США попытаются остановить продвижение Китая в Латинской Америке

Контейнер

В администрации Трампа рассматривают инфраструктурную и экономическую экспансию КНР в странах региона как угрозу национальным интересам США. После уже предпринятых попыток "выдавить" компании Китая из управления портами Панамы одной из следующих целей давления  Вашингтона в дальнейшем может стать Перу.

Китай оспаривает политическое и экономическое лидерство США во многих регионах мира – Азиатско-тихоокеанском регионе, странах Африки, а также Латинской Америки. За счет планомерного выстраивания связей с африканскими государствами на протяжении многих десятилетий Китай, как отмечали в ИИМР, в 2023 году вышел на первое место по объемам торговли со странами Африки и продолжает опережать США и ЕС как по данному показателю, так и по объему прямых инвестиций в страны континента. 

В Латинской Америке Китаю удалось достичь не менее серьезных успехов. Объем торговли между КНР и странами Латинской Америки и Карибского бассейна вырос с $12 млрд в 2000-м году до $518,5 млрд в 2024 году. КНР удалось выйти на 2-ое место по объемам торговли с регионом. США сохраняют за собой лидирующие позиции, причем с довольно большим отрывом: в 2024 году объем торговли США со странами Южной Америки составил около $2 трлн. 

Торговля товарами и услугами с Латинской Америкой, 2000-2022-гг

https://worldmarketstudies.ru

Но в данной ситуации есть ряд нюансов: в торговле США с латиноамериканскими странами почти половина товарооборота приходится на торговлю с Мексикой – в 2024 году показатель составил $945 млрд. При этом КНР уже опережает США по объемам торговли с рядом ключевых стран Латинской Америки, в Бразилии доля китайского экспорта в 2024 году составила 28%, в Перу – 34%, в Чили – 36%.

Между США и Китаем просматривается существенная разница в подходах к усилению влияния в Латинской Америке. Между Пекином и Вашингтоном в целом наблюдается расхождение с постепенным выстраиванием взаимодействия через экономические связи с одной стороны и оказанием всевозможного давления для достижения интересов США – с другой. С возвращением Трампа к власти было артикулировано стремление к более активному следованию американскими властями так называемой "доктрины Монро". Агрессивная риторика Трампа и других американских высокопоставленных чиновников в адрес Гренландии, Канады, Мексики и Панамы – часть данной стратегии, так же, как и угроза военного вторжения в Венесуэлу, а также поддержка правительства Милея в Аргентине.

Финансовое "спасение" Аргентины за счет средств американского бюджета в размере $20 млрд – один из немногих примеров поддержки со стороны Вашингтона. В отношении многих других государств со стороны администрации Трампа наблюдаются различные формы силового давления.  В 2025 году администрации Трампа удалось добиться определенного успеха в "выдавливании" Китая из портов Панамы. Сделка по выкупу долей китайских компаний в морских терминалах Панамы, как ожидается, будет завершена в 2026 году. 

При этом, изначальные цели и заявления Трампа в рамках предвыборных слоганов "Сначала Америка" фактически начали видоизменяться и принимать формы финансирования антиправительственных движений в Латинской Америки. По данным агентства Reuters, опубликованным в конце сентября 2025 года, администрация США планирует выделение $1,8 млрд, который ранее предназначались для различной "иностранной помощи", для инвестиций в проекты в Гренландии и финансирования "марксистских, антиамериканских режимов" в Латинской Америке. Формально свернув работу такой организации как Агентство США по международному развитию (USAID), администрация Трампа, несмотря на это, продолжает финансирование подрывной политической деятельности в других странах. 

Товарооборот стран Латинской Америки с Китаем, как доля от их общего товарооборота, 2022 год

https://worldmarketstudies.ru

Во взаимоотношениях КНР и латиноамериканских стран акцент на ближайшие годы сделан на реализации принятого совместного плана действий Китая и Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК). В документе, опубликованном агентством Синьхуа в мае 2025 года, приведены основные направления запланированного взаимодействия, как в финансово-экономическом, так и гуманитарных, научных и других сферах.

Один из более конкретных примеров акцентов Китая на продвижении в Латинской Америки – инвестиции в инфраструктуру морских портов Латинской Америки. Крупнейшим проектом, который имеет долгосрочное стратегическое значение для Китая, является создание протяженного логистического маршрута, который отчасти дублирует Панамский канал, но при этом в перспективе более тесно связывает Китай с Бразилией.

Речь идет о так называемой "Двухокеанской железной дороги" (Twin Ocean Railway). Данный трансконтинентальный маршрут через Латинскую Америку должен соединить морские терминалы Перу и Бразилии в Тихом и Атлантическом океанах. Реализация данного проекта, по различным оценкам, позволить сократить время доставки грузов в Азию на 12 дней по сравнению с действующим маршрутом через Панамский канал.

На официальном уровне предложение о создании данного проекта, протяженность которого в зависимость от различных вариантов оценивается от 4,5 до 6,5 тыс. км, прозвучало в 2013 году. В 2025 году власти Бразилии и Китай достигли договоренностей по оценке создания данного проекта, также была озвучена предварительная оценка его стоимости в $70 млрд.

Ключевым элементом реализации данного транслатиноамериканского маршрута для Китая являются порты Перу. Порт Кальяо, расположенный вблизи Лимы, столицы страны, является крупнейшим морским терминалом тихоокеанского побережья Латинской Америки, в 2024 году объем пропускной способности порта достиг 1,96 млн TEU – ДФЭ (двадцатифутовых эквивалентах). Компания-оператор порта DP World из ОАЭ в 2024 году сообщила о завершении модернизации Кальяо в объеме $400 млн, что в ближайшие годы позволит увеличить объем пропускной способности порта до 2,7 млн TEU.

В комментариях изданию FDI Intelligence генеральный директор подразделения DP World в Перу и Эквадоре, фактически признал, что увеличение мощности порта было предпринято с расчетом на дальнейшее увеличение объемов торговли с Китаем. По его словам, "Азия будет оставаться основным источником роста, для китайского рынка нет альтернативы".

Помимо расширения пропускных возможностей данного порта с расчетом на дальнейшее повышение торгово-экономической роли Китая – причем не за китайские деньги – компании КНР фактически за несколько лет построили еще один крупный морской порт – Чанкай. Данный глубоководный порт, строительство которого началось в 2021 году в рамках сотрудничества китайской COSCO и перуанской Volcan Compania Minera, был введен в строй в 2024 году.  Строительство данного порта в Перу – часть инфраструктурного мегапроекта КНР "Один пояс, один путь". Объем инвестиций КНР в порт Чанкай оценивается в $3,6 млрд и, согласно планам, данный порт в начале 2030-х годов войдет в число крупнейших портов Латинской Америки: к 2032 году его пропускная мощность должна увеличиться до 3,5 млн TEU.

Председатель КПК Си Цзиньпин в ноябре 2024 года вместе с президентом Перу Диной Болуарте лично участвовал в церемонии открытии порта по удаленной связи в рамках саммита АТЭС. Глава КНР назвал реализацию проекта порта Чанкай "начальным этапом в создании нового морского-сухопутного коридора между Китаем и соединении с великой Тропой инков".

Менее 12 месяцев спустя, 10 октября 2025 года, президенту Дине Болуарте, был объявлен импичмент, временным исполняющим обязанности президента стал председатель парламента Перу Хосе Хери. В Перу в целом продолжается политический кризис с ускоренной сменой руководства страны: за последние 9 лет в стране сменилось 6 президентов. 

Политическая нестабильность стран Латинской Америки в настоящее время воспринимается как одна традиционных особенностей многих государств континента. Данная тенденция в XX веке во многом укрепилась из-за различных военных интервенций и вмешательств спецслужб США во внутренние дела латиноамериканских стран. В оставшиеся годы второго срока Трампа, вполне вероятно, что администрация США попытается активизировать усилия по дестабилизации государств Латинской Америки – в особенности тех, которые наиболее активно выстраивают связи с КНР. Власти США придерживались схожей стратегии по свержению "марксистских, антиамериканских режимов" в рамках сдерживания влияния СССР в регионе. 

У антикитайской кампании США в Южной Америке по сравнению с прежним антисоветским опытом могут возникнуть проблемы из-за того, что дальнейшие перспективы развития между КНР и данным регионом очевидны не только для самих латиноамериканских государств, но и, как отмечалось выше, у потенциальных инвесторов и заинтересованных компаний из других регионов мира.

Наверх