Старуха и сундук с золотом
Наиболее действенным вариантом ответных мер РФ по-прежнему остается национализация активов европейских стран, замороженных в российской юрисдикции. Судебные разбирательства в иностранных государствах по данному вопросу при этом могут затянуться на неопределенный срок, и рискуют приобрести политизированную окраску.
Руководство Евросоюза все более явно демонстрирует готовность к прямой конфискации российских золотовалютных резервов в европейской юрисдикции с их последующим использованием в рамках схемы выделения так называемого "репарационного кредита" Украине. В заявлении председателя Еврокомиссии Урсулы фон Дер Ляйен 3 декабря данные действия, а также ряд других предложений обозначены в качестве "предлагаемых решений для обеспечения финансовых потребностей Украины в 2026–2027 годы".
В заявлении главы ЕК также отмечается, что Еврокомиссия намерена добиваться запрета на исполнение в рамках ЕС судебных решений, вынесенных в иностранных юрисдикциях вне Евросоюза. В ближайшей перспективе от властей ЕС, судя по официальному заявлению, также стоит ожидать модификации схемы "репарационного кредита", при которой страны ЕС могли бы избежать юридической ответственности за счет рассредоточения ответственности и отсутствия какого-либо единого ответчика, в отношении которого РФ в дальнейшем могла бы предъявить какие-либо исковые требования.
Председатель ЕЦБ Кристин Лагард в рамках слушаний в Европарламенте признала невозможность официальной поддержки подобных действий в их текущей форме, отметив, что "предложение Европейской комиссии по использованию активов российского центрального банка для выделения репарационного кредита является чересчур натянутым с юридической точки зрения".
Данные комментарии, однако, стоит трактовать как предложение финансовых властей ЕС к исполнительному руководству попытаться более тщательно проработать вопрос размывания ответственности Евросоюза за подобные действия, чтобы избежать юридических последствий.
Последние комментарии руководства Еврокомиссии показывают, что власти ЕС продолжают добиваться нанесения финансового и экономического ущерба РФ. В рамках данной логики действий Евросоюза стоит ожидать, что после распределения рисков между как можно большим числом европейских стран, российские ЗВР будут конфискованы и "репарационный кредит" Украине все же будет предоставлен.
Страны нахождения замороженных российских активов
Текущая ситуация является беспрецедентной не только по объемам арестованных средств РФ и озвучиваемым планам их использования, но и в целом по количеству ограничительных мер и действий в отношении РФ, которые уже были приняты странами Европы. Конфискация российских ЗВР и выделение подобного "кредита" Украине со стороны руководства Евросоюза будет новым шагом в рамках общей декларируемой стратегии ЕС по нанесению ущерба России. В ИИМР ранее отмечали возможные варианты ответных действий со стороны РФ и отмечали негативные последствия для финансовой системы и экономики европейских стран в целом в случае принятия решения о конфискации российских активов.
В частности, действия по конфискации российских ЗВР могут подорвать доверие как к самому Евросоюзу, так и к его ключевым структурам в лице все того же депозитария Euroclear, в котором были заморожены российские средства. Осторожные комментарии со стороны главы ЕЦБ также подтверждают оценки ИИМР относительно вероятности нанесения серьезного репутационного ущерба ЕЦБ как одному из ключевых органов еврозоны.
Тем не менее, власти ЕС не только с началом проведения СВО на Украине в 2022 году, но и с более раннее момента государственного переворота на Украине в 2014 году уже неоднократно показали готовность к принятию мер, которые, как часто заявляют западные политики, "повышают стоимость кризиса" для самой Европы. Речь идет о разрыве энергетических и в целом экономических связей с РФ, а также поставках военной техники и боеприпасов Украине за счет увеличения европейских оборонных бюджетов и снижения госрасходов в социальной сфере. Одно из официально озвученных предложений Еврокомиссии также включает "использование средств бюджета ЕС для обеспечения выделения кредитов Украине". Каждое из перечисленных действий и выдвинутых предложений ведет к негативным последствиям в виде более высоких энергетических затрат и меньшего объема средств на социально-экономическую сферу стран Евросоюза.
Предыдущий опыт судебных тяжб в британском суде относительно кредита РФ на сумму $3 млрд показал бесперспективность попыток возврата средств при судебных разбирательствах в европейских юрисдикциях. Стоит напомнить, что из Фонда национального благосостояния РФ в 2013 году были выделены средства в объеме эквивалентном $3 млрд, которые затем были вложены в еврооблигации, выпущенные Украиной. Данные средства не возвращены до сих пор и никакое "международное право" не помогло России добиться их возврата.
Подача исковых заявлений со стороны РФ в судебные инстанции в Китае, Индии или каких-либо других странах не гарантирует вынесения положительного решения в интересах России. Вопрос возврата российских ЗВР явно находится не только в юридической, но и в политической плоскости. Вынесение вердикта в пользу возможности ареста активов ЕС в качестве ответной меры может спровоцировать ответные меры и, в свою очередь, заставит страны, чьи суды примут решение в пользу РФ, открыто выступить в поддержку России.
Текущую ситуацию, при которой страны БРИКС в целом соблюдают санкции США и ЕС в отношении РФ, можно рассматривать в качестве одного из косвенных индикаторов того, будут ли развивающихся стран в дальнейшем готовы к вынесению судебно-правовых решений в пользу России или нет, – несмотря на вполне очевидный незаконный характер какого-либо воровства российских ЗВР.
Положения о суверенном иммунитете в Европейской конвенции об иммунитете государств
С учетом этого, ответ на все более вероятное выделение Киеву так называемого "репарационного кредита" за счет кражи российских ЗВР, скорее всего, будет комбинированным. В краткосрочной перспективе акцент в ответных действиях со стороны РФ будет сделан на конфискации средств на счетах "С" в зеркальном объеме. Судебные тяжбы РФ с ЕС в иностранных юрисдикциях при этом, скорее всего, могут стать лишь дополнительной и скорее более долгосрочной частью ответных действий.
Коррупционный скандал в связи с деятельностью бывшей главы внешнеполитического ведомства ЕК Федерикой Могерини довольно наглядно показывает готовность руководства Еврокомиссии принимать личное участие в различных коррупционных схемах. В этом плане выделение "репарационного кредита" за счет российских ЗВР Украине под предлогом борьбы с "российской агрессией" также можно рассматривать в разрезе проявления скрытой заинтересованности действующего руководства ЕК принять личное участие в краже активов РФ.
Проведение расследования на предмет потенциальной личной причастности председателя Еврокомиссии Урсулы фон Дер Ляйен к возможному хищению российских ЗВР при выделении подобного "репарационного кредита" Украине и активное привлечение внимания к данному аспекту также может стать частью действий руководства РФ в ответ на вероятную конфискацию российских активов в дальнейшем. Председатель ЕК, как ранее отмечали различные СМИ, потенциально напрямую замешана в коррупционных схемах вокруг закупок американских вакцин Pfizer.
Ситуация с готовящейся конфискацией российских ЗВР развивается не "в вакууме", а одновременно с продолжающимся обострением геополитического конфликта между ЕС и РФ и является одним из ее проявлений.
Активные попытки властей Евросоюза ввести в международный дискурс формулировку "репарационный кредит" само по себе показывает, что руководство ЕС пытается добиться выплаты "репараций" Украине со стороны РФ и в очередной раз декларирует намерение добиваться поражения РФ в украинском конфликте.
До сих пор увеличение санкционных ограничений в отношении РФ, разрыв экономических связей с российскими компаниями и продолжение поставок военной техники и боеприпасов Украине являлись основными компонентами антироссийского курса ЕС. Возможное решение о конфискации российских ЗВР в дальнейшем можно рассматривать как дальнейший шаг по эскалации конфликта Евросоюза в отношениях с РФ.
Вероятность подобного решения растет с учетом закрепления антироссийской риторики в планах властей ЕС на ближайшие годы. Руководство европейских стран в лице различных министров все чаще открыто заявляет о том, что приступает к экономической, транспортной и военной подготовке к прямому вооруженному конфликту с Россией.
При реализации подобного гипотетического сценария на рубеже 2030-х годов какие-либо судебные тяжбы РФ против ЕС в Азии, на Ближнем Востоке, а также какие-либо другие юридические коллизии, связанные с данной ситуацией, отойдут на второй план. При этом вполне вероятно, что при совершении подобного нападения в отношении РФ европейские страны НАТО будут также рассчитывать на модификацию международного права по подобным судебным искам в свою пользу.
С учетом подобных рисков более весомый вклад в укрепление правовой позиции РФ в ближайшие годы, скорее всего, будет вносить не только и не столько повышенная активность в юридической плоскости, сколько реальные успехи в сфере положительного экономического роста, развития отечественных технологических компетенций, увеличения объема промышленных мощностей и повышения обороноспособности страны.