ВЭФ’25. Итоги

Пленарное заседания X ВЭФ'25. Выступление Путина

Юбилейный, десятый Восточный экономический форум собрал во Владивостоке более 8 тыс. участников из 75 стран и территорий. На площадке кампуса Дальневосточного федерального университета с 3 по 6 сентября работали представители федеральных и региональных органов власти, российского и зарубежного бизнеса, эксперты в области экономики и управления. Центральной темой форума стало сотрудничество во имя мира и процветания на Дальнем Востоке.

Наиболее представительные делегации прибыли из Китая (283 человека), Монголии (81 человек), Индии (38 человек), Японии (38 человек) и Лаоса (34 человека). Среди высокопоставленных гостей форума — Премьер-министр Лаосской Народно-Демократической Республики Сонсай Сипхандон, Премьер-министр Монголии Гомбожавын Занданшатар, заместитель Председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Хунчжун. Площадку посетил первый заместитель Премьер-министра Казахстана Роман Скляр и заместитель Премьер-министра Монголии Амарсайхан Сайнбуян.

В работе форума приняли участие 12 иностранных министров из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Лаос представляли министр промышленности и торговли Малайтхонг Коммасит и министр в канцелярии Премьер-министра Синава Супханувонг. От Монголии участвовали министр промышленности и минеральных ресурсов Дамдинням Гонгор, министр энергетики Чойжилсурэн Баттогтох, министр финансов Болд Жавхлан и министр транспорта Борхуу Дэлгэрсайхан. Мьянма направила самую многочисленную министерскую делегацию, в которую вошли министры электроэнергетики Ньян Тун, энергетики Ко Ко Лвин, финансов и доходов Кан Зо, здравоохранения Тет Хаинг Вин, промышленности Чарли Тан и транспорта и коммуникаций Мья Тун Оо.

Форум посетили 14 глав дипломатического корпуса и исполнительный секретарь Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана Армида Салсиа Алишахбана. На площадке присутствовали представители 17 недружественных стран и территорий, включая США, Японию, Германию, Великобританию, Францию и Канаду. Бизнес-сообщество представляли более 2,6 тыс. участников из свыше 1140 российских и зарубежных компаний.

На форуме подписано 358 соглашений общей стоимостью 6,058 трлн рублей, без учета тех, размер которых составляет коммерческую тайну. Наиболее крупными стали соглашения о строительстве Мокского гидроузла в Бурятии с объемом инвестиций 1,1 трлн рублей, создание горно-обогатительного комбината в Хабаровском крае с инвестициями 650 млрд рублей, а также реализация Алданского промышленного кластера в Якутии стоимостью 535,3 млрд рублей.

Деловая программа форума структурировалась вокруг семи тематических блоков, охвативших более 165 мероприятий с участием свыше 1 тыс. спикеров. Центральное место занял блок «Дальний Восток — территория для жизни и развития», включивший дискуссии о демографическом развитии региона, качестве образования, медицинском туризме и системе мониторинга чрезвычайных ситуаций.

Форум дополняли специализированные мероприятия: Международная конференция АТЭС по сотрудничеству в сфере высшего образования, конференция Российского исторического общества, посвященная 80-летию Великой Победы, а также молодежный форум «День будущего». Работу ВЭФ освещали 1418 представителей российских и зарубежных СМИ из десяти стран.

Пленарное заседание Путина на ВЭФ-25. Заголовок

https://worldmarketstudies.ru/

Пленарное заседание с участием Владимира Путина

Президент России Владимир Путин принял участие в пленарном заседании Восточного экономического форума вместе с Премьер-министром Лаосской Народно-Демократической Республики Сонсаем Сипхандоном, Премьер-министром Монголии Гомбожавыном Занданшатаром и заместителем Председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Хунчжуном.

Российская экономика и развитие Дальнего Востока

Президент России представил масштабную программу развития макрорегиона до 2036 года. За 10 лет валовой региональный продукт Дальнего Востока увеличился более чем в 2,5 раза — с 4 трлн до 11 трлн рублей. В основной капитал дальневосточных компаний вложено 20 трлн рублей, четверть из которых направлена в проекты с государственной поддержкой в горнорудной промышленности, нефтегазохимии и строительстве.

Владимир Путин отметил лидирующие позиции отдельных регионов по инвестициям: Якутия — 4,5 трлн рублей, Амурская область — 4 трлн рублей, Сахалинская область — 2,6 трлн рублей. На их долю приходится 55% всех инвестиций в Дальневосточный федеральный округ. В пересчете на одного жителя на Дальнем Востоке инвестируется в два раза больше средств по сравнению с общероссийским показателем.

Глава государства анонсировал запуск единого преференциального режима для бизнеса на всей территории Дальнего Востока и Арктики с 1 января 2027 года при сохранении условий для действующих инвесторов на территориях опережающего развития. Механизм территорий опережающего развития показал эффективность: создано 18 ТОРов с более чем 300 резидентами, которые вложили почти 4 трлн рублей инвестиций и создали 95 тыс. новых рабочих мест.

Владимир Путин поставил задачу создания к 2030 году не менее 100 промышленных, бизнес- и технопарков по России, из которых не менее десяти должны появиться на Дальнем Востоке и в арктических регионах.

Социально-экономические показатели

Президент России представил позитивную динамику основных социальных показателей. За 10 лет средняя зарплата на Дальнем Востоке выросла в 2,5 раза и превысила 100 тыс. рублей в месяц. Уровень безработицы в макрорегионе сократился с 7% до 2,4%, а в отдельных субъектах обновили рекорды: на Чукотке — 4,4%, в Магаданской области — 5,9%, на Сахалине — 5,3%.

Глава государства отметил переломную тенденцию в миграционной ситуации на Дальнем Востоке. Если с 2014 по 2019 год миграционный отток составил 211 тыс. человек, то в следующие пять лет он сократился до 109 тыс. человек. В 2024 году впервые зафиксирован миграционный приток — 24 тыс. человек. Особенно значимо, что девять лет подряд отмечается приток молодежи в возрасте от 20 до 24 лет, причем в прошлом году он вырос более чем в два раза.

По дальневосточной и арктической ипотеке выдано более 165 тыс. кредитов под 2% годовых. Владимир Путин объявил о расширении программы на всех работников государственных и муниципальных образовательных учреждений региона и распространении ее на вторичный рынок жилья в городах без предложений от застройщиков. Многодетные семьи получат доступ к льготной ипотеке независимо от возраста родителей.

Технологическое развитие и цифровизация

Президент России определил Дальний Восток как передовой регион цифрового развития, особенно в сфере оборота данных. Планируется распространение экспериментального правового режима для беспилотных систем на все дальневосточные регионы с расширением на цифровые платформы, искусственный интеллект и оборот данных.

Владимир Путин поручил до конца года подготовить программы развития для каждого национального проекта технологического лидерства применительно к Дальнему Востоку и Арктике. Особое внимание уделено развитию редкоземельной индустрии — Правительству России поручено утвердить долгосрочный план развития отрасли не позднее ноября текущего года.

Транспортная и энергетическая инфраструктура

Глава государства представил планы модернизации Восточного полигона железных дорог. К 2032 году провозные мощности БАМа и Транссиба должны стать в полтора раза выше нынешних. Портовые мощности Дальнего Востока за десятилетие удвоились до 380 млн тонн грузов в год и должны вырасти еще на 115 млн тонн к 2030 году.

Развитие Трансарктического транспортного коридора от Санкт-Петербурга до Владивостока через Северный морской путь определено как приоритет. Коридор должен объединить морской, железнодорожный и автомобильный транспорт с использованием потенциала рек Обь, Енисей и Лена. Владимир Путин подчеркнул необходимость создания современных центров судостроения для выпуска всей линейки судов ледового класса.

В энергетической сфере президент отметил планы развития газовой и угольной генерации, использования потенциала гидроэнергетики. На Дальнем Востоке есть запасы угля на 900 лет, освоение которых требует внедрения современных технологий их эффективного использования с ориентацией на внутренний рынок.

Международное сотрудничество в области финансов и платежей

В ходе дискуссии обсуждались вопросы совершенствования платежных систем для туристических поездок между Россией и Китаем в связи с введением безвизового режима. Владимир Путин отметил работу финансовых учреждений над созданием удобных инструментов расчетов, включая возможности использования карты «Мир», китайских платежных систем и объединения различных инструментов. Ли Хунчжун подтвердил уверенность в решении технических вопросов расчетов и дальнейшем развитии цифровых платежей между странами.

Международная экономика

Владимир Путин подчеркнул открытость России к сотрудничеству со всеми странами мира, отметив естественность ориентации на динамично развивающиеся экономики Азиатско-Тихоокеанского региона. «Мы исходим из того, что открыты к сотрудничеству со всеми странами мира, но, конечно, прежде всего с теми, кто хочет с нами работать», — заявил глава государства. Президент России охарактеризовал протекционистскую политику как вредную для мировой экономики, поскольку она ведет к региональному сепаратизму и понижению конкурентоспособности.

Сонсай Сипхандон отметил усложнение мировой ситуации из-за геополитических проблем и протекционистских мер, подчеркнув необходимость сотрудничества для решения глобальных вызовов на основе принципов взаимного уважения. Премьер-министр Лаосской Народно-Демократической Республики представил стратегию превращения страны из государства, не имеющего выхода к морю, в региональный хаб для инвестиций и торговли через развитие высокоскоростных железных дорог и транспортно-логистических связей.

В свою очередь, Ли Хунчжун подчеркнул достижения в китайско-российском сотрудничестве, отметив, что торговля в рамках формата «Северо-Восток Китая и Дальний Восток России» достигла 105,8 млрд долларов в 2024 году, составив 43% общего двустороннего товарооборота. Он выступил за создание открытой региональной экономики, где не будет протекционизма, а движение капитала, обмен технологиями и доступ к национальным рынкам станут свободными .

Со своей стороны, Гомбожавын Занданшатар представил экономические результаты Монголии, отметив средний рост экономики на 6% за последние три года. Он подтвердил готовность к реализации газопровода «Сила Сибири-2» через территорию страны мощностью 50 млрд кубометров газа в год, подчеркнув стратегическое значение проекта для трехстороннего сотрудничества и возможность газификации крупных городов Монголии.

Открытость и взаимовыгодное партнерство: основа стабильности

https://worldmarketstudies.ru/

Открытость и взаимовыгодное партнерство: основа стабильности

Сильные стороны

  • Высокий уровень российских платежных систем
  • Развитая правовая база международного сотрудничества
  • Темпы роста торговых связей с БРИКС и ШОС
  • Арбитражная система мирового уровня

Слабые стороны

  • Ограниченность многосторонних платежных решений
  • Недостаточная пропускная способность трансграничной инфраструктуры
  • Кадровый дефицит в сфере международного сотрудничества

Возможности

  • Углубление международной отраслевой кооперации
  • Развитие арктического транспортного коридора
  • Создание единого экономического пространства БРИКС и ШОС
  • Расширение географии сотрудничества

Угроозы

  • Вторичные санкции и ограничения
  • Снижения влияния ООН и других международных организаций

Открытость и взаимовыгодное партнерство: основа стабильности. SWOT-анализ

https://worldmarketstudies.ru/

Сильные стороны

Российская платежная система находится на высоком технологическом уровне. Менее 10 стран мира обладают всеми компонентами национальной платежной инфраструктуры. Россия занимает третье место в мире по количеству моментальных платежей на одного человека после Индии и Бразилии. Цифровой рубль трансформируется из внутреннего проекта в потенциальный инструмент международных расчетов.

Федеральный закон о международных территориях опережающего развития принят и вступает в силу с 1 января 2026 года, создавая правовую основу для привлечения инвестиций. МТОРы создаются на основе межправительственных соглашений, обеспечивая индивидуальный подход и дополнительную защиту инвесторов. Россия входит в топ-10 стран мира, обладающих всеми компонентами национальной платежной системы.

Российские компании успешно переориентируются с западных на восточные рынки — основными заказчиками вместо США, ЕС и Австралии стали Бразилия, Индия, Иран, Египет, Казахстан. Товарооборот России со странами АТЭС составил 716 млрд долларов. Взаимный товарооборот стран БРИКС превысил 1 трлн долларов и продолжает расти. На конкурс международных проектов ШОС поступило более 150 заявок, демонстрируя высокий интерес к многостороннему сотрудничеству.

Россия формирует арбитражную систему мирового уровня. Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ рассмотрел 250 дел в 2024 году против 241 в прошлом году, при этом доля компаний АТР выросла с 54 до 100 дел за аналогичный период. Принудительное исполнение российских решений продолжает работать — в 2023 году решение исполнено в Италии, в 2024 году в Канаде.

Слабые стороны

Создание интероперабельной мульти-CBDC платформы, то есть инфраструктуры на которой могли бы обращаться цифровые валюты центробанков различных стран, представляет экстраординарную сложность как с технической, так и с политической точек зрения. Готовности принимать кредитные риски со стороны крупнейших финансовых институтов стран-партнеров пока нет.

Не хватает пропускной способности существующих каналов — автомобильного моста Благовещенск-Хэйхэ, железнодорожного Нижнеленинское-Тунцзян. Перевозка товаров поездом из Сибири может занимать два месяца. За первое полугодие 2025 года товарооборот пунктов пропуска с КНР увеличился на 36%, что создает дополнительную нагрузку на инфраструктуру.

Острая нехватка квалифицированных кадров, языковой барьер препятствуют развитию торговых отношений. Молодые специалисты не понимают сути профессии торгового представителя, что ограничивает приток кадров во внешнеэкономическую деятельность. Образовательные стандарты не готовы к формированию новых программ подготовки с учетом изменяющейся геополитики.

Возможности

Товарооборот между странами ШОС превышает 2 трлн долларов, создавая основу для альтернативной финансовой архитектуры. Продвижение совместных цифровых решений в рамках ШОС и БРИКС позволяет обеспечить обмен технологиями и стимулировать технический прогресс. Формирование депозитарных мостов, единых систем страхования и рейтинговых агентств в рамках БРИКС открывает новые перспективы.

Возросло внимание к ранее недооцененным регионам — странам ASEAN, Африки, активизируется многостороннее сотрудничество в рамках ШОС и БРИКС. Индия стала одним из самых активных партнеров России в научно-техническом сотрудничестве.

Прогноз переключения грузов с южного на северный маршрут составляет не менее 130 млн тонн — больше, чем планируется получить от арктических ресурсов. Стоимость страхования по южному маршруту выросла в 15 раз, что делает арктические маршруты более конкурентоспособными. Южная Корея выделила 5 млрд долларов для создания инфраструктуры арктических судоходных маршрутов.

Востребованы совместные производства в агропроме, туристических услугах, биофарме, автомобильном секторе, ИТ-технологиях. Страны готовы к сотрудничеству в области совместного производства с частичной локализацией добавленной стоимости. Доля несырьевого экспорта России в Китай выросла с 18% в 2021 году до почти 40% в 2024 году.

Угрозы

Риски вторичных санкций ограничивают возможные валютные операции. Китайские банки не открывают аккредитивы для российских товаров, ограничивая выбор валют и платежных инструментов. Китай не заинтересован в том, чтобы юань стал международной расчетной единицей, опасаясь потери контроля над курсом.

США не заинтересованы в реализации целей устойчивого развития ООН, вышли из ЮНЕСКО, не проводят работу в рамках Парижского соглашения. Из-за американской позиции повестка ООН не воспринимается серьезно на глобальном уровне, подобный подход подхватила Европа. Единственным государством из Арктического совета, не входящим в НАТО, является Россия, что затрудняет решение международных задач.

В партнерстве бизнеса и государства: большая пересборка

https://worldmarketstudies.ru/

В партнерстве бизнеса и государства: большая пересборка

Сильные стороны

  • Банковский сектор готов финансировать инвестпроекты региона
  • Государственно-частное партнерство доказало свою адаптивность
  • Распространенность концессионных механизмов
  • Востребованность инфраструктурных облигаций

Слабые стороны

  • Жесткий налоговый режим инфраструктурных облигаций
  • Недостаточная информационная поддержка народных облигаций
  • Энергодефицит в ряде субъектов Дальнего Востока

Возможности

  • Программа льготного лизинга с государственной поддержкой
  • Развитие жилищной инфраструктуры через механизм инфраструктурных облигаций
  • Масштабирование инфраструктурных облигаций на энергетические объекты

Угрозы

  • Процентные ставки ограничивают инвестактивность
  • Краткосрочность планирования региональных проектов
  • Зависимость от федерального финансирования

В партнерстве бизнеса и государства: большая пересборка. SWOT-анализ

https://worldmarketstudies.ru/

Сильные стороны

Российская система государственно-частного партнерства демонстрирует высокую адаптивность к новым экономическим реалиям. За последние пять лет в Дальневосточный федеральный округ привлечено 1,4 трлн рублей инвестиций, при этом 1,1 трлн рублей составили частные средства. Это свидетельствует о доверии бизнеса к государственным гарантиям и мерам поддержки.

Концессионные механизмы получили широкое распространение в макрорегионе. На 1 августа на территории ДФО реализуется более 900 концессионных соглашений общей стоимостью 781 млрд рублей. Субъекты федерации активно используют данный инструмент для развития коммунальной и дорожной инфраструктуры.

Инфраструктурные облигации «ДОМ.РФ» показали востребованность на рынке капитала. С 2021 года проведено 12 выпусков на общую сумму 140 млрд рублей, при этом около трети портфеля приходится на проекты Дальнего Востока. Последние выпуски привлекли физических лиц — более 6,5 тыс. инвесторов.

Банковский сектор демонстрирует высокую готовность к финансированию инвестиционных проектов региона. Кредитный портфель «Сбербанка» на Дальнем Востоке составляет 1,5 трлн рублей, при этом 80% кредитов являются инвестиционными. Данный показатель значительно превышает аналогичные значения по другим регионам России, находящиеся в районе 20-30%.

Слабые стороны

Инфраструктурные облигации проигрывают банковским депозитам из-за налогов.Весь доход от облигаций облагается НДФЛ, отсутствуют льготы или вычеты. При этом процентная доходность не всегда превышает ставки по вкладам, что снижает привлекательность инструмента.

Информационная поддержка народных облигаций недостаточна для их массового внедрения. Большая часть населения не знает о возможностях данного вида инвестирования. Существует недоверие к облигациям как к новому финансовому инструменту на фоне привычности банковских депозитов.

Энергодефицит на ряде направлений Дальнего Востока требует от инвесторов самостоятельного решения вопросов энергообеспечения. Фактически крупные инвесторы вынуждены строить собственную генерацию, что увеличивает капиталоемкость проектов.

Возможности

Программа льготного лизинга с государственной поддержкой открывает новые перспективы для обновления коммунальной и дорожно-строительной техники в регионах. При текущей ключевой ставке программа предоставляет финансирование с удорожанием до 10%, что критически важно для региональных бюджетов.

Развитие жилищной инфраструктуры через механизм инфраструктурных облигаций получает дополнительный импульс. Выделение отдельного дальневосточного лимита в 100 млрд рублей и возможность использования погашенных займов на новые проекты расширяют возможности жилищного строительства.

Масштабирование инфраструктурных облигаций на энергетические объекты может решить проблему энергодефицита. Совместная работа «ДОМ.РФ» и Минэнерго по использованию платформы для привлечения внебюджетных средств на энергетические проекты создает новый источник финансирования.

Угрозы

Высокие процентные ставки ограничивают инвестиционную активность в регионах. Многие субъекты федерации прекратили закупки коммунальной и дорожно-строительной техники из-за фиксации ставок в рамках 44-ФЗ, что замедляет обновление инфраструктуры.

Краткосрочность планирования региональных проектов создает неопределенность для частных инвесторов. Отсутствие долгосрочных стратегий развития на уровне субъектов федерации затрудняет формирование устойчивых инвестиционных решений и снижает предсказуемость возврата вложений.

Зависимость от федерального финансирования ограничивает самостоятельность регионов в реализации инвестиционных проектов. При общей потребности в инвестициях в инфраструктуру до 2030 года в 37 трлн рублей федеральное финансирование покрывает лишь 17% необходимого объема, что создает существенный разрыв в финансировании.

Рецепты роста: инвестиции, инновации, интеграция

https://worldmarketstudies.ru/

Рецепты роста: инвестиции, инновации, интеграция

Сильные стороны

  • Экосистема высокотехнологичных производств с полным циклом
  • Компании способны создавать интегрированные бизнес-модели
  • Комплексный подход к развитию территорий

Слабые стороны

  • Технологическая зависимость в ТЭК
  • Риски продовольственной безопасности
  • Дефицит производственных мощностей
  • Неразвитость семенной и племенной базы

Возможности

  • Климатические изменения делают ДФО продуктивнее
  • Развитие селекционно-семеноводческих центров
  • Формирование кластеров глубокой переработки

Угрозы

  • Разрыв между заявленными потребностями и реальными заявками на энергоснабжение
  • Краткосрочность государственных программ поддержки создает неопределенность
  • Низкие тарифы затрудняют поддержание инфраструктуры

Рецепты роста: инвестиции, инновации, интеграция. SWOT-анализ

https://worldmarketstudies.ru/

Сильные стороны

Формируется экосистема высокотехнологичных производств с полным циклом. Создание Института нефтегазовых технологических инициатив объединило 13 российских и 10 зарубежных энергетических компаний для развития отечественной системы стандартизации. Получив сертификат соответствия, производители получают доступ к энергетическим рынкам России и стран СНГ, ОПЕК+.

Региональные компании демонстрируют способность к созданию интегрированных бизнес-моделей. СИБУР на примере Тобольского комплекса показал, как один завод увеличивает переработку полимеров в стране на 30%, сокращает импорт на 50% и снижает импорт готовых изделий на треть. Подобный эффект ожидается от Амурского газохимического комплекса.

Развивается практика комплексного подхода к территориальному развитию. Компании создают не только производственные мощности, но и социальную инфраструктуру — город Свободный показал наибольший прирост в рейтинге комфорта жизни из всех российских городов в 2024 году благодаря инвестициям в рамках проекта Амурского газохимического комплекса.

Слабые стороны

Технологическая зависимость остается критичной в стратегических отраслях. Анализ импортозависимости российского ТЭК выявил 222 импортозависимых позиции из 1400 наименований оборудования и технологий. American Petroleum Institute не выдает или отзывает сертификаты российских производителей, создавая барьеры для экспорта.

Низкая обеспеченность продовольственной безопасности создает риски для развития. Дальневосточный федеральный округ обеспечен мясом птицы на 19-20% при общей потребности 260 тыс. тонн против нынешнего производства 50 тыс. тонн. Выпуск инкубационного яйца составляет 30 млн штук при существенно большей потребности.

Дефицит базовых производственных мощностей ограничивает развитие переработки. Производство готового молока в ДФО снизилось на 1,6% в 2024 году, ни один округ не входит в топ-25 по производству сырого молока. Потребление молока составляет 210 литров на душу населения против 250 в среднем по России.

Неразвитость семенной и племенной базы создает зависимость от импорта. За последние два года семеноводство по овощным культурам только появилось на Дальнем Востоке. Единственным поставщиком инкубационных яиц является компания "Смена-9", способная закрыть лишь 10-15% потребности рынка.

Возможности

Климатические изменения открывают новые агропромышленные возможности. Изменение климата существенно меняет географию культур — урожайность на Дальнем Востоке может быть выше показателей Ростовской области, где лимитирующим фактором становится влага.

Развитие селекционно-семеноводческих центров может обеспечить технологический прорыв. Льготные кредиты под 7,2% и субсидирование 50% капитальных затрат создают условия для строительства таких современных центров. Дальний Восток может стать поставщиком качественного посевного материала благодаря минимальному количеству болезней и вредителей.

Формирование кластеров глубокой переработки откроет новые рынки сбыта. При переработке 65 тыс. тонн полимеров на 8 млн населения против общероссийских показателей, регион имеет потенциал создания экспортно-ориентированных производств для стран АТР, Восточной Африки, Латинской Америки.

Угрозы

Краткосрочность государственных программ поддержки создает неопределенность. Льготы по страховым взносам заканчиваются в текущем году,а это одна из наиболее интересных мер поддержки инвесторов. Нестабильность условий затрудняет долгосрочное планирование инвестиций.

Разрыв между потребностями и реальными заявками на энергоснабжение. Схемы перспективного развития формируются на основании заявок на техприсоединение с горизонтом максимум три года. Отсутствует ответственность потребителей за долгосрочные заявки, что создает непредсказуемость энергобаланса.

Недостаточное тарифное покрытие затрудняет поддержание инфраструктуры. Коммунальные тарифы недостаточны для содержания инфраструктуры в нормальном состоянии, долг по субсидиям на Дальнем Востоке составляет 23 млрд рублей. Компании занимают средства под 20% процентов и более, что закладывается в будущие тарифы.

Технологии: от теории к экономическим эффектам

https://worldmarketstudies.ru/

Технологии: от теории к экономическим эффектам

Сильные стороны

  • Штаб технологического развития
  • Наличие междисциплинарных компетенций
  • Формирование экосистемы быстрого прототипирования и масштабирования

Слабые стороны

  • Разрыв между фундаментальными исследованиями и коммерциализацией
  • Фрагментарность технологических компетенций
  • Отсутствие моделей распределения доходов блокирует приход частных инвестиций в НИОКР

Возможности

  • Изменение подхода к поддержке технологий от точечного к системному
  • Формирование международных технологических альянсов
  • Появление новых инструментов венчурного финансирования

Угрозы

  • Системные ограничения венчурного рынка
  • Несоответствие горизонтов техпроектов и инвестиционных решений
  • Технологические пробелы в базовых компонентах
  • Неопределенность регуляторной среды в сфере новых технологий

Технологии: от теории к экономическим эффектам. SWOT-анализ

https://worldmarketstudies.ru/

Сильные стороны

Дальний Восток формирует уникальную модель штабного сопровождения технологических проектов. Минвостокразвития создало штаб технологического развития, обеспечивающий персональное сопровождение каждого инвестора с привлечением профильных департаментов и институтов. Такой подход позволяет выстраивать полные технологические цепочки — от определения источников сырья до коммерциализации конечного продукта.

Регион обладает критической массой междисциплинарных компетенций для создания прорывных технологий. Центр кибернетической медицины и нейропротезирования демонстрирует способность объединять нейрохирургов, инженеров, материаловедов и IT-специалистов для решения сложнейших задач. Успешно внедряются технологии виртуальной реальности для реабилитации пациентов и создаются системы очувствления протезов.

Формируется экосистема быстрого прототипирования и масштабирования. ИНТЦ «Русский» запускает фабрику быстрого прототипирования с коллективным доступом к чистым комнатам и специализированному оборудованию. Это позволяет университетским командам и стартапам совместно отрабатывать технологии от лабораторной стадии до пилотного производства.

Слабые стороны

Критический разрыв между фундаментальными исследованиями и коммерциализацией. В отрасли редкоземельных металлов накоплен значительный научный задел, но отсутствуют механизмы превращения знаний в рентабельные производства. Проекты систематически останавливаются на стадии инвестиционных комитетов из-за неконкурентоспособной экономической модели.

Фрагментарность технологических компетенций препятствует созданию полных продуктовых линеек. В сфере аддитивных технологий отсутствует единая база данных результатов испытаний материалов, что вынуждает каждого производителя дублировать дорогостоящие исследования. Разрозненность стандартов и отсутствие унифицированных технологических платформ замедляет масштабирование решений.

Устаревшая система коммерциализации научных разработок создает барьеры для частно-государственного партнерства. Традиционный подход вузов к сохранению всех интеллектуальных прав не соответствует современным требованиям быстрой коммерциализации. Отсутствие гибких моделей распределения доходов от интеллектуальной собственности блокирует привлечение частных инвестиций в НИОКР.

Возможности

Трансформация государственной политики поддержки технологий от точечных мер к системному подходу. Планируемое расширение кластерных инвестиционных платформ и специальных инвестиционных контрактов на технологические проекты создаст устойчивые механизмы финансирования полного цикла разработок. Интеграция мер поддержки Минпромторга, Минвостокразвития и Минэкономразвития обеспечит комплексное сопровождение проектов.

Формирование международных технологических альянсов через специализированные центры. Соглашение ИНТЦ «Русский» с административным районом Харбина создает прецедент взаимного признания стандартов и сертификации. Подобные модели могут распространиться на другие направления, обеспечив российским технологиям доступ к рынкам АТР объемом более 30 трлн долларов.

Появление новых инструментов венчурного финансирования с участием банковского сектора. Создание научно-технического центра «Лифт» при «Газпромбанке» демонстрирует готовность финансовых институтов инвестировать в ранние стадии технологических проектов. Привлечение ведущих зарубежных специалистов показывает возможность создания центров мирового уровня.

Угрозы

Системные ограничения венчурного рынка блокируют финансирование критически важных технологий. Объем российского венчурного рынка в 20 млрд рублей составляет менее 0,01% ВВП против, как минимум, 1,1% в европейских странах. Отсутствие рамочного закона о венчурных инвестициях вынуждает структурировать сделки через зарубежные юрисдикции, создавая дополнительные риски.

Несоответствие горизонтов планирования технологических проектов и инвестиционных циклов. Большинство инвесторов ожидают возврата инвестиций в течение 3-5 лет, тогда как разработка критически важных технологий требует 7-12 лет. Высокие процентные ставки делают долгосрочные проекты экономически неэффективными.

Технологический пробел в базовых компонентах ограничивает возможности создания конкурентоспособных решений. Отсутствие доступа к современным видеокартам и специализированным процессорам блокирует развитие технологий искусственного интеллекта. Зависимость от импортных материалов для аддитивного производства ставит под угрозу технологическую независимость.

Неопределенность регулятивной среды для новых технологий создает инвестиционные риски. Отсутствие четких стандартов для нейротехнологий, беспилотных систем и искусственного интеллекта затрудняет планирование коммерческих проектов. Риски изменения правового статуса технологических стартапов при закрытии или смене собственников могут оставить пациентов без поддержки критически важных медицинских устройств.

Дальний Восток - территория для жизни и развития

https://worldmarketstudies.ru/

Дальний Восток – территория для жизни и развития

Сильные стороны

  • Прорывные результаты в области репродуктивного здоровья
  • Система образовательных инициатив способствует развитию человеческого капитала
  • Уникальная экосистема социального предпринимательства через программу «Дальневосточный гектар»

Слабые стороны

  • Система высшего образования теряет 40% студентов
  • Медицинская система испытывает дефицит кадров
  • Нарушены принципы целевого приема в вузы

Возможности

  • Формирование «Дальневосточной диеты» по аналогии со «Средиземноморской»
  • Развитие поэтапной системы образования с получением квалификации на каждом курсе
  • Создание федерального технопарка среднего профессионального образования

Угрозы

  • Предпосылки роста заболеваемости ожирением и диабетом среди подрастающего поколения
  • Риски подготовки невостребованных специалистов
  • Системный дефицит учителей математики и физики

Дальний Восток - территория для жизни и развития. SWOT-анализ

https://worldmarketstudies.ru/

Сильные стороны

Система образовательных инициатив демонстрирует инновационный подход к развитию человеческого капитала. Программа профориентации «Россия — мои горизонты» охватывает 8,5 млн школьников с практикой на предприятиях. Создание 22 курчатовских классов в Приморском крае обеспечивает раннюю подготовку кадров для высокотехнологичных производств.

Дальний Восток формирует уникальную экосистему социального предпринимательства через программу «Дальневосточный гектар». Половина получателей занимается индивидуальным жилищным строительством, треть развивает сельское хозяйство, пятая часть реализует предпринимательские и туристические проекты.

Региональные программы демонстрируют прорывные результаты в области репродуктивного здоровья. Эффективность ЭКО увеличилась с 25% до 40%, что превышает общероссийскую динамику. За последнюю пятилетку удалось предотвратить более 14 тысяч случаев искусственного прерывания беременности.

Слабые стороны

Система высшего образования сталкивается с критической потерей студентов — 40% поступивших не заканчивают вузы. Региональное прогнозирование рынка труда отсутствует, что создает разрыв между подготовкой кадров и реальными потребностями экономики.

Медицинская система испытывает дефицит квалифицированных кадров, особенно в удаленных районах. На Дальнем Востоке зафиксировано недостаточное потребление овощей и фруктов, высокое потребление соли и парадоксально низкое потребление рыбы при наличии богатых морских ресурсов.

Нарушены принципы целевого приема в вузы — менее половины мест закрывается из-за нежелания работодателей принимать обязательства по трудоустройству через пять лет.

Возможности

Формирование «Дальневосточной диеты» по аналогии со «Средиземноморской» может стать брендом здорового питания. Создание предприятий по переработке дикоросов и субсидирование местных производителей овощей и рыбы откроет новые рынки сбыта.

Развитие поэтапной системы образования с получением квалификации на каждом курсе позволит сократить потери студентов и обеспечить стопроцентный выпуск с практическими навыками. Внедрение дуального обучения сократит подготовку специалистов до полугода.

Создание федерального технопарка среднего профессионального образования на Дальнем Востоке повысит компетенции мастеров производственного обучения. Программы корпоративного наставничества начиная с шестого класса обеспечат бесшовный переход от школы к производству.

Угрозы

Системный дефицит учителей математики и физики ставит под вопрос подготовку инженерно-технических кадров для оборонно-промышленного комплекса. Привлечение студентов к преподаванию без системы оценки квалификации может снизить качество школьного образования.

Отсутствие национального прогноза рынка труда создает риски подготовки невостребованных специалистов. Краткосрочность контрактов в системе Северного завоза препятствует системному обновлению транспортного флота.

Высокая школьная нагрузка в сочетании с недостаточной физической активностью детей создает предпосылки для роста их заболеваемости ожирением и диабетом.

Артерии роста: как логистика меняет экономику

https://worldmarketstudies.ru/

Артерии роста: как логистика меняет экономику

Сильные стороны

  • Скорость обновления ж/д инфраструктуры
  • 52% морского импорта в контейнерах идет через Приморский край
  • Скорость роста грузопотока СМП

Слабые стороны

  • Старение морского и речного флота
  • Рост тарифов на контейнерные перевозки по ж/д
  • Дефицит портовой инфраструктуры

Возможности

  • Формирование Трансарктического транспортного коридора
  • Развитие цифровой транспортно-логистической платформы
  • Модернизация авиационной инфраструктуры
  • Внедрение беспилотных авиационных систем

Угрозы

  • Снижение конкурентоспособности дальневосточных маршрутов
  • Дефицит судов и рост фрахтовых ставок
  • Геополитические ограничения

Артерии роста: как логистика меняет экономику. SWOT-анализ

https://worldmarketstudies.ru/

Сильные стороны

Дальневосточная транспортная система демонстрирует впечатляющие результаты развития инфраструктуры. За период с 2013 по 2024 год провозная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей увеличилась с 98 до 180 млн тонн. РЖД построили 3100 км железнодорожных путей на Восточном полигоне, достигнув исторического прироста грузооборота на 11% к 2018 году с общим объемом перевозок 370 млн тонн ежегодно.

Контейнерная логистика региона занимает доминирующие позиции в российском импорте. Через порты Приморского края поступает 52% всех морских импортных контейнеров в Россию. Морские порты региона перерабатывают 162 млн тонн грузов с потенциалом роста до 300 млн тонн к 2030 году. Каждый импортный контейнер приносит федеральному бюджету около 1 млн рублей таможенных платежей.

Северный морской путь показывает динамичный рост грузопотока. В 2024 году грузопоток на восток вырос на 70% до 7,2 млн тонн, при этом более половины составили грузы, перенаправленные из Суэцкого канала. Количество контейнерных рейсов увеличилось с семи в 2023 году до четырнадцати в 2024-м с ожидаемым ростом до двадцати рейсов.

Слабые стороны

Морской флот испытывает критическое старение с серьезными последствиями для логистики. Средний возраст морских судов составляет 26 лет, речных — 45 лет. На рынке танкерного флота сформировался дефицит, что привело к росту стоимости перевозки ГСМ на 50% за последние два года.

Контейнерные перевозки сталкиваются с увеличением тарифов и конкуренцией автомобильного транспорта. С 2021 года железнодорожный тариф на перевозку контейнерных грузов вырос на 80%, а его доля в транспортных затратах импорта поднялась с 60% до 80%. Автомобильные перевозки выросли на 11% в первом полугодии 2025 года против падения железнодорожных контейнерных перевозок на 5%.

Дефицит портовой инфраструктуры ограничивает развитие Северного морского пути. Между Сабеттой и Певеком отсутствуют крупные глубоководные порты, способные принимать атомный флот и большие торговые суда. Половина из 500 аэродромов и посадочных площадок Дальнего Востока требует реконструкции и модернизации.

Возможности

Формирование Трансарктического транспортного коридора открывает перспективы создания альтернативной глобальной транспортной магистрали. Коридор способен переключить минимум 15% перевозок Суэцкого канала и объединить морской, железнодорожный и автомобильный транспорт с использованием рек Обь, Енисей и Лена.

Развитие цифровой транспортно-логистической платформы обеспечит мультимодальность перевозок. Национальная платформа сократит время на процедуры оформления, снизит логистические издержки бизнеса и создаст возможность конкурировать по времени прохода с Суэцким каналом. Платформа разрабатывается совместно Минтрансом, Росатомом и РЖД.

Модернизация авиационной инфраструктуры создает основу для повышения мобильности населения. До 2030 года в рамках нацпроекта предусмотрена модернизация 29 аэропортов Дальневосточного федерального округа с выделением 150 млрд рублей. Создание фонда капитального ремонта позволит провести работы на 33 аэродромах региона.

Внедрение беспилотных авиационных систем открывает новые возможности для логистики и мониторинга. Постановление Правительства России установило класс воздушного пространства H, где беспилотники могут свободно летать на высоте до 150 м в упрощенном порядке. Аэродром Пушистый на Сахалине получил статус первого официального дронопорта в стране.

Угрозы

Рост логистических издержек создает риски снижения конкурентоспособности дальневосточных маршрутов. Планируемое РЖД повышение тарифов на контейнерные перевозки на 5% сверх общей индексации и возможность дополнительного увеличения на 15% по отдельным направлениям может ускорить отток грузов на автомобильный транспорт.

Краткосрочность контрактов препятствует системному обновлению транспортного флота. Северный завоз осуществляется в рамках годовых контрактов, что не позволяет судоходным компаниям формировать долгосрочные финансовые модели для планомерного обновления флота. Это усугубляет дефицит судов и рост фрахтовых ставок.

Геополитические ограничения влияют на развитие международной логистики. Отсутствие российских компаний на международном рынке контейнерных перевозок сокращает возможности создания транспортных хабов. При этом российские хабы фактически располагаются в зарубежных портах Шанхая, Пусана, Роттердама и Гамбурга.

Города - для жизни людей

https://worldmarketstudies.ru/

Города – для жизни людей

Сильные стороны

  • Стратегия пространственного развития до 2036 г.
  • Возможности демографического мониторинга
  • Развитие туристической экономики

Слабые стороны

  • Отток молодежи 18-19 лет
  • Диспропорции государственного финансирования
  • Недоиспользование туристического потенциала

Возможности

  • Реализация нацпроекта «Инфраструктура для жизни»
  • Корректировка системы субсидий
  • Экономические драйверы перевешивают демографические тренды
  • Рост сервисной экономики

Угрозы

  • Сокращение трудового потенциала
  • Концентрация на развитии алгомераций
  • Отставание развития туристической инфраструктуры
  • Зависимость городов от узкоспециализированных отраслей

Города - для жизни людей. SWOT-анализ

https://worldmarketstudies.ru/

Сильные стороны

Российская система пространственного планирования демонстрирует структурированный подход к развитию территорий. Правительство РФ утвердило Стратегию пространственного развития до 2036 года, определив 2160 опорных населенных пунктов по стране, включая 76 крупных городских агломераций. Треть населения концентрируется в агломерациях, которые выступают основными центрами расселения, экономического роста и формирования инновационного потенциала.

Аналитические возможности государства в области демографического мониторинга достигли качественно нового уровня. Сбербанк разработал методику отслеживания динамики населения не по данным прописки, а по совершенным тратам, что обеспечивает более точную картину реальных миграционных процессов. Данный инструмент позволяет выявлять территории с положительной динамикой населения, включая пригороды крупных городов, развитые производственные и научные центры с удобной инфраструктурой.

Дальневосточный федеральный округ показывает выдающиеся результаты в развитии туристической экономики. Регион стал национальным лидером по притоку туристов, где доля гостей достигает 13% — в три раза выше среднероссийского показателя. Туристы, приезжающие на Дальний Восток, демонстрируют более высокий уровень трат по сравнению с другими регионами России.

Слабые стороны

Демографическая ситуация в Дальневосточном федеральном округе характеризуется устойчивой негативной тенденцией. Население региона сокращается в среднем на 0,7% ежегодно, причем основной отток приходится на возрастную группу 18-19 лет, представители которой уезжают в другие регионы на учебу в ВУЗы и не возвращаются.

Структура государственного финансирования территориального развития демонстрирует существенные диспропорции. Большая часть бюджетных средств направляется на развитие городских агломераций, что создает дисбаланс в пользу крупных центров за счет менее населенных территорий. Такое распределение ресурсов не способствует сбалансированному развитию всех типов населенных пунктов.

Несмотря на высокую долю туризма в региональной экономике, соотношение количества туристов к численности местного населения остается ниже среднероссийских показателей, что свидетельствует о неполном использовании рекреационных возможностей.

Возможности

Формирование национального проекта «Инфраструктура для жизни» создает системную основу для развития опорных населенных пунктов. Программа предусматривает комплексное инфраструктурное и экономическое развитие всех 2160 опорных населенных пунктов с акцентом на раскрытие экономического потенциала.

Корректировка системы предоставления государственных субсидий с фокусом на опорные населенные пункты открывает перспективы более равномерного территориального развития. Министерство экономического развития планирует изменить принципы распределения бюджетных средств, сократив перекос в пользу городских агломераций в интересах комплексного развития различных типов населенных пунктов.

Успешный опыт отдельных территорий Дальнего Востока демонстрирует возможности роста населения при наличии экономических драйверов. Примеры городов, связанных с добывающей промышленностью, космической отраслью или энергетическим комплексом, показывают, что при создании рабочих мест и развитии инфраструктуры возможен разворот миграционных тенденций. Город Удачный в Якутии показал прирост населения 13,7% благодаря близости к крупному месторождению алмазов. Город Циолковский увеличил население на 7,6% благодаря размещению персонала космодрома Восточный, поселок Ноглики на Сахалине вырос на 10,3% как нефтегазовая столица острова.

Растущий туристический поток на Дальний Восток создает основу для развития сервисной экономики в городах региона. Высокие траты туристов и трехкратное превышение доли туризма над общероссийским уровнем открывают возможности создания новых рабочих мест в гостиничной, ресторанной, развлекательной и транспортной сферах.

Угрозы

Продолжающийся отток молодежи создает риски для долгосрочной устойчивости дальневосточных городов. Миграция 18-19-летних ведет к старению жителей региона и сокращению трудового потенциала. Без изменения миграционных тенденций инвестиции в социальную инфраструктуру — школы, университеты, театры — могут оказаться неэффективными из-за сокращения целевой аудитории.

Концентрация ресурсов на развитии агломераций при недостаточном внимании к малым городам и населенным пунктам может привести к углублению территориального неравенства. Такая политика способна ускорить депопуляцию периферийных территорий и сосредоточение населения в ограниченном числе урбанизированных центров.

Неполная реализация туристического потенциала Дальнего Востока при растущем спросе создает риски упущенных экономических возможностей. Отставание развития туристической инфраструктуры от темпов роста туристических потоков может ограничить дальнейшее увеличение въездного туризма и связанных с ним доходов местного бизнеса.

Зависимость роста отдельных городов от узкоспециализированных отраслей экономики создает риски при изменении рыночной конъюнктуры. Города, развитие которых основано исключительно на добыче полезных ископаемых или реализации крупных инфраструктурных проектов, могут столкнуться с резким сокращением населения при завершении проектов или истощении ресурсной базы.

Наверх