Торговая война США и Китая может привести к ограниченному обострению дефляционных тенденций в Европе

Деньги (иллюстрация)

Для увеличения экспортных поставок в ЕС из-за потери части американского рынка Китай может пойти на снижение цен. Но, как показывает пример первого торгового конфликта США и КНР, власти Евросоюза, скорее всего, попытаются компенсировать наплыв китайских товаров новыми торговыми ограничениями и субсидиями. 

Резкий рост импортных пошлин США в отношении китайских товаров, по многим оценкам, приведет к повышению темпов инфляции в американской экономике. Данные опасения уже озвучивались чиновниками Федеральной резервной системы в качестве одного из аргумента против снижения процентных ставок. Однако в других регионах мира цены из-за торгового конфликта США и Китая могут, наоборот, начать постепенно снижаться. Одним из регионов, который рискует столкнуться с увеличением китайского экспорта, может стать Евросоюз. В качестве одного из косвенных предвестников подобного наплыва стоит отметить снижение курса юаня, который устанавливает Народный банк Китая, по отношению к евро. С начала 2025 года курс юаня по отношению к евро снизился на 10%.

Предупреждения о дефляционном эффекте от импортных пошлин Трампа в отношении Китая в 2024 году, в частности, озвучивались в руководстве британского центробанка. Свати Дингра, член комитета Банка Англии по монетарной политике, в рамках конференции Банка Англии в конце ноября 2024 года отметила, что "если [в отношении Китая] будут приняты импортные пошлины в размере 60%, это приведет к заметным последствиям для цен во многих странах мира, в основном в виде их снижения".

В ходе текущей конфронтации с КНР президент Трамп поднял импортные пошлины США на китайские товары до намного более высокого уровня в 145%. Одним из первых ответных шагов ряда китайских производителей стали многочисленные обращения к американским покупателям в соцсети TikTok с призывами "покупать товары напрямую у них", чтобы избежать роста цен.

Более реальным ответным ходом Китая, скорее всего, будет перенаправление части экспорта с американского на другие рынки. Подобный процесс уже наблюдался в 2017–2019 годах, на начальной стадии торгового конфликта США и Китая во время первого президентского срока Дональда Трампа. 

По данным портала Global Trade Alert, экспорт Китая в США снизился с 19,8% в 2017 году до 16,8% в 2019 году и до 12,8% в 2023 году. Экспорт КНР (в общем объеме китайского экспорта) в ЕС увеличился с 15,9% в 2017 году до 16,4% в 2019 году. В 2023 году доля ЕС в экспорте Китая выросла до 17,1%.

В ходе диверсификации экспортных потоков КНР в 2017–2019 годах поставки китайских товаров в страны Евросоюза в целом увеличились наиболее существенно по сравнению с увеличением экспорта Китая в другие государства. Но здесь же стоит отметить ряд нюансов. В совокупности увеличение экспорта КНР в другие страны было в целом выше, чем в ЕС, составив 0,7% по сравнению с 0,5%. 

Реакция властей стран на перенаправление экспорта КНР во время первой торговой войны США и Китая

Источник: worldmarketstudies.ru

Кроме того, во время предыдущей фазы увеличения китайского экспорта в Европу после начала торговой войны между США и Китаем власти ЕС приняли ряд действий для того, чтобы сгладить негативный эффект от наплыва китайских товаров на европейские компании. По оценкам Global Trade Alert, руководство Евросоюза в 2017–2019 годах предприняло около 20 различных мер по ограничению импорта, а также увеличению субсидий для европейских компаний.

Один из более новых эпизодов протекционизма ЕС в отношении Китая произошел в 2024 году, когда, как отмечалось, со стороны Евросоюза были применены импортные пошлины в отношении китайских производителей солнечных панелей. Брюссель также  применил  заградительные торговые меры в отношении электромобилей китайского производства. В ответ Пекин принял временные антидемпинговые ограничения в отношении поставок бренди из ЕС, а также начал разбирательство в отношении молочной продукции европейского производства на предмет субсидирования.

Еще одним доводом в пользу ограниченных дефляционных последствий для экономики стран ЕС от американо-китайского торгового конфликта также является не вполне идентичная структура экспорта КНР в США и в ЕС.  Европейский аналитический центр Bruegel отмечает, что "большая часть китайского экспорта в ЕС не конкурирует напрямую с товарами европейских производителей или не является угрожающей по своим объемам". 

В китайском экспорте в США, впрочем, есть определенные позиции, перенаправление которых в Европу может в буквальном смысле "задавить" какую-либо конкуренцию со стороны европейских компаний. Одним из таких экспортных наименований является "электрическое оборудование и комплектующие", объем поставок которых из Китая в США в 2023 году составил около $125 млрд. В данной экспортной категории 31% приходится на смартфоны и 10% – на литий-ионные батареи. В Bruegel отмечают, что ЕС "практически не производит смартфонов, но хочет увеличить свою долю в мировом производстве батарей". 

В долгосрочной перспективе европейская промышленность неконкурентоспособна не только по сравнению с Китаем, но и со многими другими странами мира с учетом отсутствия доступа к дешевым энергоносителям и ресурсам. ЕС на протяжении многих лет проигрывает промышленную конкуренцию Китаю и неуклонный рост китайского импорта со стороны ЕС – одно из наглядных подтверждений этого. По данным статистического ведомства ЕС, в период с 2014 по 2024 год экспорт Китая в страны Евросоюза вырос на 101,9% и в 2024 году достиг 21,3% в общем объеме экспортных поставок КНР.

Власти ЕС находятся в отстающем положении от руководства США, которое при Трампе начало пытаться исправить ситуацию с торговым дисбалансом с Китаем. Дефицит торгового баланса ЕС с КНР, начиная с 2022 года, стал ежегодно превышать 300 млрд евро.

С учетом подобных тенденций власти Евросоюза, скорее всего, так или иначе, будут предпринимать новые ограничения в торговле с КНР для сохранения остатков европейской промышленности и, скорее всего, будут стремиться не допустить резкого падения цен в случае попыток китайских экспортеров увеличить поставки продукции в ЕС. Европа в целом не является основным торговым партнером Китая и, скорее всего, не будет им и в дальнейшем. Как уже отмечалось (https://t.me/worldmarketstudies/1076), Пекин может сосредоточить основные усилия по увеличению экспорта в другие регионы мира, в частности, в страны АСЕАН, показатели торговли с которыми уже превышают товарооборот с ЕС.

Наверх