Теневая экономика развивающихся стран: политизированный интерес развитых

36 триллионов долларов, абстракция

Развитые страны заинтересованы и принимают меры для сохранения повышенных уровней коррупции и теневой деятельности в развивающихся государствах, при этом оценки западных финансовых компаний также могут говорить о потенциальном интересе к завышению показателей в развивающихся странах.

Одним из последних оценок размеров мировой теневой экономики стало исследование британской компании E&Y, опубликованное в начале марта 2025 года. В работе отмечается, что с начала XXI века объем теневой экономики 119 из 131 стран, по которым проводились оценки, сократился на 6,7%. 

Совокупный размер теневой экономики, по оценкам E&Y, в 2023 году составлял 11,8% от ВВП стран мира или около $12,5 трлн в год. В докладе компании лидером по объему теневой экономики обозначен Китай с $3,6 трлн или 20,3% экономики "в тени". На втором месте – США с теневой экономикой в $1,4 трлн и 5%. В пятерку крупнейших стран с теневой экономикой, по версии E&Y, также вошли Индия ($931 млрд, 26,1%), Бразилия ($448 млрд, 20,6%) и Индонезия ($326 млрд, 23,8%). По оценкам доклада, среди 10 крупнейших теневых экономик мира около $5,9 трлн приходится на 6 развивающихся стран и около $2,2 трлн – на 4 развитые.

Есть определенные основания полагать, что оценки E&Y являются заниженными для США и мира в целом – в частности, судя по различным оценкам и подсчетам других компаний и экспертов.

Еще в 2011 году размер теневой экономики оценивался в $10 трлн, однако, по оценкам британской корпорации, за последующие 12 лет, ее объем вырос на $2,5 трлн – что в принципе противоречит тезису в докладе E&Y о планомерном снижении показателя в 2000–2023 годы. Несколько иные цифры по США озвучивались в 2017 году: объем американской теневой экономики оценивался в 11–12% от ВВП США и около $2 трлн. В интервью порталу Marketplace в 2024 году профессор экономики университета Восточного Мичигана Джеймс Сонорис оценил размер теневой экономики США примерно в 10% от ВВП США и в $2,5 трлн.

В докладе авторов из США и Германии, опубликованном в 2019 году, для США среднее значение теневой экономики за 1991–2017 годах отмечено как 7,6% в 2017 году – 5,7%. Данное значение соответствует примерно $1,4 трлн с учетом ВВП США в 2017 году. Однако, судя по докладу E&Y, размер теневой экономики США в 2023 году остался неизменным с 2017 года.

Для Китая в той же работе размер теневой экономики в 2017 году оценивается в 11,1%.

Вопреки утверждениям E&Y, что теневая экономика в 2023 году составляла около 1/8 от мировой экономики или около 11,8%, согласно другим оценкам, ее размер в два раза выше. По оценкам британской ассоциации ACCA Global, в 2011 году объем теневой экономики составлял 23% от мирового ВВП, в 2025 году прогнозируется его снижение до 21%.

Подобные пропорции в виде 1/5 экономики в "тени" официальной статистики, также вполне могут быть ошибочными. Но при этом вариант, в котором, они ближе к действительности, чем цифры E&Y, предполагает, что кто-то серьезно занизил оценки по теневым секторам развитых стран. За счет цифр развивающихся стран не получиться объяснить почти двукратную диспропорцию в оценках теневой экономики мира в 11,8% и 21%.

Достоверность доклада E&Y может и должна вызывать сомнения, так как репутация компании, мягко говоря, уже давно небезупречна из-за участия в многочисленных махинациях, по обвинениям в урегулировании которых были выплачены огромные штрафы.

В 1992 году компанию оштрафовали на $400 млн за предоставление недостоверных сведений в рамках Кризис сберегательных учреждений и кредитования (S&L). В 1999 году Ernst & Young выплатила штраф в размере $335 млн за предоставление недостоверных сведений при аудите Cendant Corporation. 

Штрафы в размере $400 млн в 1992 году и $335 млн в 1999 году, соответственно, были бы сопоставимы с финансовым наказанием в размере более $900 млн и около $575 млн в 2025 году. В результате, только по двум данным обвинениям в Ernst & Young в 1990-е годы заплатили около $1,5 млрд с учетом инфляции.

Финансовый кризис 2008 года, а также уголовные разбирательства в отношении крупнейших рейтинговых компаний США показали, что крупные компании склонны занижать степень риска финансовых инструментов при их оценке – если подобные занижения способствуют их денежным интересам.  Как и 3 крупнейшие американские компании в сфере рейтинговых оценок, 4 крупнейших аудиторских компании в лице Deloitte, EY, KPMG и PwC также оказались замешаны в значительном количестве коррупционных скандалов. 

Для урегулирования обвинений в "массовом бухгалтерском мошенничестве" по иску 2010 года в связи с аудитом инвестбанка Lehman Brothers, который проводили в Ernst & Young, компания в 2015 году согласилась выплатить штраф в $10 млн. В 2013 году Ernst & Young обязалась выплатить $99 млн по коллективному иску инвесторов, которые обвинили британскую корпорацию в содействии Lehman Brothers по искажению финансовой отчетности.
Комиссия по ценным бумагам и биржам США в 2022 году заставила E&Y выплатить штраф в $100 млн за внутренние нарушения при экзаменации сотрудников.

Данные примеры показывают, что E&Y, переименованная из Ernst & Young в аббревиатуру из трех символов в 2013 году, с учетом регулярной вовлеченности в подобные махинации, де-факто сама участвовала и продолжает участвовать в теневой экономике мира, когда намеренно или по некомпетентности своих сотрудников занижает финансовые риски при проведении аудиторских проверок. 

В данном вопросе в целом можно отметить несколько аспектов:

  • Трудно поддающийся оценкам размер теневой экономики стран и мира дает повод для политизации данной тематики. Оценки со стороны финансовых компаний, замешанных в коррупции и махинациях, в данном случае могут быть лишь приблизительными и, потенциально могут являться частью кампании по "обелению" и занижению показателей по юрисдикциям, в которых данные компании были оштрафованы ранее и одновременному завышению показателей для развивающихся стран.
  • Политизация термина "теневая экономика" наблюдается не только в количественном, но и в смысловом значении в виде сохранение негативной коннотации в отношении развивающихся стран при постепенной легализации "теневой" сферы в развитых странах. Примером этого является тот факт, что в ряде европейских стран отдельные виды преступной деятельности были либо серьезно декриминализованы (заметное смягчение антинаркотического законодательства в Нидерландах), либо начали открыто учитываться в официальной статистике (использование данных по проституцию и сфере наркотиков в статистике по ВВП в Италии).
  • Санкции, финансовые и торговые ограничения со стороны США, ЕС и других стран ведут к росту объемов теневой экономики, что противоречит тезису о долгосрочном сокращении объемов теневой экономики. Когда западные финансовые компании проводят исследования по данной тематике, они предпочитают не касаться роли западных стран в стимулировании теневой экономики мира. Это дополнительный повод усомниться в заключениях о том, что в мире якобы происходит снижение объемов теневой экономики. Кроме того, якобы по совершенной случайности, рост теневой экономики из-за различных ограничений касается в основном развивающихся стран. При этом помимо фактического стимулирования теневой экономики в развивающихся странах, в западных оценках наблюдается тенденция к завышению показателя из-за снижения прозрачности финансовых потоков.

Примерами ухода в "тень" из-за западных ограничений можно назвать отдельные элементы параллельного импорта; использование криптовалют в расчетах. 

Само по себе наличие повышенной теневой экономики за последнее время не является ключевым риском для стран. Как показывает ситуация в мире, в настоящее время эффективность государственного управления играет более серьезную роль, чем формальные оценки "качества институтов" и соответствие другим критериям рейтинговых агентств и аудиторских компаний.

По оценкам E&Y, доля теневой экономики Китая в 4 раза выше, чем у США. При доле теневой экономики Китая в 20,3% от ВВП по сравнению с "тенью" в американской экономике в 5% от ВВП КНР удается активно конкурировать с США во многих отраслях, планировать и реализовывать долгосрочные стратегии в различных сферах – атомной энергетике, робототехнике, беспилотных летательных аппаратах, генеративном искусственном интеллекте, электромобилях, возобновляемой энергетике. 

Потенциальные выводы не в пользу западных стран: либо качество институционального управления в Китае намного выше и власти более эффективны в достижении своих целей, чем США; либо имеет место намеренное завышение показателей теневой экономики, в частности, с целью снижения инвестиционной привлекательности КНР.

Фактор потенциальной заинтересованности западных стран в повышенном уровне теневой экономике в развитых странах был отмечен в исследовании, опубликованном в январе 2025 года.

В работе был проведен сравнительный анализ влияния теневой экономики на финансовое развитие и качество институтов в 68 развивающихся и 28 развитых странах в период 1991–2017 годов. В исследовании было отмечено, что повышенный уровень коррупции и слабое институциональное качество "может быть "скрытым благословением" для развитых стран в плане получения крупных госконтрактов. В работе не говорится об этом напрямую, но фактически западные страны заинтересованы в том, чтобы теневая экономика в развивающихся странах оставалась высокой. 

Пример Китая, однако, не распространяется на все развивающиеся государства. Как можно наблюдать в первой четверти XXI века, в мире продолжают существовать страны, правительства которых выделяют на определенные цели огромные бюджетные средства, но не могут добиться достижения поставленных задач. 

"Тень" для коррупции и вывода средств из-под государственного контроля в различных странах может присутствовать во вполне легальных тендерах и договорах, в которых заказчик выбирает исполнителя по своему усмотрению или имеющимся договоренностям, а не по реальным возможностям для выполнения заказа. Формально, средства выделены и освоены вполне легально, но итоговый результат, как оказывается, не соответствует содержанию докладов и презентаций. 

В подобных условиях, если существенная часть государственных расходов в итоге оказывается просто симуляцией деятельности без реального эффекта и какой-либо ответственности сторон – само по себе определение объемов или выявление новых сфер теневой экономики не поможет добиться улучшения экономических показателей стран и повышения эффективности их экономического развития.

Наверх