe on dry ground, sym
Переход к более активному продвижению и защите собственных интересов развивающихся стран должен произойти на основе новых институтов и организаций, а не утративших смысл прежних глобалистских структур, которые были созданы США. Однако вместо этого страны БРИКС продолжают демонстрировать отсутствие общей позиции и рассчитывают на возобновление работы ВТО.
Торговый представитель США Джеймисон Грир в статье издания New York Times, также опубликованной на сайте ведомства, которое возглавляет чиновник, заявил о том, что "наш существующий, безымянный мировой порядок, доминирующее положение в котором занимает Всемирная торговая организация,.. является неприемлемым и неустойчивым". По его словам, "США заплатили за эту системы потерей промышленных рабочих мест и экономической безопасности, а крупнейшим бенефициаром стал Китай с его госкомпаниями и пятилетними планами".
Немногим ранее, в начале августа, в интервью телеканалу CBS чиновник заявил о том, что президент Трамп "смотрит на возможные торговые сделки со странами и сравнивает их с выгодами от применения импортных пошлин".
Данные заявления в целом подводят черту под новым глобальным режимом импортных пошлин США, которые вступают в силу в отношении практически всех стран мира. При этом в американском руководстве открытым текстом заявляют о том, что импортные пошлины в отношении стран устанавливаются в одностороннем порядке по усмотрению президента Трампа. Если немного перефразировать выражение, к которому часто прибегали в администрации Байдена, то Трамп устанавливает новый мировой порядок, основанный на правилах, которые сам устанавливает.
США были одним из основных архитекторов системы мировой торговли после Второй мировой войны, сначала сформировав ГАТТ в 1947 году (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), а затем Всемирную торговую организацию в 1995 году. Теперь администрация Трампа окончательно "ломает" ВТО, применяя в одностороннем порядке импортные пошлины в глобальном масштабе. Кроме того, администрация США расширяет применение ограничений, напрямую вмешиваясь в торговлю развивающихся стран и угрожая применением пошлин за покупку российских энергоносителей.
Текущая ситуация в мире во многом похожа на последние годы Лиги наций перед началом Второй мировой войны. Всемирная торговая организация точно также не смогла предотвратить начало глобального применения пошлин администрацией США. Если продолжать аналогию, то новые наднациональные элементы мировой торговли смогут появиться только после завершения торговой войны, которую развязала администрация Трампа.
Но власти развивающихся государств заявляют о необходимости сохранения Всемирной торговой организации и продолжают призывать к реформам Международного валютного фонда. Продолжать взывать к сохранению подобных институтов в текущей ситуации не только бессмысленно, но и контрпродуктивно. Возвращения к некоему единому органу наподобие ВТО в условиях, когда мир разделяется на отдельные соперничающие друг с другом блоки, в ближайшем обозримом будущем не произойдет, как бы этого не хотели приверженцы глобализма, которые, по какой-то причине еще сохраняются в руководстве развивающихся стран.
Ранее национальные интересы стран также по какой-то, пока не получившей официального объяснения, причине были перепутаны с интересами транснациональных корпораций, продвижением которых занимались ВТО, МВФ и многие политики и чиновники различных стран.
Что же теперь мешает более активно заняться защитой собственной промышленности, собственной торговли? Какие конкретно совместные усилия прилагают власти Бразилии, России, Индии, Китая и других развивающихся страны для того, чтобы снизить негативные последствия от односторонних действий США?
Одним из вариантов общей стратегии, судя по миролюбивым высказываниям властей, является ожидание. Однако, возвращения к "как раньше" не будет. В первый президентский срок Трампа в 2019 году США заблокировали процесс назначения судей в апелляционную инстанцию ВТО. Уже в тот момент развивающимся странам было бы нелишним начинать задумываться об "импортозамещении" Всемирной торговой организации, пусть и в более ограниченном формате в рамках БРИКС.
С того момента апелляционный орган Всемирной торговой организации не работает уже почти 6 лет. С декабря 2019 года по конец июня 2025 года США 88 (восемьдесят восемь) раз блокировали процесс назначения судей для рассмотрения апелляций в рамках Всемирной торговой администрации.
Если в Москве, Пекине, Нью-Дели или других столицах ожидают, что следующий президент США отменит повышенные импортные пошлины и восстановит работу ВТО, то пример президента Байдена, который не стал отменять пошлины Трампа и продолжил блокировать назначение судей в ВТО, говорит о сомнительной эффективности подобной выжидательной стратегии. Проблемы, которые продолжают создавать США для развивающихся стран, не исчезнут "сами по себе", не прекратятся с приходом следующей американской администрации.
Процессы, которые развиваются в мире с подачи администрации Трампа, во многом являются необратимыми: они уже подорвали доверие к западным институтам и в настоящее время завершают воздвижение надгробного креста на прежних моделях развития, которые были основаны на иллюзиях безальтернативности западных концепций развития стран.
В этом плане серьезную угрозу представляет не только очередная перестройка торгово-экономических отношений под руководством США и в интересах США, но и сохранение западных либеральных концепций, которые продолжают действовать среди представителей финансово-экономического руководства развивающихся стран. Реализация данных концепций в рамках ВТО ранее не только привела к серьезным проблемам в развитии многих отраслей промышленности РФ, но и в целом сформировала ошибочный курс развития страны.
Президент РФ Владимир Путин уже после начала СВО на Украине сам признавал данный факт. В ходе встречи со студентами и работниками промышленных предприятий Челябинской области в феврале 2024 года он, в частности, заявил: "Мы рассчитывали на то, что мы, продавая нефть и газ, уголь и металлические заготовки, все высокотехнологичное будем получать за эти деньги где-то "за бугром". По словам президента, "появилась необходимость – оказалось, что есть и возможность производить всё самим".
Однако мало признать ошибочность прежнего курса, необходима "работа над ошибками" – многолетняя работа над прежними ошибками. Для появления "возможности производить все самим" власти КНР на протяжении многих десятилетий проводили госпрограммы, которые привели к реальным результатам и достижениям промышленности. В результате на сегодня у Китая есть возможности противодействовать США – за счет контроля над рынком редкоземельных металлов, наличием собственных технологий в сфере электромобилей, ИИ и многих других направлений.
Ранее уже отмечалось, что многополярный мир сам по себе не является каким-либо благом для народов мира: Первая и Вторая мировые войны наглядно показали это. Чтобы претендовать на формирование нового полюса силы и влияния странам придется не на словах и воззваниях к прежним западным институтам, а на деле собственными начинаниями показывать свою силу и влияние. Вместо этого власти развивающихся государств продолжают занимать пассивную позицию в плане ответных мер на слом прежней торгово-экономической архитектуры.
В подтверждение этого от официальных лиц продолжают звучать заявления о том, что "БРИКС не отвечает на угрозы", "БРИКС никогда свою деятельность не ориентирует против каких-то стран", "БРИКС не против использования доллара". В этом же духе Новый банк развития (банк БРИКС), по заявлению ее президента Дилмы Руссефф, прекратил финансирование проектов в РФ после 2022 года. Кроме того, развивающиеся страны не торопятся демонстрировать какой-либо серьезный прогресс в создании собственной платежно-финансовой инфраструктуры или каких-либо других начинаний.
Подобная пассивная позиция следования в фарватере западной глобализации за последние несколько десятилетий привела к деградации отдельных отраслей и в целом существенному обострению торгово-экономических угроз и рисков для безопасности развивающихся стран. Сосредоточение рисков в виде концентрации влияния западных институтов, а также элементов западной финансовой инфраструктуры было, в том числе, отмечено в докладе, который РФ представила для форума БРИКС в Казани осенью 2024 года.
Почти за год с момента проведения данного форума в позиции развивающихся стран мало что изменилось. Страны БРИКС встречают новую эпоху глобальных перемен без каких-либо реальных совместных инструментов противодействия давлению США и без единой позиции по импортным пошлинам администрации Трампа. При этом члены БРИКС ведут собственные, отдельные переговоры с Вашингтоном, что только подчеркивает отсутствие общей позиции и разобщенность организации в данном вопросе.
Еще более тревожным сигналом является отсутствие четкого понимания среди руководства стран того, что создание таких инструментов и в целом намного более активное противодействие внешнему давлению прямо отвечает национальным интересам государств. При этом пассивное бездействие – наоборот, является приглашением к дальнейшему давлению со стороны западных государств.
Вопрос о том, что является причиной подобной пассивной позиции развивающихся стран, в данной ситуации становится особенно острым. Среди причин этого можно отметить вполне явный экзистенциальный кризис элит, которые сформировались в условиях глобализации под руководством США.
Одним из факторов также потенциально является взаимное недоверие и/или не вполне совпадающие взгляды на дальнейшее развитие стран – примером этого является позиция Индии, одной из ключевой страны БРИКС, которая выступает за тесные связи с США и на официальном уровне выступает против усилий по созданию альтернативы доллару.
В дальнейшем для обеспечения защиты национальных государственных интересов, а не интересов отдельных бизнесменов и транснациональных структур, властям развивающихся стран, так или иначе, придется преодолеть противоречия и прекратить бояться создать свой порядок, основанный на собственных правилах в рамках финансово-экономического контура БРИКС. Иначе все заявления о национальном суверенитете будут не более чем пустым звуком, на который американская администрация будет отвечать новыми импортными пошлинами, торговыми ограничениями и санкциями, продолжая менять правила мировой торговли в своих интересах.