Трамп: Давос - Москва

Флаги в Давосе

Всю неделюразворачивались два сюжета – в Давосе и в Москве.

Давос

Зеленский ехать не собирался; по украинским данным, хотел, но «не рекомендовали» европейцы, чтобы избежать встречи с Трампом и соблазна войти в Совет мира, куда получил приглашение. Трамп во время своего позавчерашнего скандального выступления предположил, что Зеленский в зале, но его там не было, он был в Киеве и пообещал «в эти сложные дни (в Киеве массовые протесты из-за отсутствия тепла и света) быть с народом».

Плюнул на народ и европейцев потому, что вызвал Трамп. Встреча продолжалась менее часа (причем, Зеленский рассчитывал на участие в ней европейцев, но это не оправдалось); получил ультиматум определенного содержания, но, судя по заявлению Уиткоффа, встречу с которым Владимир Путин проводил по получению информации о переговорах Трампа с Зеленским, речь шла о территориальном вопросе. Косвенно Трамп это подтвердил, заявив, что если не сейчас, то потеря Украиной территорий продолжится.

Вторую часть ультиматума уже сам Уиткофф ранее озвучил Буданову: срок мирного соглашения – не позднее весны. Поэтому Зеленский и решил не ехать в Давос, чтобы не выслушивать это от Трампа. В итоге все равно выслушал, только в одном пакете с требованием уйти из Донбасса. Отсюда – вымученное согласие Киева на сегодняшнюю трехстороннюю встречу в Абу-Даби.

Еще Киев запросил у Вашингтона ракеты к системам ПВО, однако Трамп сделал вид, что просьбу не услышал. Напротив, надавил, судя по всему, на Зеленского по вопросу готовности вместе с США поставить перед Москвой вопрос о частичном энергетическом перемирии, в рамках которого Киев готов обязаться прекратить не только удары по НПЗ, но и атаки на танкеры «теневого флота» и терминалы (Новороссийск). Зеленский против этого как инициатор «инфраструктурной войны». Вопрос украинским правительством ставился еще летом, но Зеленский дал понять, что гуманитарная катастрофа, широко продемонстрированная миру, нанесет ущерб России.

Сообщается, что Зеленский ставил перед Уиткоффом вопрос о «воздушном перемирии», частью которого стало бы энергетическое, но получил отказ. На Украине обсуждаются утечки о готовности России перед заключением энергетического перемирия нанести серию окончательных добивающих ударов в период пика морозов, результатом которых станет тотальный блэкаут, до которого, по информированным украинским источникам, 3-4 массированных воздушных атаки (при подтвержденной эффективности украинской ПВО примерно в 25-30%). После этого можно останавливать взаимные удары по энергетике, на фоне гарантированного роста протестов. Есть предположения, что останавливать их власти собираются массовой эвакуацией крупных городов; доказательств нет, но МВД Украины распространило памятку, что нужно делать в условиях ЧС: весь набор предлагаемых мер соответствует подготовке к перемещению населения в ПВР.

Во-вторых, после встречи с Трампом Зеленский выступил на Давосе, причем, не стеснялся в отношении европейцев, персонально "наехал" на Орбана, который ему вынужден был давать публичную отповедь. Но главное: Зеленский явно предварительно договорился с Макроном о содержании выступления, ибо через 5 минут после того, как он обвинил европейцев, что они не задерживают танкеры, в отличие от США, танкер был задержан французами. Вот примерная стенограмма и хронология:

В прошлом году здесь, в Давосе, я закончил свое выступление словами: «Европа должна уметь себя защищать». Прошел год — и ничего не изменилось. Мы все еще находимся в ситуации, когда я вынужден повторять те же самые слова.

Вы послали 40 солдат в Гренландию. Зачем? Что вы этим хотите сказать? Что вы хотите этим сказать России, Китаю, Дании?
Если Трамп может захватывать российские танкеры, то почему это не делает Европа?

 

После этого танкер и захватили, и Макрон сделал по этому поводу специальное заявление.

Российскую нефть необходимо остановить, конфисковать и продать в интересах Европы. Почему бы и нет? Если у Путина не будет денег — не будет и войны для Европы. А если у Европы будут средства, она сможет защитить своих людей. Сейчас эти танкеры приносят Путину деньги. А это означает, что Россия продолжает продвигать свою разрушительную повестку.

Посмотрим на Западное полушарие. Президент Трамп провел операцию в Венесуэле, и Мадуро был арестован. Мнения по этому поводу были разными. Но факт остается фактом: Мадуро сейчас предстает перед судом в Нью-Йорке. Извините, но Путин не находится под судом.

Если Украина будет с Европой, об Европу никто не будет вытирать ноги (и далее про то, что Киев, если бы был в НАТО, российские танкеры бы не ходили в Балтике).

 

Почему Зеленский сговорился с Макроном? Две причины, на наш взгляд:

  • Макрон поругался с Трампом, точнее, Трамп «не заметил» его просьб встретиться после отказа от Совета мира и встречных обещаний 200%-ных пошлин на вина; Макрон так и убыл, не получив аудиенции;
  • наметилось военное сближение между Германией и Италией (Мерц в Риме, 10 подписанных соглашений), которое оживляет у французов неприятные исторические ассоциации, особенно на фоне декабрьской подставки Макроном немцев по несостоявшейся экспроприации российских активов.

В-третьих, на фоне трамповского ультиматума Киеву лидеры ЕС смягчили позицию по финансированию Украины. Орбан слил информацию о секретном письме по сбору 1,5 трлн евро на ближайшее 10-летие (800 млрд в два этапа в бюджет и 700 млрд – на военные нужды). Вопрос в том, что из 90 млрд обещанного кредита – было разъяснение Еврокомиссии – 60 млрд будут напрямую отправлены в европейскую оборонку «для Украины», и только 30 млрд пойдут непосредственно Киеву на затыкание бюджета, которые не покрывают образовавшихся в расходной части дыр даже на один год, а они выделяются на два. Видимо, Зеленский пригрозил, что «уйдет к Трампу», отсюда и письмо. Есть данные, что жесткая риторика Зеленского против европейцев в выступлении в сочетании с реверансами Трампу – как раз из-за денежного вопроса.

В любом случае, раскол европейцев, ось которого прошла исторически вполне традиционно – между Британией и Францией, с одной стороны, и Германией и Италией, с другой, - прямой результат вмешательства Трампа на Украине, а также гренландского вопроса. Трамп плюнул решать этот вопрос с европейскими лидерами, а решил с НАТО – с Рютте (учитывая, что почти 60% расходов альянса несут США, а оставшиеся 40% - остальные, вместе взятые). Но решил по ограниченному, компромиссному варианту; по состоянию на сейчас речь идет об аренде баз и добыче ископаемых ресурсов, однако, как вопрос повернется дальше – до конца непонятно. Думается, Трамп не уступит.

 

Москва

По сообщениям помошника Президента РФ Юрия Ушакова по итогам встречи, продолжавшейся 3,5 часа:

  • американская сторона проинформировала российскую об итогах встречи Трампа с Зеленским, а также о своих контактах с украинской и европейской сторонами;
  • определены «параметры дальнейших действий», включая создание профильных рабочих групп.

То есть, переговорный процесс диверсифицирован по темам. Дмитриев, возможно отодвинут с политических вопросов на группу по экономике, которую будет обсуждать с Уиткоффом, а круг военно-политических вопросов передан в компетенцию главы российской делегации – начальника ГРУ.

В этой связи обращает внимание, что ключевая тема переговорного процесса передается от внешней – к военной разведке. Судьбу кризиса, предполагается, все-таки будет решать армия, а не переговоры;

  • сам факт диверсификации подтверждает инсайды о том, что продолжительность встречи объяснялась широким кругом вопросов, который не исчерпывался Украиной, а включал, как видим, экономику и двусторонние отношения. Также в нем были темы, связанные с Советом мира (участие Грюнбаума, занимающегося этим кругом вопросов в Управлении общих служб США), а также с Гренландией;
  • подчеркнуто, причем, обеими сторонами, что невозможно никакое урегулирование без решения территориального вопроса, а пока такого урегулирования нет, Россия будет решать задачи СВО (то есть США четко проинформированы о невозможности локального перемирия; об этом 20 января на итоговой пресс-конференции МИД говорил и Лаврв, подчеркивая, что допустить перемирие означало бы перевооружение ВСУ, что мы не можем позволить).

 

Выводы

  1. После определенной паузы, сложившейся после динамики конца декабря – начала января, связанной с Берлином, Брюсселем, Киевом и Парижем, события на политическом фронте возобновились. Создается устойчивое впечатление, что в какой-то момент (после Венесуэлы) процесс оказался под угрозой полного срыва из-за зашкаливших амбиций Трампа. Нормализация его, трудно отделаться от этой мысли, - результат удара «Орешником». Косвенное подтверждение – начавшееся после этого бахвальство Вашингтона своим секретным вооружением, о котором «не знает никто». Хотя это один вариант. Есть и другой, достаточно угрожающий. Продолжается наращивание сил и средств группировки ВМС и сухопутных сил США на иранском направлении; сообщается что ЦАХАЛ уже завершила подготовительные мероприятия к американскому удару, после которого (если он будет) в регионе скорее всего разразится крупный конфликт. Переговоры в Абу-Даби для Трампа – практически идеальный фон для демонстрации военных возможностей (если решится), а вся активность на украинском направлении в этом случае носит ситуативный, отвлекающий характер. Россию хотят подставить перед Китаем?
  2. Если брать эскалационный сценарий по отношению к Ирану, то нынешняя «мягкость» Трампа к России может преследовать цель нашего раскола с Китаем. Далее неизбежен новый разрыв, на который Москва не может не пойти, чтобы не потерять союзников. (Кстати, Зеленский в выступлении в Давосе призвал ударить по Ирану, за что глава иранского МИД Арагчи подверг его обструкции как, грубо говоря, «клоуна»; однако нельзя исключить, что Зеленский о чем-то проинформирован). В любом случае отводить внимание от Ближнего Востока, учитывая поддержку арабами, а также Азербайджаном и Арменией Совета мира и заявление Пашиняна о продвижении проекта TRIPP, было бы ошибочно. (Фронду Израиля Совету мира можно считать, на наш взгляд, в том числе и игрой в поддавки, чтобы на отрицательной мотивации расширить поддержку Трампу в арабском мире).
  3. Что касается Зеленского, то на фоне его поездки в Давос и встречи с Трампом в самом Киеве НАБУ засветило схему ОП по перегонке дорогих машин из Чехии и Австрии. Использовались поддельные дипломатические номера и настоящие украинские дипломаты, присутствие которых позволяло избежать проверок на границе. Одновременно НАБУ провело обыски у бывшего главы ГПС (пограничники) Дейнеки по делу о контрабанде сигарет. Сообщается, что мерой ответственности за невыполнение ультиматума заключить мир до весны, как сообщил Уиткофф Зеленскому, послужит снятие ограничений для НАБУ в распространении всей информации на Зеленского, его супругу и Ермака. Нынешние события похожи на предупреждение. А вот за согласие на вывод ВСУ из Донбасса Трамп, сообщают, пообещал 800 млрд долларов на восстановление.
  4. Самая основная проблема украинской власти, не позволяющая Зеленскому принять предложения о мире даже под давлением, - угроза власти лишиться. В настоящий момент Киев, как ему кажется, отыскал формулу, позволяющую восполнить дефицит легитимности:
  • военные действия продолжаются;
  • завершается проведение законов, позволяющих проводить выборы в условиях военного положения;
  • оговаривается, что при ВП они проводятся строго онлайн (то есть с гарантированным результатом);
  • выборы проводятся только президентские, парламентских не проводится;
  • выборы совмещаются с референдумом по Донбассу, ответственность перекладывается на общество; совмещение обеспечивает явку;
  • лояльные СМИ и ЛОМы общей численностью примерно в 1 тыс. человек уже получили бронь от ТЦК;
  • изолируются потенциальные конкуренты (Буданов «куплен», Залужному сделаны предложения, о которых он отказался, теперь его запугивают; в Киев он пока не вернулся, хотя собирался в начале января подать в отставку с должности посла).

План Трампа ломает весь этот сценарий. Поэтому, на наш взгляд, Киев продолжит заниматься прежними делами: затягивать время, говорить «ДА», но делать «НЕТ», одновременно продвигая ужесточение мобилизации для удержания как можно дольше линии фронта. И вымучивать любые – кривые, косые - выборы, чтобы снять угрозу полноценного осмысления Западом его нелегитимности.

Наверх