Ряд крупных стран Евросоюза в лице Германии, Италии и Ирландии могут понести наиболее ощутимые экономические потери. При этом ожидаемое повышение импортных пошлин США в ходе второго президентского срока Дональда Трампа может пройти в несколько этапов.
Следующие несколько лет могут пройти под знаком нового похолодания в отношениях между США и Европой. Основная причина этого – предвыборные заявления избранного президента Дональда Трампа о повышении импортных пошлин.
Трамп на протяжении многих лет использует тему импортных пошлин в своей предвыборной и президентской риторике. Еще в ходе своего первого президентского срока он обвинял ЕС в некоем "жестоком отношении" к США в торговле. На встрече G7 в начале июня 2018 года Трамп, по словам главы Еврокомиссии Юнкера, якобы обратился к нему со словами "Жан-Клод, ты – жестокий убийца".
Акцент на торговом балансе и политике
"Жестокость" в данной интерпретации Трампа заключается в положительном сальдо стран Евросоюза в торговле с США. Европа экспортирует больше товаров на американский рынок, чем импортирует из США.
По данным статистического ведомства Евросоюза, в 2023 году страны ЕС экспортировали в США товаров на общую сумму в 502 млрд евро, при этом объем американского импорта в Европу составил 344 млрд евро. США в целом являются ключевым рынков для европейских товаров, с общей долей экспорта для стран ЕС в 19,7%.
В число крупнейших экспортеров в США среди стран ЕС по итогам 2023 года вошли Германия (157,73 млрд евро), Италия (67 млрд евро), Ирландия (51,62 млрд евро) Франция (43 млрд евро), Нидерланды (40,55 млрд евро) и ряд других государств. Среди основных компонентов экспорта из европейских стран на американский рынок: медицинская и фармацевтическая продукция, автомобили и комплектующие, нефтехимия, авиационные комплектующие. Наибольшую долю в поставках из США в Европу в 2023 году составили нефть, природные газ, медицинская и фармацевтическая продукция, самолеты и авиационные комплектующие, автомобильные комплектующие.
Трамп обещал заставить страны Европы "заплатить большую цену" за то, что они покупают недостаточно большой объем американских товаров. Он также выдвигал угрозы о том, что "немецкие автомобили станут американскими" за счет повышения импортных пошлин и принуждения компаний ФРГ к переносу производства на территорию США.
Такие страны, как Германия, Италия и Ирландия являются наиболее уязвимыми перед данными угрозами Трампа – они обладают наиболее крупным торговым профицитом в торговле с США. Американский рынок был основным направлением экспорта для немецких компаний в 2023 году, его доля, по разным оценкам, составила от 9,9% до 10,1% от общего объема экспорта ФРГ. При введении импортных пошлин в 10% со стороны США, негативный эффект для ВВП Германии, по оценкам Лондонской школы экономики, может составить -0,23%. Введение 100%-ных импортных пошлин на автомобили со стороны США может привести к дополнительном отрицательному влиянию на экономику страны в размере 0,3–0,4% от ВВП.
В страховом концерне Allianz оценивают негативный эффект от пошлин Трампа для Германии в 2025–2026 годах в диапазоне от $8 млрд до $24,5 млрд – в зависимости от интенсивности торгового конфликта.
Степень потенциальных экономических потерь для других стран Европы заметно варьируется – и не только из-за номинальных цифр, но и общей значимости американского рынка для различных стран ЕС. Для Италии, занявшей второе место по номинальным объемам экспорта в США в 2023 году, доля американского рынка была на втором месте после Германии (11,9%) составляя около 10,7% от общего объема экспорта. Ее экономические потери, по оценкам Allianz, в 2025–2026 годах могут составить от $3,3 млрд до $10,5 млрд.
Компании, зарегистрированные на территории Ирландии, в 2023 году заняли третье место в Европе по объемам экспорта в США. При этом доля экспорта ирландской продукции на американский рынок составила 27% от общего объема экспорта страны. Потери ирландской экономики могут составить от $3,5 млрд до $13,3 млрд. В данном контексте от эскалации торговой войны среди стран Европы наиболее сильно может пострадать именно экономика Ирландии, для которой подобный объем потерь и общая значимость экспорта в США намного выше, чем для ФРГ или Италии.
В оценках потенциальных потерь для других европейских стран также есть определенные нюансы. В частности, Франция при четвертом по объему экспорту на американский рынок в 2023 году обладает минимальным торговым профицитом в торговле с США (236 млн евро). Основные риски для французской экономики могут заключаться в попытке Трампа усилить протекционистские меры в авиационной сфере. Однако возможные потери Airbus также отчасти могут быть нивелированы за счет увеличения объемов оборонных заказов в Европе среди европейских компаний.
Ряд других стран ЕС, которые занимают ведущие позиции по объемам экспорта на американский рынок, но при этом имеют дефицит в торговом балансе с США, могут и вовсе попытаться заключить собственные "сделки" с новой администрацией. В частности, Нидерланды (-$34,69 млрд евро), Испания (-5,7 млрд евро), Бельгия (-4,2 млрд евро) покупают больше американских товаров, нежели экспортируют в США. Тем самым, по логике Трампа, они работают на "возвращение величия Америке" – и могут попытаться добиться смягчения в новом режиме импортных пошлин при поставках своей продукции в США.
Определенные потери также могут понести и некоторые страны Европы, не входящие в Евросоюз – при этом не столько из-за экономики, сколько из-за политики. Великобритания и Швейцария могут войти в число европейских стран, которые рискуют пострадать не столько от общего повышения пошлин, сколько от целевого выполнения лозунгов Трампа "Америка прежде всего". Компании металлургического сектора данных стран могут понести потери из-за того, что Трамп в ходе избирательной кампании получил поддержку избирателей в ряде американских штатов с обещаниями помощи металлургам в США.
Сценарий постепенного повышения пошлин
Помимо определенных нюансов в торговых балансах и значимости американского экспорта для различных стран можно также выделить определенные детали в обещаниях и угрозах Трампа по поводу повышения пошлин. Стоит отметить, что речь идет не о возможном повышении импортных пошлин США на 10–20%, а до уровня в 10-20%. В 2023 году средневзвешенный уровень импортных пошлин на все товары в США составлял около 2,5–2,7%.
Еще одним возможным фактором в данной ситуации могут стать темпы предстоящей торговой эскалации. Вполне вероятно, что заявленный размер пошлин в 10% или даже 20% на все импортные товары является в определенном смысле границами, в которых администрация Трампа будет "торговаться" со странами ЕС.
Повышение пошлин может пройти поэтапно, с угрозами нового увеличения пошлин для того, чтобы склонить страны Европы к более активной работе над "возвращением величия Америке". На первом этапе реализации данной стратегии Трамп может сначала повысить пошлины на 5% для всех товаров, которые импортируются в США: при подобном сценарии произойдет минимальный рост импортных пошлин с 2,5–2,7% до 5% с сохранением угрозы продолжить повышение пошлин в дальнейшем.
На первоначальном этапе новая администрация США также может внести определенные исключения в виде критически важной продукции. По оценкам Allianz, около 10% товаров от общего объема импорта США могут быть выведены из-под действия увеличенных импортных пошлин.
При реализации данного сценария экономические потери для отдельных европейских стран и ЕС в целом будут ниже по сравнению с прогнозируемыми цифрами потерь в -0,1% от ВВП для ЕС при одномоментном повышении импортных пошлин в США до 10%.
Постепенная эскалация торговой войны между США и ЕС может позволить европейским компаниям снизить потери при переориентации своей продукции на другие рынки. При более серьезной и быстрой эскалации экономического конфликта со стороны Трампа потери для стран ЕС, соответственно, также возрастут.
При повышении импортных пошлин в США на всю продукцию с 2,5–2,7% до 5%, а также увеличении пошлин для Китая с 13% до 25% общие экономические потери в мировой торговле, по оценкам Allianz, составят примерно $135 млрд. Это сценарий "ограниченной торговой войны" в 2025–2026 годах. При "полномасштабном" торговом конфликте с повышением пошлин для КНР до 60% и общем применении импортных пошлин со стороны США на все товары в 10% потери в мировой торговле в ближайшие два года могут составить $510 млрд.
Фактор пошлин против Китая
Дополнительным элементом неопределенности в оценках возможных потерь европейских стран является ожидаемая эскалация торгового конфликта с КНР. При любом сценарии повышения импортных пошлин для ЕС действия Трампа в отношении товаров из Китая, как ожидается, будут еще "жестче".
Ряд отраслей европейской экономики, в частности, машиностроения, текстильная промышленность, производство электромобилей – даже с учетом текущих преимуществ КНР перед ЕС в данных сферах – в целом могут в определенной степени "выиграть" из-за различия в ожидаемых уровнях повышения пошлин.