Презентация танков Leopard 2A8 в Мюнхене
Способность России нейтрализовать риски национальной безопасности в ближайшие годы, вполне вероятно, будет вновь подвергнута испытанию не только в связи с конфликтом на Украине, но также и по причине проведения агрессивной внешней политики и наращивания военного потенциала властями стран, которые развязали обе мировые войны, и теперь открыто заявляют о стремлении нанести России стратегическое поражение.
Руководство Германии и ряда других страны Европы за последние годы сделали сознательный и последовательный выбор в пользу увеличения военных расходов – сначала канцлер ФРГ Олаф Шольц заявил о "поворотном моменте" (Zeitenwende) для Германии. Затем следующий канцлер Фридрих Мерц объявил о масштабном плане повышения военных расходов Германии.
В рамках данных намерений правительства Мерца к 2029 году расходы ФРГ в оборонной сфере должны достичь уровня в 152–162 млрд евро. Это почти троекратное увеличение показателя по сравнению с 2022 годом, когда военные расходы ФРГ, по разным оценкам, составляли, около 55–58 млрд евро. По данным агентства Bloomberg, в ближайшее время в Бундестаге будет одобрен новый пакет военных расходов в размере 52 млрд евро, в который входят затраты на спектр различных целей от обновленного обмундирования личного состава до закупок БМП, а также другой военной техники, комплексов ПВО и космических спутников.
Для Германии данные цифры являются рекордными в послевоенный период, но они по-прежнему пока не сопоставимы в процентном выражении от ВВП по сравнению с расходами гитлеровского режима в конце 1930-х годов и в течение Второй мировой войны.
О планах создать сильнейшую армию Европы в 2025 году заявляли канцлер Мерц и министр обороны страны Борис Писториус. В ноябре глава немецкого военного ведомства в интервью изданию Frankfurter Allgemeine Zeitung [заблокировано в РФ] заявил о том, что к 2029 году между НАТО и Россией якобы может начаться прямой военный конфликт и поэтому "Германия должна быть готова к войне".
Планирование и реализация повышенных бюджетных затрат в военной сфере в ФРГ проходит на фоне заявлений Мерца о том, что у властей страны "больше нет средств на выполнения социальных обязательств в прежнем объеме". Данные комментарии приобретают дополнительную окраску с учетом официального заявления о том, что Германия продолжает добиваться получения места в Совете безопасности ООН.
Наблюдаемые тенденции в виде более агрессивной внешней политики, сохранением внутренних экономических проблем и намерением снизить социальные госрасходы ставят под сомнение доводы о том, что Германия и другие страны Европы, а также Японии, якобы повышают расходы только в оборонных целях и, в том числе, для стимулирования экономики.
В ИИМР ранее отмечали, что под руководством президента Эммануэля Макрона схожая тенденция наблюдается во Франции: военные расходы страны растут с опережением предыдущих планов, несмотря на сложную внутриполитическую и экономическую ситуацию. Согласно текущим планам французских властей, затраты Франции в военной сфере достигнут уровня в 64 млрд евро, что в 2 раза выше показателя начала президентства Макрона в 2017 году.
По оценкам, опубликованным на новостном портале министерства обороны Китая, в 2022 году военные расходы Японии впервые превысили уровень в 1% от ВВП страны. До этого Япония соблюдала самоограничения в оборонных затратах, не превышая данной планки с 1976 года. За последующие несколько лет расходы были повышены до 2%. Кроме того, правительство премьер-министра Санаэ Такаити начинает также ускорять процесс отмены прежних ограничений в оборонной сфере, и в том числе инициировало дискуссию на тему возможного пересмотра неядерных принципов Японии.
Как и в ситуации с властями ФРГ, в Японии официальные власти продолжают заявлять о претензиях Токио на получение места в Совбезе ООН.
Таким образом, В мире усиливается тенденция, при которой Германия и Япония – страны, которые развязали Вторую мировую войну, а также ранее Первую мировую войну при подстрекательстве кайзеровской Германии, – теперь вновь вступили на путь милитаризации.
При этом данные страны, действия которых привели к гибели многих десятков миллионов людей в СССР и Китае, в настоящее время фактически открыто добиваются пересмотра итогов Второй мировой войны – а именно, получения места в Совете безопасности ООН, который был сформирован по итогам военного конфликта. Власти ФРГ, Франции и других стран Европы, а также Японии при этом продолжают вести откровенно враждебную политику по отношению к России, стремясь усилить финансово-экономическое и военное давление в отношении РФ.
В настоящее время страны Европы, входящие в НАТО, имеют количественное преимущество над РФ по многим позициям неядерных вооружений, в том числе в боевой и разведывательной авиации, военных кораблях, БМП и общей численности военного контингента. Япония также имеет количественное, а по многим позициям и качественное преимущество в самолетах ДРЛО, ПЛО, авианосцах, а также общему количеству надводных кораблей и подводных лодок над Тихоокеанским флотом РФ.
Япония также обладает намного более серьезными промышленными возможностями по строительству и вводу в строй крупных военных кораблей по сравнению с РФ. Для примера можно сравнить сроки строительства и ввода в эксплуатацию российских фрегатов проекта 22350 и японских фрегатов "Могами". Официальные сроки строительства и ввода в эксплуатацию фрегатов типа "Могами" составляют около 3 лет. С момента закладки в 2019 году первого корабля серии FFM "Могами" Япония официально ввела в состав ВМС страны уже 8 кораблей данного типа. Сроки строительства российских фрегатов проекта 22350 типа "Адмирал Горшков" составляют от 5 до 8 лет, но при этом средняя продолжительность периода с момента закладки корабля до момента ввода в эксплуатацию 3 построенных с 2006 года кораблей в настоящее время составляет около 11–12 лет. Российские фрегаты данного типа имеют более мощное ударное ракетное вооружение, но при этом уступают японскому проекту по другим параметрам, в частности, в возможностях применении надводных и подводных беспилотных дронов, пониженной радиолокационной заметности, более современному радиоэлектронному оборудованию, более развитой системе информационного управления, в том числе с применением технологий дополненной реальности.
Регулярные дипломатические объяснения иррациональности позиции ФРГ и других стран Европы, а также готовность руководства РФ юридически заверить страны Европы в том, что "Россия не собирается нападать на НАТО" с большой долей вероятности не помогут остановить или как-то замедлить наблюдаемые процессы милитаризации Европы и Японии.
Агрессивная риторика и планирование военных расходов в Европе с официально декларируемыми целями достижения готовности к конфликту с Россией в 2029–2030 годы во многом продолжаются на фоне уверенности европейского руководства в том, что власти РФ, по тем или иным причинам, якобы не решатся или не смогут эффективно применить ядерное оружие.
Для формирования адекватных возможностей по купированию угроз ускоренной милитаризации со стороны Европы и Японии в российском бюджете, так или иначе, в ближайшие годы должны будут появиться дополнительные средства на эти цели.