Деньги (иллюстрация). Россия. Купюры в руках.
Сохранение жесткой денежно-кредитной политики и намеренное "охлаждение" экономики со стороны ЦБ в условиях обострения противостояния с западными странами демонстрируют пониженные способности руководства центробанка к адаптации ДКП к кризисным условиям. Данные действия, вкупе с хранением ЗВР РФ в европейской юрисдикции и отказом от покупок золота рискуют стать еще одним примером неэффективных решений ЦБ, которые оказали и продолжают оказывать существенный финансовый ущерб российской экономике.
Темпы роста российской экономики, вопреки ранее сделанным поручениям президента РФ Владимира Путина, в 2025 году, и, с большой долей вероятности, также в 2026 году будут не только не выше среднемировых, а в несколько раз ниже.
Согласно текущим прогнозам Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) в 2025 и 2026 годы год темпы роста мирового ВВП составят 2,6%. В МВФ и Всемирном банке ожидают более высоких значений в 3,1% и 3%, а также 3,2% и 3,1% в 2025 и 2026 годах, соответственно.
Поступающие данные по российской экономике позволяют предположить, что в 2025 году темпы роста ВВП составят около 1%, при этом в начале 2026 года возможно дальнейшее замедление экономики в силу ряда сохраняющихся негативных тенденцией. По данным Росстата, в III квартале года темпы роста ВВП РФ составили всего 0,6%, за 9 месяцев 2025 года темпы ВВП РФ в годовом выражении составили 1%.
Одним из основных "архитекторов" сложившейся ситуации является руководство ЦБ РФ. Тема "возвращения к траектории сбалансированного роста" звучит практически в каждом сообщении центробанка в решениях по денежно-кредитной политике. В переводе на обычный язык, как показывает реальная ситуация, речь идет о том, что стагнация в российской экономике, с темпами роста ВВП на уровне 1% получает официальное обозначение со стороны ЦБ как "сбалансированный рост".
Сохранение повышенной ставки остается одним из ключевых ограничивающих факторов развития, по оценкам многих российских компаний. В экспертной среде также все более явно отмечают негативную роль российского центробанка в экономической динамике. В частности, в Институте народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИПН РАН) отметили, что "отказ от реализации новых инвестиционных проектов под влиянием жесткой денежно-кредитной политики оказывают негативное
влияние на инвестиционно-фондовый комплекс".
В количественном выражении негативное влияние, в частности, материализовалось в том, что за январь–сентябрь 2025 года показатели прибыли в российской экономике в реальном выражении сократились на 15,6%. Объем выданных банковских кредитов нефинансовым корпорациям в реальном выражении снизился на 12,8%, объем бюджетных инвестиций в реальном выражении упал на 11,1%.
Роль жесткой монетарной политики ЦБ в качестве одной из причин снижения доходов федерального бюджета из-за снижения налоговых поступлений на фоне охлаждения экономической активности уже начинает получать первые оценки, но явно заслуживает большего внимания. В ИПН РАН отмечают: "при складывающихся внешнеэкономических условиях и при жесткой денежно-кредитной политике проводимая бюджетная политика, которая состоит в повышении налоговой нагрузки и существенном снижении динамики бюджетных расходов, является единственным вариантом обеспечения бюджетной сбалансированности".
Введение новых налоговых мер и сборов со стороны правительства можно назвать вынужденной мерой – но при этом не стоит забывать, с чьей подачи осуществляется данное "охлаждение". Реализация жесткой ДКП в этом плане вполне явно ведет к "охлаждению" бюджетных поступлений. "Охладив" экономику России в 2025 году до темпов роста ВВП на уровне 1%, ЦБ РФ также создал условия для снижения налоговых поступлений бюджета. Охлаждение "бюджета", в свою очередь, ведет к дальнейшему снижению государственной поддержки.
В ИПН РАН, в частности, отмечают, что "сочетание жесткой денежно-кредитной политики и ужесточение бюджетно-налоговой политики создает предпосылки для сохранения низких темпов экономического роста в 2026 году". Риски стагнации российской экономики не только в 2025, но и в 2026 году также отметили в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).
Среди других примеров негативных последствий сохранения жесткой ДКП РФ в целом можно обозначить:
- Сокращение инвестиций;
- Ограничение доступности заемных средств для российских компаний;
- Обострение проблемы "плохих" кредитов;
- Продвижение тезиса о "сбалансированной траектории роста" – экономической стагнации РФ в условиях обострения конфликта с западными странами;
- Снижение финансовых возможностей государства по социальным и военным расходам;
- Потенциально существенный вклад в "отрицательный рост" доверия населения к власти на фоне вынужденного увеличения налогов и сборов из-за сокращения доходов бюджета.
Стоит обратить внимание на последний тезис – "охлаждение" экономики и "сбалансированный рост" ведут к тому, что из-за реализации подобного сценария более "охлажденным" и более "сбалансированным" в дальнейшем может стать и уровень поддержки населения деятельности руководства РФ.
Сам тезис о том, что "сбалансированный рост" в виде стагнации может быть неким положительным явлением для российской экономики, оспаривается представителями руководства банковского сектора РФ. На заседании совета при президенте РФ по реализации государственной демографической и семейной политики в октябре 2025 года председатель правления "Сбербанка" Герман Греф, в частности, отметил: "Не будет экономического роста, и не будет ничего. Ни социальных проблем мы не сможем решать, никаких других".
О последствия низких темпов экономического роста предупреждают не только представители российского банковского сектора. Председатель совета директоров Ана Ботин в статье Financial Times в середине декабря отметила, что "крупнейший риск финансовой стабильности для Европы больше не затрагивает банки – это сами низкие темпы экономического роста".
Подобные оценки должны быть вполне понятными и поддерживаемыми финансовым руководством стран. Но российский ЦБ своими действиями и заявлениями представителей своего руководства демонстрирует обратное. За последние годы накопилось довольно много примеров резонансных действий ЦБ РФ, среди них, в частности, можно отметить:
- Привлечение американской консалтинговой компании Oliver Wyman к модификации системы управлению рисками ЦБ РФ в условиях обострения конфликта с США и ЕС;
- Хранение золотовалютных резервов в западных странах условиях обострения конфликта;
- Отказ от покупок золота в 2022 году, формирование значительной упущенной выгоды;
- Применение докризисных подходов к таргетированию инфляции без адаптации к новым экономическим условиям;
- Оценка компаний с долговыми обязательствами как "неэффективных";
- "Охлаждение" экономики РФ вплоть до состояния стагнации.
ЦБ РФ должен и может занять более активную позицию в поддержке экономического роста – а не в его ограничении. Пока что действия финансовых властей создают именно дополнительные ограничения для экономики, а также для выполнения социальных обязательств и обеспечения национальной безопасности в целом.
Парадоксальность текущей ситуации: в кризисных условиях финансовые власти различных стран мира стремятся поддержать экономическую активность и снизить стоимость заемных средств. Но ЦБ при этом занимает противоположную позицию. В более широком контексте в настоящее время контексте долгосрочное развитие России и обеспечение национальной безопасности оказались "в заложниках" у "такой жесткости денежно-кредитных условий, которая необходима для возвращения инфляции к цели вблизи 4%". Почему российской экономике "необходимо", чтобы ЦБ пытался в 2025 году достичь целевого ориентира по инфляции, который был сформирован в 2015 году?
Представители реального сектора России ранее неоднократно задавали подобные вопросы, а также интересовались, почему ЦБ РФ создает в российской экономике условия, при которых у российских компаний нет доступа к дешевым заемным средствам.
Если определенные меры не входят в текущий мандат ЦБ – руководство центробанка могло бы выступить с предложением дополнить его, попытаться изучить пример действий ЦБ других стран, например, КНР, где Народный банк Китая, в том числе, осуществляет покупки активов в качестве мер стимулирования.
Вместо этого, по многим оценкам, со стороны ЦБ РФ продолжается реализация мер ДКП "по учебнику". Однако сам "учебник", скорее всего, уже устарел – об этом, как отмечали ранее в ИИМР, говорят сами западные "партнеры" российского ЦБ в лице МВФ, указывая на пониженную эффективность центробанков, которые продолжают придерживаться конкретных целевых значений по инфляции.
Одним из ответов со стороны центробанка стали комментарии чиновников о том, что компании, которые сталкиваются с трудностями с обслуживанием долговых обязательств, якобы являются "неэффективными". Данные комментарии фактически можно расценивать как официальную позицию ЦБ – как отмечали в ИИМР, с подобными заявлениями выступали как руководители различных отделений ЦБ, так и руководство центробанка в лице зампреда Алексея Заботкина и председателя Эльвиры Набиуллиной.
Стоит напомнить, что ЦБ не стал выводить российские ЗВР в преддверии обострения ситуации на Украине. Вне зависимости от начала СВО в 2022 году центробанк полностью проигнорировал антироссийский вектор санкций и ограничений, которые применялись против РФ на протяжении многих лет до этого. Также были проигнорированы риски конфискации ЗВР на примере захвата ЗВР Венесуэлы, Ирана, Ливии и других стран до этого.
Сейчас ситуация во многом повторяется: на фоне все более явной подготовки стран Европы к прямому военному конфликту с Россией, о котором говорят все новые и новые европейские чиновники, руководство ЦБ РФ своими действиями ограничивает экономическое развитие страны. При этом в ЦБ игнорируют поступающие сигналы о серьезных проблемах российских компаний реального сектора и вместо создания условий для повышения экономического роста, наоборот, ограничивают темпы развития РФ.
Сохранение текущих подходов ЦБ в виде ограничения экономической активности не позволяет российской экономике увеличить объем производственных мощностей. Жесткая ДКП в этом плане сама по себе является гарантией того, что промышленные возможности РФ будут оставаться ограниченными: у компаний нет доступных финансовых средств для расширения производства.
Реализация ЦБ стратегии "сбалансированного роста" и ограничение экономического потенциала России под предлогом достижения целей по инфляции в 4% в условиях, когда европейские страны ведут открытую подготовку к военному конфликту с РФ, может привести к серьезным негативным последствиям для государства. Намеренное создание финансовых ограничений для решения социально-экономических и военно-политических задач также можно рассматривать как пример неэффективного государственного управления, которое ведет к росту долгосрочных затрат для России.