Доллары США (иллюстрация)
Американские власти рассчитывают на инвестиции в размере более $10 трлн в создание новых мощностей в промышленности и критически важных отраслях США. По словам чиновников кабинета Трампа, источником этих средств станет "суверенный фонд благосостояния, который нам предоставят другие страны".
В интервью телеканалу Fox Business министр финансов США Скотт Бессент заявил о том, что "текущую ситуацию можно оценить следующим образом: эти огромные профициты [в торговле США с другими странами], которые были накоплены в офшорных юрисдикциях – они будут реинвестироваться в американскую экономику". По словам американского чиновника, "у нас есть договоренности с японцами, с корейцами, и, в определенной степени, с европейцами, в рамках которых они будут инвестировать в компании и отрасли США". Бессент добавил: "По сути, другие страны предоставляют нам суверенный фонд благосостояния, с учетом договоренностей об инвестициях со странами, а также обязательствами частных компаний, общая сумма превышает $10 трлн".
В этом же интервью прозвучали ряд других заявлений популистского характера. Министр финансов США, в частности, заявил о том, что "Трамп любит заводы и работники предприятий любят его, он – их президент". По его словам, "он хочет, чтобы рядовые американцы победили" и, как пообещал чиновник, "в течение следующего года или двух обычные граждан тоже достигнут новых успехов". В данном случае Бессент, вероятно, имел ввиду американский фондовый рынок, различные индексы которого в настоящее время демонстрируют новые максимумы – в том числе на фоне ожиданий снижения процентной ставки ФРС осенью этого года.
В целом трактовка возможного источника средств для "суверенного фонда США" в виде "инвестиций от торговых сделок" заметно расходится с официальными заявлениями министра финансов Бессента и администрации президента Трампа. Американские власти США в целом столкнулись с серьезными трудностями в процессе создания американского суверенного фонда с момента официального поручения Трампа в начале февраля. При подписании Трампом президентского указа министр финансов США 3 февраля заявил о том, что "суверенный фонд будет создан в течение 12 месяцев". Бессент отметил, что "мы собираемся монетизировать активы на балансе США для американского народа, это будет комбинация ликвидных активов, активов, которые есть у нас в стране". В пояснении к подписанному указу Трампа речь заявляется о том, что "федеральное правительство прямо владеет активами на сумму $5,7 трлн", а также "косвенно, включая запасы природных ресурсов, федеральной правительство владеет активами в намного более крупном объеме".
Несмотря на максимально обтекаемый вариант формулировки со стороны Бессента, обещания об инвестициях со стороны европейских, японских и других иностранных компаний явно не подходят под определение "активов на балансе США".
Вопросы о том, за счет каких средств администрация Трампа будет пытаться создать суверенный фонд появились еще до подписания указа, на фоне его обещаний создать подобную структуру. В агентстве Bloomberg, в частности, выдвигали предположение, что основной фонда может стать так называемая Корпорация международного финансирования развития (DFC). Данная организация, в частности, при предыдущей администрации Байдена уже предоставляла финансирование Украине, и, по многим оценкам, будет играть ключевую роль в рамках подписанного соглашения о создании в конце апреля "инвестиционного фонда реконструкции Украины". DFC также занимается продвижением американских проектов в странах Африки. Данное предположение о роли DFC, впрочем, пока не получило подтверждения.
Еще одно предположение о возможном источнике средств для "суверенного фонда США" было выдвинуто аналитической организацией "Центр американского прогресса" – в виде продажи крупных участков земли во владении федерального правительства. Подобное предложение о "монетизации активов", которое в более краткой формулировке фактически равнозначно термину "приватизация", более подходит по смыслу к заявлениям министра финансов и официальным сообщениям администрации Трампа.
Данная версия, тем не менее, также пока не получила официального подтверждения. В тексте подписанного в начале февраля указа отмечается, что "министр финансов и министр торговли должны совместно предоставить план [создания суверенного фонда] президенту в течение 90 дней с момента подписания указа".
Главы финансового и торгового министерств США направили свои предложения, однако никакого официального заявления со стороны администрации Трампа до сих пор не прозвучало. Вместо этого через СМИ были распространены различные сообщения о том, что "окончательного решения не принято". В частности, в начале мая телеканал CBS со ссылкой на неназванный источник в администрации США сообщил о том, что предложения со стороны министра финансов США Скотта Бессента и министра торговли Говарда Латника были направлены, "но не получили одобрения в Белом доме".
В СМИ при этом появились сообщение от лица представителя Белого дома Куша Десаи о том, что "в соответствии с указом президента Трампа министерства финансов и торговли сформулировали планы для [создания] суверенного фонда благосостояния, но окончательные решения пока не приняты". Позднее в мае министр финансов США в интервью агентству Bloomberg заявил о том, что "президент решил поставить на паузу [создание суверенного фонда]". По его словам, "теперь он предельно сосредоточен на выплате госдолга [США]".
Одним из подтверждений "предельной сосредоточенности" президента Трампа на вопросе "погашения долговых обязательств США" можно отметить рост госдолга США до уровня выше $37 трлн, о котором 11 августа сообщило министерство, возглавляемое Бессентом. Текущие темпы увеличения госдолга на $1 трлн каждые 5 месяцев, по оценкам американских экспертов, почти в два раза превышают средние темпы наращивания долговой нагрузки федеральным правительством США за последние 25 лет.
Ранее уже отмечалось, что президент Трамп, по оценкам самих западных экспертов, серьезно завысил сумму соглашений, которые были подписаны в ходе его майской поездки по нескольким странам Персидского залива. Вопрос об "инвестициях" со стороны европейских стран в рамках торговой сделки Трампа с ЕС также вызывает определенные вопросы. Заявляя о "крупнейшей сделке в истории", президент США и его администрация предпочли не упоминать в официальном заявлении о торговом соглашении о том, что у властей Евросоюза нет полномочий для того, чтобы каким-либо образом заставить частные европейские компании инвестировать средства в США в заявленном объеме.
Кроме того, предыдущие примеры невыполнения в полном объеме сделок, которые были подписаны во время первого президентского срока Трампа между США и Саудовской Аравией, а также между США и Китаем, ставят под сомнение реалистичность привлечения инвестиций в общем объеме "более $10 трлн", о котором заявил министр финансов США в интервью Fox Business.
Комментарии Бессента об инвестициях из торговых сделок в качестве источника средств суверенного фонда США только усиливают сумбур вокруг данной инициативы Трампа, которая пока остается невыполненной. Вопросы вызывают не только общие цифры и озвученная концепция инвестиций от сделок в качестве источников финансирования суверенного фонда США. В рамках торговых сделок США с ЕС, Японией, Саудовской Аравией и другими странами предполагаются инвестиции частных компаний в определенные проекты в США или совместно с американскими компаниями, а не перевод средств в некий "суверенный фонд". В подобной конфигурации "суверенный фонд" Трампа не сможет распоряжаться данными средствами, это не "ликвидные активы" и подобный "фонд", если он все-таки будет создан, не сможет инвестировать их по собственному усмотрению. Происходит определенная подмена понятий: министр финансов США, скорее, выдает желаемое за действительное и, не исключено, что подобным образом публичным образом предлагает администрации Трампа новый вариант финансирования суверенного фонда – после того, как предыдущие предложения, по сообщениям СМИ, были отвергнуты.
В дальнейшем перспективе привязка торговых сделок, заключенных администрацией США, к созданию "суверенного фонда" и обеспечения "победы рядовых американцев" в виде создания новых рабочих мест и производственных мощностей в США, о которых говорят чиновники Трампа, может создать довольно удобный предлог для оправдания потенциального провала или неполной реализации инициатив американского президента. Если Европейский союз, Япония, ближневосточные монархии и другие страны, с которым США заключили сделки в дальнейшем не выполнят инвестиционные обязательства в полном объеме – у Трампа будет повод для обвинения других стран в саботаже усилий по "возвращению величия Америке".
В глобальном масштабе администрация Трампа продолжает стремиться включать США в процессы и проекты, реализация которых прямо противоречит интересам РФ и развивающихся государств. Среди примеров этого: попытка использовать украинский конфликт как повод для вмешательство в торговлю между РФ и развивающимися странами, договор о Зангезурском коридоре, различные угрозы объединению БРИКС со стороны президента США.
России и развивающимся странам необходимо как можно активнее противостоять действиям США по навязыванию правил в мировой торговле, в том числе в плане открытого вымогательства средств под видом "инвестиций в американскую промышленность". Действии Вашингтона не предполагают какого-либо равноправного сотрудничества, речь идет об обслуживании американских интересов.
У РФ уже есть опыт подобных вложений. Предыдущие долгосрочные инвестиции российских компаний в США (в частности, в металлургическом секторе), в Европу (в банковской и энергетической сферах), а также в целом хранение золотовалютных резервов России вне российской юрисдикции, мягко говоря, не привели к сколько-нибудь значимому положительному эффекту для экономики РФ.
В случае успеха реализации экономической стратегии Трампа в дальнейшем возможности американских властей – финансовые, военные, геополитические – по экстерриториальной проекции силы США только повысятся, что, в свою очередь, потребует еще большего напряжения усилий со стороны государств, которые готовы реально защищать свои национальные интересы, а не участвовать в проектах по "восстановлению величия Америки".