Торговая сделка США и ЕС все дальше? Вашингтон добивается от Брюсселя уступок в цифровой сфере, в ЕС бизнес недоволен пошлинами

Флаги США и ЕС

Администрация Трампа вновь добивается изменения европейского законодательства в интересах американских компаний. В Европе недовольны пошлинами о которых договорилсь Урсула фон дер Ляйен.

Торговое соглашение между США и ЕС, которое было формально достигнуто в конце июля, по-прежнему остается нератифицированным обеими сторонами. Озвученные изначально условия, в частности, в плане объемов европейских инвестиций в США и закупок американских энергоносителей, как отмечалось, вызвали вопросы по поводу реалистичности выполнения подобного соглашения.  Между сторонами сделки при этом по-прежнему сохраняются разногласия относительно ее условий.

Наложение очередного рекордного штрафа со стороны ЕС на американскую корпорацию Google почти на €3 млрд ($3,5 млрд) за злоупотребление доминирующим положением и предоставление конкурентного преимущества своим рекламным площадкам уже вызвало гнев у Дональда Трампа. 

В свою очередь, по информации газеты The Wall Street Journal, в европейских деловых кругах нарастает недовольство условиями торгового соглашения ЕС с США. Компании в Евросоюзе ожидают внесения изменений в проект соглашения после решения Белого дома включить в решение о дополнительных пошлинах на импорт металлов сотни других товаров, содержащих сталь и алюминий.

В начале августа, уже после объявления о сделке между США и ЕС, госсекретарь США Марко Рубио, по данным агентства Reuters, "дал указание американским дипломатам в Европе начаться кампанию по лоббированию против "Закона о цифровых услугах" ЕС". В агентстве отметили, что согласно отдельным сообщениям внутренней дипломатической переписки США, Вашингтон считает, что данное европейское законодательство "ограничивает свободную речь и накладывать дополнительные затраты на американские компании высокотехнологического сектора".

Издание Financial Times 17 августа со ссылкой на нескольких неназванных чиновников Евросоюза сообщило о том, что разногласия относительно "нетарифных барьеров", в том числе ограничений в рамках европейского "Закона о цифровых услугах", продолжают оставаться одной из причин, по которой подписание торгового соглашения задерживается. Как отмечается, "США хочет добиться возможных послаблений" от ЕС по данному законодательству, при этом в Еврокомиссии пытаются оказывать сопротивление данному давления. Источники FT сообщили о том, что в руководстве Евросоюза "считают смягчение этих правил красной линией".

В июле Ассоциация компьютерных и коммуникационных отраслей (CCIA) опубликовала доклад, согласно которому "европейские власти чрезмерно преследуют американские компании в правоприменительной сфере".

По оценкам организации, наблюдается серьезная диспропорция в штрафах, которые с января 2021 по май 2025 годов были вынесены властями ЕС в отношении американских компаний с одной стороны и властями США в отношении европейских фирм – с другой. В докладе отмечается, что за этот период расхождение в штрафах для всех компаний между ЕС и США составляет "почти 1 к 3" – $11,46 млрд и $4,23 млрд, соответственно. В IT-секторе разница еще более существенная: совокупный размер европейских штрафов в отношении компаний США в 44 раза превышает штрафы американских регуляторов в отношении компаний ЕС – $10,57 млрд и $0,24 млрд, соответственно.

В данной ситуации можно отметить ряд основных моментов. Администрация Байдена придерживалась намного более мягкой позиции как в отношении стран Европы в целом, так и в плане конкуренции с европейскими регуляторами по размеру штрафов. Европейские компании IT-сектора при этом не занимают такого же доминирующего положения в высокотехнологичном сегменте США в той же степени, в какой Google, Apple, Meta [запрещена на территории РФ] и ряд американских компаний представлены в Европе. За счет более активного вынесения штрафов власти ЕС, в том числе, пытаются поддержать сами европейские компании, стремясь ограничить монопольные и или близкие к монопольным позиции компаний США.

Увязка заключения торгового соглашения с США со смягчением европейского законодательства – это продолжение более агрессивного курса к Европе со стороны Трампа. Во время своего первого президентского срока президент США также выступал с угрозами в отношении ЕС относительно принятия так называемого "трансграничного углеродного налога". В 2020 году Уилбур Росс, министр торговли США в первой администрации Трампа, в интервью FT заявил о том, что "в зависимости от того, в каком виде будет приняты меры по углеродному налогу, мы будем принимать ответные действия – если по своей сути они протекционистские, как и налоги в цифровой сфере, мы будем отвечать [на эти меры]".

Более жесткую тональность отношений американских властей к Европе с началом второго президентского срока Трампа в феврале 2025 года на Мюнхенской конференции по безопасности задал вице-президент США Джеймс Дэвид Вэнс. В одном из своих первых публичных выступлений он подверг довольно резкой критике руководство Евросоюза, заявив, в частности, об "авторитарной цензуре", а также о том, что в Европе "комиссары подавляют свободную речь". В начале марта со схожим сигналом выступил председатель Федеральной комиссии по связи США (FCC) Брендан Карр. По его словам, в европейском законодательстве в цифровой сфере "есть что-то несовместимое с традициями свободы слова в Америке".

В докладе комитета Палаты представителей США по вопросам судопроизводства, опубликованном в июле, европейский "Закон о цифровых услугах" назван "глобальной угрозой" и "нарушением американской свободы слова".

Заявления властей США о "свободе слова" в цифровом пространстве с упоминанием об "американских ценностях" и прочие подобные высказывания – это довольно явный пример "показной добродетели". Стоит напомнить, что годы администраций Трампа и Байдена и чуть более ранний период администрации Обамы США, помимо целого ряда других серьезных инцидентов, стали источником:

  • глобального скандала с массовым шпионажем в интернете и других средствах связи и общения, часть подробностей о которых стали известны благодаря сообщениям бывшего сотрудника АНБ США Эдварда Сноудена; 
  • политической дезинформации международного масштаба с выдвижением ложных обвинений в адрес России по вмешательству в выборы США;
  • жесткой цензуры информации и намеренным введением в заблуждение американских граждан относительно развития военного конфликта в Афганистане.

С учетом примеров подобной деятельности американских властей по "защите свободы слова", вопрос в данном случае стоит не только и не столько о разногласиях США и ЕС относительно цензуры. Администрация Трампа хочет лишить ЕС каких-либо инструментов по давлению на американские компании высокотехнологичного сектора. В более широком контексте Вашингтон просто не признает действие европейских законов – причем, не каких-либо второстепенных законов, а ряда ключевых инициатив, которые в Евросоюзе считали определяющими для развития блока в ближайшем будущем.

С подачи властей США под сомнение поставлена легитимность уже двух крупных законодательных инициатив Евросоюза: трансграничного углеродного налога и цензуры в цифровом пространстве. 

При администрации Трампа в целом наблюдается смещение акцента давления и вмешательства в дела других государств – вместо прежних попыток навязывания "американских ценностей" и так называемой "борьбы за права человека" американские власти делают основной упор на продвижении экономических интересов США. 

Действия американского руководства в целом продолжают противоречить реализации национальных интересов других стран. При этом глубоко порочная практика глобального шпионажа в цифровой сфере, которую продолжают вести спецслужбы США, достойна не только осуждения – она требует самого жесткого противодействия. Но с другой стороны, властям других государств было бы нелишним обратить внимание на действия американского руководства по отстаиванию позиций своих компаний – как в сфере борьбы с ограничениями других стран в цифровой сфере, так и в плане противодействия, а не потакания попыткам навязывания какой-либо "зеленой" повестки и углеродных налогов.

Наверх