Арктика — один из наиболее перспективных и слабо освоенных регионов мира. Здесь находятся последние нетронутые запасы полезных ископаемых. Большая часть — на территории и шельфе России. По мере изменения климата мерзлота и ледники отступают, возможности добычи растут
- Роль Севморпути в Стратегии развития Арктики до 2035 года изменилась: теперь акцент делается не на международном транзите Европа-Азия, а на круглогодичном экспорте энергоносителей, металлов “зеленого перехода” и прочих российских товаров на рынки АТР.
- Пресная вода станет ценнейшим ресурсом 21-го века. Российская Арктика является мировым лидером по стоку речных вод. К концу столетия он увеличится еще на 40%.
- Рыбная ловля в промышленных масштабах на данный момент запрещена международным договором. Квоты будут распределяться после изучения новых маршрутов миграции видов. Арктика может стать одним из крупнейших рыболовецких регионов мира.
- Россия играет ключевую роль в регионе, однако глобальные геополитические тенденции прослеживаются и здесь. В Стратегии-2035 теперь допускается, что другие игроки могут попытаться решить многолетние замороженные споры в Арктике силовым путем. К этому предложено готовиться заранее.
Углеводороды и металлы Арктики
В Арктике находится 13% мировых вероятных запасов нефти и 30% природного газа, половина — на территории России. Запасы нефти составляют 90 млрд барр., или 6% от мирового объема. Это эквивалентно 52% запасов Канады, 110% — России, 340% — США, и 1677% — Норвегии. Запасы природного газа составляют 1669 трлн куб. футов, или 24% мировых разведанных запасов. Это эквивалентно 99% запасов России, 500% запасов США, 2354% запасов Норвегии и 2736% запасов Канады. Более 80% от общего объема углеводородов находится на шельфе. По мере таяния льдов перспективы их добычи становятся все более реалистичными.
В Арктике сосредоточено 10% мировых доказанных запасов никеля, 19% запасов металлов платиновой группы, 10% титана, а также золота, цинка и кобальта. Россия — лидер среди арктических стран по объемам производства горной промышленности и добыче минеральных ресурсов. По этим показателям в денежном выражении наша страна опережает ближайшего конкурента, США, в 7 раз.
Вершина айсберга: реальные перспективы экономики Арктики
Севморпуть: транзит или собственные поставки?
Вершина айсберга: реальные перспективы экономики Арктики
Северный морской путь — незаменимая транспортная артерия для всего мира. Логистический коридор из Европы в Азию на 7200 км короче южного обхода через Суэцкий канал. Развитие ледокольного флота, прежде всего российского, позволило сделать навигацию по Северному морскому пути круглогодичной. Среднее количество рейсов в январе — 180, в мае — 200. Разница минимальная. 50% рейсов — танкеры и СПГ-танкеры. 25% — сухогрузы и контейнеровозы. Еще 25% — ледоколы сопровождения. В 2018 году по Северному морскому пути было перевезено 18 млн т грузов. Прогноз на 2024 год — 80 млн т.
Значение Севморпути меняется. В Стратегии развития Арктики до 2035 года роль транспортного коридора из Европы в Азию отходит на второй план. Теперь эта транспортная артерия расценивается в первую очередь как собственный круглогодичный канал поставки российских товаров в АТР.
Что может быть ценнее нефти?
В полярных шапках Арктики и Антарктики находится примерно 70% водных ресурсов планеты, причем на Арктику приходится более половины от этого объема. Абсолютный лидер по запасам пресной воды за полярным кругом — Россия. В США (на Аляске) в Северный ледовитый океан не впадает ни одной крупной реки. В Канаде — 3. В России — 11. Годовой сток Енисея в Карское море достигает 624 км³. Лена – крупнейшая река в мире, полностью протекающая в районе вечной мерзлоты. Сток Лены в море Лаптевых — около 540 км³. Обь — на третьем месте. Годовой сток в Обскую губу Карского моря составляет около 400 км³.
Вершина айсберга: реальные перспективы экономики Арктики
Не менее значимы озера. Только в 32 самых крупных водоемах плато Путорана содержится более 45% суммарного запаса озерных вод российской Арктической зоны. На горизонте 25 лет необработанная пресная вода может стать более важной и прибыльной статьей российского экспорта, чем нефть. На ранней стадии обсуждения находятся проекты поставок в дальнее зарубежье, вплоть до стран Персидского залива, уже сейчас испытывающих острый дефицит воды.
Почему улова придется ждать
Арктика богата рыбными ресурсами, но в регионе действует запрет на промышленный лов рыбы сроком на 16 лет. Соответствующий документ подписали Норвегия, Россия, страны Евросоюза, Канада и США. Это редчайший пример взаимодействия между государствами со столь разными интересами. В Арктике со сменой климата меняется и поведение промысловых рыб, появляются виды, характерные для теплых вод. Достигнута договоренность изучить новые ареалы обитания и пути миграции, и только после этого определять квоты вылова.
Доля Арктики в мировых запасах металлов и доля России
Доля Арктики в мировых запасах платины и палладия составляет 18,9%, титана — 10,5%, никеля — 10,1%, цинка — 3,8%, серебра — 3,7%, кобальта — 3,3%, золота — 3,2%, свинца — 2,7%, циркония — 1%, меди — 0,5%, вольфрама — 0,4%.
При этом по крупнейшим месторождениям металлов Россия (42) существенно опережает ближайших конкурентов — Канаду (22) и США (19). В Швеции 9 таких месторождений, в Норвегии и Гренландии — по 6, в Финляндии — 3.
Вершина айсберга: реальные перспективы экономики Арктики
Если говорить именно об арктических странах, а не о мире в целом, на Россию приходится 57% запасов одного из ключевых металлов “зеленого перехода” — меди. На США — 38%. У Швеции 3%, у Канады и Финляндии — по одному. При этом Россия осуществляет 82% добычи, Швеция — 12%, Канада и Финляндия — по 3%.
Вершина айсберга: реальные перспективы экономики Арктики
Арктические государства и амбиции Китая
Вершина айсберга: реальные перспективы экономики Арктики
Арктика имеет решающее стратегическое значение для пяти прибрежных государств Северного Ледовитого океана. Это США (Аляска), Канада, Россия, Норвегия и Дания (Гренландия). Большинство экспертов считает Россию, инвестирующую десятки миллиардов долларов в свою северную инфраструктуру, доминирующим игроком в Арктике. Регион также является центром интересов для трех других арктических государств: Исландии, Швеции и Финляндии. Кроме того, Китай, находящийся в 3 тыс. км от Полярного круга, ввел понятие “приарктического государства” и тоже претендует на одну из ведущих ролей в регионе.
Китай стал государством-наблюдателем Арктического совета в 2013 году. КНР особенно привлекает этот регион, учитывая его растущие потребности в энергии и зависимость от морской торговли. Севморпуть, в отличие от Южно-Китайского моря, не контролируется ВМФ США ни на одном из участков. Китай укрепил свои позиции в Арктике, подписав соглашение о свободной торговле с Исландией.
Правовые аспекты управления Арктикой
Арктический совет является основным международным органом регионального сотрудничества. Правовой базой, регулирующей деятельность в Арктике (как и во всех мировых океанах) является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. ЮНКЛОС урегулировала ряд важных вопросов, связанных с использованием океана и государственным суверенитетом. Установлены права на свободу судоходства; границы территориального моря в 12 милях от берега; исключительные экономические зоны (ИЭЗ) на расстоянии до 200 миль от берега; правила расширения прав на континентальный шельф до 350 миль от берега. Создан Международный орган по морскому дну и другие механизмы разрешения конфликтов, например, Комиссия ООН по границам континентального шельфа.
Вершина айсберга: реальные перспективы экономики Арктики
В рамках ЮНКЛОС каждому прибрежному арктическому государству предоставляется контроль над всеми природными ресурсами в пределах его исключительной экономической зоны. 1,1 млн квадратных миль воды, лежащей к северу от пяти арктических ИЭЗ, считаются открытым морем и находятся за пределами национальной юрисдикции.
США присоединились к большей части ЮНКЛОС, но остаются одной из немногих стран, не ратифицировавших договор полностью. Некоторые республиканцы рассматривают конвенцию как потенциальное бремя для суверенитета США и выступают против нее еще с тех пор, как администрация Клинтона передала ее в Сенат для ратификации в 1994 году.
В 2008 году пять прибрежных стран Северного Ледовитого океана подтвердили свою приверженность морскому праву в Арктике в Илулиссатской декларации, но некоторые споры о суверенитете сохраняются — в том числе и между долгосрочными союзниками. США, ЕС и другие государства утверждают, что Северо-Западный проход является международным проливом со свободным судоходством. Канада считает, что это внутренний водный путь, над которым она сохраняет исключительную юрисдикцию. Вашингтон и Оттава также расходятся во мнениях относительно морской границы в богатом ресурсами море Бофорта.
В чем претензии США к России?
Вершина айсберга: реальные перспективы экономики Арктики
США аналогичным образом оспаривают утверждения Москвы о том, что части Северного морского пути над Сибирью являются внутренними водами России. Дания и Канада претендуют на остров Ханса в центре пролива Нэрс. Сразу несколько государств предъявили претензии на морское дно и любые ресурсы под ним хребта Ломоносова, разделяющего Северный Ледовитый океан пополам. Хребет Ломоносова — естественное продолжение геологических макроструктур России, но США не прислушиваются к этому аргументу.
Возможность конфликта из-за ресурсов в Арктике, перерастающего в мировой конфликт, впервые стала серьезно обсуждаться в СМИ после финансового кризиса 2008 года. В этой ситуации не лишним будет напомнить о том, что только Россия обладает технологиями запуска ядерных ракет непосредственно из арктических льдов с атомных подводных лодок.
Доминирующее положение России в Арктике
Россия — крупнейшая арктическая держава. Длина ее побережья вдоль Северного Ледовитого океана составляет 22 600 км (60% арктического побережья мира). Вся арктическая зона страны превышает 4 млн км кв. Четыре крупнейших арктических города находятся в России: Мурманск (325 тыс. жителей), Архангельск (301 тыс.), Норильск (205 тыс.) и Воркута (85 тыс). Пятым по величине городом является норвежский Тромсе (62 тыс. жителей). Арктический регион обеспечивает 10% ВВП страны. В 2020 году здесь было добыто 80% природного газа и 17% нефти.
Вершина айсберга: реальные перспективы экономики Арктики
Запасы арктического континентального шельфа, относящегося к России, составляют более 85,1 трлн куб м природного газа и 17,3 млрд т нефти. Важнейшую роль в ближайшие 10 лет будут играть оперативные круглогодичные поставки энергоносителей на ключевые рынки — прежде всего в Азию. В этом отношении необходимо дальнейшее развитие Севморпути. Приоритет прописан в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной президентом в 2020 году.
Элементы Стратегии развития Арктики до 2035 года
В рамках стратегии развития Арктической зоны РФ запланированы инвестиции в размере 29 млрд долл и следующие шаги:
— Развитие инфраструктуры морских портов и судоходных путей в акватории северных морей – от Баренцева до Чукотского;
— Создание штаба морских операций на всей акватории Северного морского пути;
— Интеграция транспортно-логистических услуг, оказываемых в акватории Северного морского пути, на базе цифровой платформы, предназначенной для безбумажного оформления мультимодальных перевозок пассажиров и грузов;
— Строительство не менее 8 атомных ледоколов для круглогодичной навигации. Самыми мощными в мире и передовыми считаются ледоколы проекта 22220: «Арктика», «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка». Первые три уже спущены на воду.
Вершина айсберга: реальные перспективы экономики Арктики
Объем грузоперевозок по Севморпути должен увеличиться в три раза к 2030 году до 90 млн т. В 2019 году он составил 32 млн т. Цель на 2035 год - 130 млн т. Доля добываемой в российской Арктике сырой нефти (включая газоконденсат) к 2030 году должна вырасти на 6% — до 23%. К 2035 году — до 26%. Долю природного газа необходимо удержать на уровне 81% (на 2% ниже показателя 2018 года). В 2035 году — 79%. Производство СПГ увеличить до 64 млн т (в 7,1 раз больше, чем в 2018 году). Цель по СПГ на 2035 год - 91 млн т.
Перспективные арктические проекты
Наиболее перспективными арктическими проектами с точки зрения освоения углеводородного рынка АТР являются “Ямал СПГ” и “Арктик СПГ-2”. Проект “Ямал СПГ” предусматривает строительство завода по производству сжиженного природного газа мощностью 16,5 млн тонн в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Доказанные и вероятные запасы газа составляют 926 млрд куб. м. Проектная мощность “Арктик СПГ-2” — 19,8 млн т в год. Запасы Утреннего месторождения (база проекта) составляют 461 млрд куб. м газа.
Роль Мурманска в освоении Арктики
Вершина айсберга: реальные перспективы экономики Арктики
Незамерзающий глубоководный морской порт Мурманск — ключевой опорный пункт освоения российской Арктики. Входит в пятерку крупнейших портов страны по объемам перевалки грузов и является базовым портом Северного бассейна, обеспечивающим перевозки по Севморпути. Грузооборот превышает 25 млн т в год. Мурманск — порт приписки всех атомных ледоколов страны.
Вершина айсберга: реальные перспективы экономики Арктики
На строительство железнодорожной ветки, соединяющей западный и восточный берега Кольского залива, выделено 37 миллиардов рублей. Ж/д ветка позволит порту-сателлиту Лавна осуществлять перевалку больших объемов угля. К 2030 году грузооборот через Мурманск должен увеличиться до 80 млн т. Совокупный объем инвестиций в логистические и транспортные проекты Мурманской области составляет около 170 млрд руб. Помимо угольного порта, из важных проектов следует отметить Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений и контейнерный терминал.
Перспективы развития Арктики
Вершина айсберга: реальные перспективы экономики Арктики
Российский арктический континентальный шельф может увеличиться более чем на 1 млн кв. км. Морфология и геология дна Северного Ледовитого океана позволяет России выйти далеко за пределы стандартной 200-мильной зоны.
Повторная заявка была подана в ООН в 2015 году, сейчас рассмотрение затруднено в связи с геополитическим фактором. Устойчивый тренд сокращения площади арктического морского льда наблюдается с марта 1979 г. Это открывает новые перспективы в плане круглогодичного судоходства и добычи полезных ископаемых. Ожидается, что к концу XXI века арктический речной сток увеличится на 30%.
К этому же времени пресная вода может стать более ценным экспортным ресурсом, чем нефть. В Арктике впечатляющие перспективы развития “зеленой” энергетики. Первая очередь крупнейшей в России Кольской ветроэлектростанции введена в эксплуатацию в декабре 2022 года. Общая мощность установок составляет 170 МВт — 84% от проектной мощности всей станции (201 МВт). Ввод второй очереди запланирован на текущий год.
Вывод
Россия вкладывает в развитие Арктики больше, чем крупнейшая экономика мира — США, также обладающая арктическим статусом. Крупнейший логистический узел Арктики находится в России — это Мурманск. Совокупные инвестиции в новые логистические проекты Мурманской области оцениваются более чем в 170 млрд руб.
В будущем, по мере стабилизации геополитической ситуации, от этого выиграют все страны, так или иначе зависящие от Арктики. Если говорить о газе, такая зависимость ощущается даже за экватором, в Юго-восточной Азии. В целом АТР уже обеспечивается российским СПГ, поставки будут расти. Европа также будет активно использовать Севморпуть для торговли с Азией, так как этот маршрут на треть короче, чем обход через Суэцкий канал. Однако по понятным причинам на горизонте трех лет этого не произойдет.
Замороженные территориальные споры в Арктике необходимо решить дипломатическим путем, так как в противном случае они чреваты новыми конфликтами. Не все арктические государства на данный момент склонны к дипломатии, поэтому Россия в качестве превентивной меры вынуждена наращивать свое военное присутствие.