Капитолий - здание Конгресса США в Вашингтоне
Идеологический сплав неофеодализма и корпоративного фашизма, который за последние годы набирает популярность среди политических и бизнес-элит США, стоит рассматривать как фактор риска для эффективного государственного управления и пример вынужденной концепции, возникшей в результате кризиса глобализма.
В 2024 году в издании New York Times отметили, что Питер Тиль, Илон Маск и другие миллиардеры технологического сектора "стали новыми ключевыми донорами Республиканской партии США и создали теневую кампанию по возвращению Трампа к власти".
Очередная, уже третья по счету после неудачи на выборах 2021 года, попытка по представлению миллиардера Дональда Трампа в качестве "выразителя чаяний простого американского народа" сработала, и вскоре новый вице-президент США Джей Ди Вэнс дал возможность европейским союзникам представить, что их ждет дальше в отношениях с Вашингтоном.
В своем выступлении на конференции по безопасности в Мюнхене в феврале 2025 года Вэнс разгромил европейские элиты, обвинив их в том, что "они боятся собственного народа", подавляют свободу слова и подрывают собственную безопасность.
Чиновникам ЕС стоило бы парировать, что новый вице-президент США и другие представители американской элиты в перспективе рассчитывают на создание некоего подобия европейской монархии в США. Данное обвинение было бы вдвойне кощунственно с учетом того, что США – еще в статусе британских колоний – воевали за независимость от британской монархии.
И, тем не менее, ряд крупных доноров Трампа поддерживают подобные идеи. Более того – сам Вэнс, подвергший критике бывшие и действующие королевства Старого света, является сторонником авторов концепции "Темного просвещения". Данную идеологию, в определенном смысле, можно назвать современной мутацией идей эпохи просвещения.
Как у Вэнса, так и у Трампа много крупных спонсоров, при этом не только из финансового и технологического секторов. Однако, среди них есть только один инвестор, который не только лично работал с представителями высшего руководства США, но и финансировал и продолжает продвигать авторов идеи трансформации формы правления в США.
Peter Thiel
Питер Тиль
Американец немецкого происхождения, со-основатель PayPal, Palantir и ряда других компаний, а также один из первых крупных инвесторов Facebook [запрещена в РФ] ранее был непосредственным начальником Джеймса Дэвида Вэнса в фонде Mithril – Вэнс устроился на работу в данную компанию в 2016 году. Формальным начальником, потому что в комментариях изданию Wall Street Journal в 2024 году, как отметили в Fortune, сотрудники фонда Mithril сообщили, что "ни разу не видели Вэнса" в компании.
Тиль является одним из со-основателей фонда Mithril Capital Management, и, грубо говоря, не занимал должности исполнительного директора компании. Однако его роль в наставничестве Вэнса отметил сам будущий вице-президент США. В своей статье в журнале The Lamp в 2020 году Вэнс заявил о том, что познакомился с Питером Тилем в 2011 году, когда бизнесмен выступил с лекцией в Йельской школе права. По его словам, "выступление Питера стало самым значимым моментом за время обучения". Взаимоотношения будущего второго лица американского государства и бизнесмена гомосексуальной ориентации на этом не прекратятся: в 2022 году Питер Тиль поможет Вэнсу добиться избрания в Сенат США, объем пожертвований в пользу кампании Вэнса со стороны бизнесмена составит $15 млн.
Издание Politico [заблокировано в РФ] в 2024 году также отметило, что в формировании политических взглядов Дж. Д. Вэнса сыграл Питер Тиль, который был охарактеризован, как "бывший босс [Вэнса] в венчурном фонде и основной спонсор его избирательной кампании в сенат 2022 года".
Помимо данных контактов с Вэнсом Тиль также лично и заочно присутствовал в администрации Дональда Трампа с самого начала его первого президентского срока. В 2016 году Тиль поддержал президентскую избирательную кампанию Трампа, выделив $1,25 млн, при этом среди спонсоров кандидата от республиканцев на тот момент не было крупных представителей технологического сектора США.
У Питера Тиля нет официальной должности, он стал одним из неофициальных советников администрации США, и, вполне вероятно, одним из самых влиятельных. При этом бизнесмен практически с самого начала довольно цинично описывал ключевой слоган Трампа и проводил параллели с тем как политики и главы технологических компаний описывают будущее.
В интервью изданию New York Times в 2018 году Тиль отметил: "Слоган предвыборной кампании Трампа "Сделаем Америку снова великой" – это, возможно, одна из наиболее оскорбительных фраз, которую можно произнести в Кремниевой долине". Тогда же бизнесмен признал: "В Кремниевой долине вам скажут, что будущее будет лучше, чем прошлое. Это, можно сказать, официальная пропаганда".
Питер Тиль стоит не только финансирование кампаний президента и вице-президента США, но и за другими фигурами в американской политике. В частности, сенаторы Тед Круз и Джош Хоули также попали в верхнюю палату американского парламента не в последнюю очередь благодаря финансовой поддержке со стороны данного бизнесмена. В 2012 году издание Texas Tribune опубликовало статью под названием "Донор сенатора Круза – миллиардер гомосексуальной ориентации, выступающий за легализацию марихуаны".
Согласно данным сайта OpenSecrets по политическим пожертвованиям Тиль также является одним из крупных спонсоров Джоша Хоули и Блейка Мастерса. Речь идет об избирательной кампании Джоша Хоули на пост окружного прокурора штата Миссури в 2015 и 2016 годах. Общая сумма финансирования со стороны Тиля на кампанию политика оценивается в $300 тыс. В 2018 году по итогам выборов Хоули получил место в сенате США от данного штата.
Объем пожертвований в адрес избирательной кампании Мастерса со стороны Тиля, по отдельным оценкам, составил $20 млн. Несмотря на существенную финансовую поддержку, данный кандидат Тиля не смог получить пост сенатора от штата Аризона в 2022 году.
В списке журнала TIME "100 наиболее влиятельных людей в сфере ИИ", опубликованном в конце августа 2025 года, отмечается, что "Питер Тиль оставил свои отпечатки по всему спектру революции ИИ, от финансирования компании DeepMind до наставнической роли для главы OpenAI Сэма Альтмана". Кроме того, отмечается, что гендиректор корпорации Meta [запрещена в РФ] Марк Цукерберг также входил в число его "подопечных".
Можно отметить, что Тиль и в начале поддержки Трампа почти 10 лет назад, и сейчас продолжает демонстрировать влияние на политическую сферу США без привлечения излишнего внимания. Его коллега по основанию PayPal Илон Маск со временем смог создать больше успешных и крупных компаний, но довольно быстро "побил горшки" с Трампом, несмотря на то, что выделил почти $300 млн на его президентскую кампанию в 2024 году.
Один из секретов в успешной "идеологической обработке" представителей Вашингтона и Кремниевой долины со стороны Питера Тиля – формирование мировоззрения, которое отвечало ключевым группам интересов при принятии решений в американской политике. В этом ему на протяжении многих лет помогает еще один бизнесмен, который, со временем переключился на медийную сферу.
Curtis Yarvin
Кёртис Ярвин
Немецко-американский экономист Ханс-Херманн Хоппе в 2001 году опубликовал книгу "Демократия – низвергнутый бог". Данная работа, среди прочих, оказала серьезное влияние на формирование идей "альтернативных правых" в США – в частности, в плане отказа от определенных идей рыночной экономики, в поддержку которых обычно высказываются сторонники так называемого "либертарианского" движения.
В 2007 году Кёртис Ярвин опубликовал "Манифест Формалиста". Со временем данная публикация стала рассматриваться в качестве одного из составляющих элементов так называемой "неореакционной идеологии". Среди основных положений "Манифеста": США, по своей сути, – это корпорация; корпоративный контроль может быть напрямую установлен над целыми городами.
Данные идеи в дальнейшем были дополнены как самим Ярвином, так и другими деятелями, в частности, британским блогером и писателем Ником Ландом. В 2012 году Ланд опубликовал свой "манифест" под названием "Темное просвещение".
В тексте содержатся прямые упоминания идей Ярвина, а также высказываний Питера Тиля. Одна из основных идей в работе – "свобода и демократия несовместимы", при этом авторитарные формы правления называются в качестве наиболее эффективных.
Идеи Ярвина и Ланда многими исследователями оцениваются как неофашистские. Однако более любопытно в данном случае то, что они находят все больше сторонников в Вашингтоне. После инаугурации Дональда Трампа в январе 2025 года издание Politico опубликовало интервью с Ярвином, в котором отмечается: "Идеи Кёртиса Ярвина раньше были маргинальными. Теперь они бурлят в Вашингтоне Трампа".
Ярвин в своих комментариях в пользу эффективности абсолютистского правления приводит пример деятельности президента Рузвельта. В частности, в интервью изданию New York Times в январе 2025 года он отметил, что Рузвельт требовал от конгресса США "абсолютных полномочий" и руководил Америкой "как генеральный директор". По его словам, "Рузвельт руководил программой "Новый курс" как стартапом".
При этом, однако, Ярвин не упоминает, что Рузвельт избирался американским президентом 4 раза и создавал "трудовые лагеря" в США во время Великой депрессии и Второй мировой войны. В этом состоит одно из уязвимых мест в предлагаемых американскими неореакционистами концепции – предоставление практически неограниченных полномочий президенту США и теневого контроля технологическим элитам предлагается не из-за каких-либо чрезвычайных обстоятельств или военной обстановки, а потому что "это правильно и эффективно".
Идеи Ярвина помогли Тилю и другим желающим влиять "из тени" на американскую политику объединить концепцию сильной исполнительной власти, ужесточения миграционного контроля и повышенную значимости роли глав технологических компаний в новом видении управления США.
Данные идеи уже публично обсуждались высокопоставленными чиновниками администрации Трампа. В частности, речь идет о директоре по планированию политики в госдепартаменте США Майкле Антоне, занимавшем данную позицию вплоть до сентября 2025 года. В 2021 году Антон и Ярвин обсуждали перспективы появления монархии в США.
Стоит отметить, что Трамп уже неоднократно вбрасывал идею о выдвижении своей кандидатуры на новый срок. После принятой в 1951 поправки в конституцию США об ограничении сроков президентства какие-либо другие американские лидеры не выдвигали публично подобных предложений. На республиканской конференции консервативных активистов в феврале 2028 года были замечены баннеры "Трамп 2028" с профилем политика в стиле римского государственного деятеля.
Идея о формировании в США государственного управления под руководством некоего "Цезаря" с абсолютными полномочиями – с прообразом в виде известного римского императора, принадлежит вышеупомянутому Майклу Антону.
В целом, отмеченные поползновения в американской политике и интеллектуальной среде сами по себе не являются каким-либо откровением. Ярвин, Тиль, а также ряд других деятелей и бизнесменов уже не первый год привлекают к себе внимание в плане "теневого" формирования новой политической и экономической повестки в США.
В России их идеи также начинают рассматриваться. В частности, в 2024 году в 88-м выпуске научного журнала "Диалог со временем" Российского Общества интеллектуальной истории был опубликован материал "История эволюции идей неореакционизма от "Манифеста формалиста" до "Темного просвещения". В этой, а также ряде других работ других российских авторов приводится развитие данных концепций, а также их критические оценки.
Данные идеи продвигались на протяжении нескольких последних десятилетий и в настоящее время вполне явно проникли на вершину власти США, закрепившись среди американских элит. Однако Ярвин и подобные ему "эксперты" не разработали что-то уникальное. Скорее, на протяжении многих лет они озвучивали то, что хотели услышать миллиардеры: власть должна принадлежать богатым, а народ должен повиноваться.
Для других стран это опасный и, потенциально, заразительный пример: сильная центральная власть, которая управляет страной вместе с небольшой группой элит без оглядки на интересы народа. Подобная концепция создает благодатную почву для коррупции, при этом интересы развития страны подменяются интересами корпораций.
Основная проблема в тезисах "Темного просвещения" и строе во главе с неким президентом-монархом, который правит страной с опорой на группу олигархов, заключается в том, что подобная конструкция неустойчива в долгосрочной перспективе, она не формирует надежной основы государства и не отвечает интересам его граждан.
Подмена понятий происходит на основном и самом базовом уровне: народ перестает быть источником власти. Страна рассматривается как корпорация во главе с практически бессменным монархом-исполнительным директором, а жители страны рассматриваются в качестве наемных работников. У них есть обязанности, но их избирательные права – это некий атавизм прошлого. У граждан исчезает возможность влияния на процесс принятия решений в стране, основной акцент в государственной политике сводится к реализации интересов корпораций.
Данные тенденции де-факто уже развиваются в США и ряде других странах мира на протяжении многих лет. На эту тематику еще в 2014 году было опубликовано исследование "Тестирование теорий американской политики: элиты, группы интересов и рядовые граждане". Один из основных выводов работы: США в большей степени соответствуют олигархии, чем демократии. Власти намного активнее принимают решения с учетом крупного бизнеса и групп интересов, чем в интересах обычных граждан.
Питер Тиль и другие подобные ему деятели в США пытаются актуализировать уже развивающиеся тенденции в новых концепциях руководства страной. Руководству других стран, которым по определенным причинам может быть симпатична подобная форма государственного управления, стоит задаться вопросом о том, к каким результатам она может привести.
Смесь неофеодального строя с традиционным итальянским фашизмом, которую "просвещенные" элиты технологического сектора формируют в виде новой правой идеологии "темного просвещения", не возникла "из ниоткуда" – это результат тенденций, которые на протяжении многих лет развивались в США при господстве прежней глобалистской идеологии. Среди этих тенденций:
- Концентрация богатства и рост неравенства в США. Инициаторы данной тенденции – корпорации при формальном потакании со стороны исполнительной и законодательной власти США;
- Вывод производства за пределы США. Инициаторы – корпорации при формальном бездействии со стороны исполнительной и законодательной власти США;
- Миграционный кризис (в виде роста преступности мигрантов, организации нелегальной занятости, снижения доступной занятости для коренного населения). Инициаторы – бизнес при формальном бездействии со стороны исполнительной и законодательной власти США.
Один из объектов для критики в рамках постепенного проникновения идей "Темного просвещения" в США может и должен стать сам Дональд Трамп. Его избрание американским президентом в 2017 году и переизбрание в 2021 году – это образец применений политических технологий в рамках одной из первых явных попыток воплощения идей "более эффективного" государственного управления США.
Примеры создания привлекательного рекламного образа политиков, который не имеет ничего общего с реальностью, присутствуют практически в любой стране мира. "Протестный" или "внесистемный" кандидат Дональд Трамп, якобы "возвращающий" промышленность и "величие" Америке, всю свою жизнь до начала предвыборной кампании в 2015 году был представителем финансовой элиты США. Он остался ее частью и после избрания президентом в 2016 году и переизбрания в 2024-ом – в пользу этого, в частности, говорит смягчение регулятивных норм для финансового сектора.
В интервью телеканалу CNBC в 2016 году он также заявлял о том, что он – "король долга". Трамп тогда отметил: "Я действительно люблю долги, я люблю долги, я люблю играть с долгами", вполне явно намекая на свой богатый опыт неоднократного банкротства.
Эпоха Просвещения, начавшаяся в Англии в конце XVII века, завершилась Французской революцией 1789 года и массовыми казнями, в одной из которых, в том числе, был вынужден принять личное участие король Людовик XVI.
Идеи "техномонархии", "темного просвещения" и распространение подхода к управлению государством как корпорацией, в перспективе ведут страны к новым серьезным социальным потрясениям. В пользу этого говорят продолжение тенденции роста экономического неравенства в США и других государствах, дальнейшее сосредоточение богатства среди небольших групп лиц, а также потенциально серьезные последствия для занятости вследствие внедрения технологий искусственного интеллекта.