Восточный экономический форум. Второй день деловой программы. 12 сентября

Владимир Путин, ВЭФ-2023

Главным событием дня стало пленарное заседание, на котором выступили президент России Владимир Путин и вице-президент Лаосской Народно-Демократической Республики Пани Ятхоту.

В своей речи Владимир Путин заявил, что Дальний Восток для России является стратегическим приоритетом на весь 21 век. 

Подчеркивая значимость направления в экономической повестке, президент привел данные: в прошлом году товарооборот России со странами АТР увеличился на 13,7%, а только за первую половину текущего года прибавил еще 18,3%.

За последние 10 лет на Дальнем Востоке созданы особые налоговые, административные и таможенные преференции, строится инфраструктура, осуществляется подводка сетей к индустриальным площадкам. Такая поддержка бизнеса ведётся на территориях опережающего развития и свободного порта Владивосток. С прошлого года особый преференциальный режим запущен на Курильских островах.

Благодаря государственной поддержке дальневосточных проектов подписаны инвестиционные соглашения более чем на 7,7 трлн рублей, из них 3,4 трлн уже вложены. Создано 125 тысяч рабочих мест, начали работу около 700 новых предприятий в сфере добычи газа и его переработки, производства минеральных удобрений. Заработала верфь крупнотоннажного судостроения «Звезда», осваиваются месторождения меди и других полезных ископаемых. Важные проекты запущены в агропромышленном секторе. 

В целом динамика инвестиций на Дальнем Востоке в три раза опережает общероссийский показатель. Если с 2014 года по 2022-й рост инвестиций в основной капитал по всей стране составил 13%, то на Дальнем Востоке — 39%. Темпы промышленного роста на Дальнем Востоке также превышают среднероссийские.

За 10 лет грузооборот дальневосточных морских портов увеличился в 1,6 раза, ввод жилья — в 1,3 раза, электропотребление — в 1,2 раза, годовая добыча золота на востоке страны выросла в 1,6 раза, угля — в 2,8 раза.

«Все это не только гарантия ресурсного суверенитета страны, но и основа для производства новых материалов, микроэлектроники и перспективных источников энергии, для продвижения отечественных экологических, природосберегающих технологий и научных разработок, для создания качественных рабочих мест, реализации на новом уровне естественных конкурентных преимуществ Дальнего Востока, да и всей России», — заявил Владимир Путин.

Для разработки этих ценных ресурсов планируется создавать приоритетные условия для ведения бизнеса, создания производственных кластеров, чтобы производить продукцию с высокой добавленной стоимостью. Развитие Дальнего Востока продолжит набирать обороты. Президент отметил, что степень изученность недр на Дальнем Востоке — лишь 35%.

«Мы запустили на федеральном уровне кластерную инвестиционную платформу. В текущем году в рамках этой инвестиционной платформы должны быть профинансированы проекты выпуска приоритетной продукции на сумму не менее 2 трлн рублей. Я прошу Правительство дополнительно нацелить этот инструмент именно на задачи развития дальневосточной экономики, на то, чтобы здесь появлялись более сложные производства с современными, хорошо оплачиваемыми рабочими местами. Необходимо двигать проекты, которые требуют крупных, многомиллиардных вложений, а они в свою очередь становятся точками притяжения для смежных секторов», — дал указания Владимир Путин. 

Еще одно поручение президента — форсированное развитие энергетического сектора региона, которое заложит фундамент будущего процветания Дальнего Востока, где сложились по-настоящему уникальные условия для развития экологически чистой гидро-, атомной и возобновляемой энергетики.

«Поручил Правительству вместе с крупными энергокомпаниями подготовить программу развития энергетических мощностей на Дальнем Востоке и разработать механизмы её проектного финансирования. Она должна быть рассчитана на длительный срок — до 2050 года», — указал президент. 

В планах развития предусмотрено решение масштабной проблемы объединения газовых систем запада и востока России в единый проект. «В наших планах — связать между собой газопроводы «Сила Сибири» и «Сахалин–Хабаровск–Владивосток», а затем включить их в единую систему газоснабжения страны. То есть решить, по сути, не побоюсь этого слова, историческую для нашей страны, глобальную задачу — интегрировать в одно целое газотранспортные сети запада и востока Российской Федерации», — подчеркнул президент. 

Наряду со строительством газопровода «Сила Сибири-2» это позволит существенно расширить программу газификации Бурятии, Забайкальского края, других дальневосточных регионов, дать промышленности здесь, на Дальнем Востоке, дополнительные ресурсы, обеспечить города и поселки экологически чистым топливом. При этом для газификации Камчатки будут использованы возможности терминала сжиженного природного газа, который уже создан.

К 2030 году производство СПГ в Арктической зоне России должно вырасти втрое — до 64 млн тонн в год. В этой связи принято принципиальное решение о выпуске на базе мурманского центра новых линий СПГ для работы на арктических месторождениях.

Важной частью выступления стали планы по развитию транспортной инфраструктуры региона, включая Северный морской путь. К 2030 году предполагается удвоить общую мощность морских портов Арктического бассейна. Если в прошлом году она составила 123 млн тонн, то к концу десятилетия должна выйти на уровень 252 млн тонн, в том числе за счет строительства новых терминалов, расширения железнодорожных подходов. Уже к 2027 году планируется существенно увеличить мощности мурманского порта с нынешних 56 млн до 110 млн тонн в год.

Продолжится модернизация БАМа и Транссиба. Скоростные автомобильные магистрали пройдут через Сибирь, Дальний Восток до Тихого океана. Будет сформирован единый транспортный коридор «Россия» от Санкт-Петербурга до Владивостока. Уже запущен участок скоростной автомобильной дороги от Москвы до Арзамаса, а к концу текущего года трасса дойдет до Казани, а затем до Екатеринбурга и Тюмени. Президент отдельно выделил тему развития авиационного сообщения Дальнего Востока с европейской частью России, а также повышения прямой связанности дальневосточных регионов между собой. И распорядился до 1 марта будущего года подготовить комплексный план мероприятий по развитию воздушных перевозок внутри дальневосточного региона.

Как отметил президент, в рамках программы «Дальневосточный гектар» больше 119 тысяч человек получили земельные участки для ведения бизнеса, открытия производств и туристических объектов, для строительства собственного дома.

Владимир Путин поставил задачу уже этой осенью подготовить нормативную базу для поддержки индивидуального жилищного строительства по всей стране, речь идет о применении счетов эскроу — как при возведении многоквартирных домов. Это позволит дополнительно защитить средства граждан, а также создать возможности для привлечения ипотечного кредита на постройку собственного дома. 

Сейчас на Дальнем Востоке действуют специальные условия по ипотеке: сумма — до шести миллионов рублей, срок — до 20 лет, ставка — 2%. С помощью этого инструмента более 78 тысяч семей уже приобрели или построили новое жилье.

Президент предложил поднять верхнюю планку кредита до 9 млн рублей для тех, кто желает приобрести свое жилье площадью свыше 60 кв метров и сделать ипотеку под 2% доступной и для сотрудников дальневосточных предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Российский Дальний Восток должен стать площадкой для отраслей «новой экономики», включая развитие туризма в национальных парках Приморья, Хабаровского края, Якутии, Бурятии, Камчатки, Курил и других регионов.

Владимир Путин предложил в следующем году выделить дополнительные ресурсы на национальные парки Дальнего Востока. «Не за счет перераспределения средств с других природных объектов, а именно добавить плюсом, что называется «сверху» к предусмотренному финансированию», — подчеркнул он.

По словам Владимира Путина, опыт Дальнего Востока по развитию креативной экономики ляжет в основу подготовки регионального стандарта развития творческих индустрий, который затем будет распространен на все субъекты Федерации. «Здесь важнейшая задача — сделать наши российские марки, бренды более узнаваемыми», — подчеркнул он.

«Что касается конкретно Дальнего Востока, то здесь принято еще одно решение, которое касается освоения новых индустрий в экономике, в культуре, в спорте. Мы договорились, что в Дальневосточном федеральном округе будет организован ежегодный турнир по киберспорту», — рассказал президент. Первый турнир пройдет уже в конце года. Владимир Путин попросил отечественные IT-компании и компании с госучастием обратить внимание на этот вид спорта и поддержать его.

Президент не обошел вопросы, связанные с макроэкономикой. Про курс рубля президент сказал, что «не думает, что есть непреодолимые проблемы или сложности». И отметил, что динамика национальной валюты связана со многими факторами, в том числе с частичным возвратом—невозвратом валютной выручки от крупнейших экспортёров.

На вопрос о повышении ключевой ставки президент ответил, что ключевая ставка влияет на стоимость денег, на кредиты коммерческих банков, а это, безусловно, сдерживает кредитование экономики, а значит, и ее рост. Но кредитование находится на достаточно высоком уровне, есть опережающий рост потребительских кредитов. Также работают инструменты кредитования важнейших отраслей, в случае необходимости можно подумать об увеличении фондирования инструментов кредитной поддержки. 

На вопрос, будут ли в России поднимать налоги, президент ответил, что «правительство не видит пока в этом необходимости».

Пани Ятхоту положительно оценила сотрудничество двух стран во многих областях, включая туризм, развитие человеческого капитала, привлечение инвестиций. Также она поблагодарила российских специалистов за поддержку в разминировании территории страны, с помощью которой удалось очистить от боеприпасов площадь в 20 тыс. гектаров.
 
После выступления вице-премьера Лаоса, Владимир Путин ответил еще на ряд вопросов. Он отметил, что развитие экономического коридора Индия-Ближний Восток-Европа пойдет на пользу России, сказал, что закупки отечественных автомобилей для чиновников вскоре начнутся, вырастет степень локализации автопроизводства. 

На реплику о том, что государство забирает активы бизнеса в свою пользу, глава государства ответил: «Никакой деприватизации не намечается, никакой деприватизации не будет!».

Несколько вопросов затрагивали демографическую ситуацию в России. Говоря о причинах ухудшения демографических показателей, Владимир Путин заявил, что преодолеть эту минусовую тенденцию очень сложно, но отметил, что средняя продолжительность жизни продолжает расти и сейчас составляет 73 с лишним года.

Президент заявил, что надо подумать над упрощением процедур по получению гражданства иностранными студентами, обучающиеся в российских вузах, признавая, что они нужны для российской экономики.

В конце пленарного заседания президент описал текущие отношения с Китаем, которые сейчас находятся на беспрецедентном уровне. По возникающим вопросам идет диалог. Страны до сих пор не могут договориться по поставкам свинины, но говорить о том, что Россия и Китай не реагируют на запросы друг друга, неправильно. Что касается открытия китайского рынка для российских горняков, вопрос был решен успешно. По мнению Путина, наши страны также должны договориться в области широкофюзеляжных самолетов.


Бизнес-диалог

12 сентября на ВЭФ прошли мероприятия в формате бизнес-диалога. На сессии «Россия — Индия» министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков рассказал рекордных темпах товарооборота и потенциале расширения совместной кооперации. Помимо инфраструктурных проектов, особое внимание будет уделено сфере морской логистики. Планируется запуск морской линии между индийским потом Чинай и Владивостоком. Министр пригласил индийскую сторону к совместному использованию Северного морского пути. Сегодня оборот по СМП составляет 34 млн тонн в год. В следующие пять лет он вырастет в четыре раза.

Паван Капур, чрезвычайный и полномочный посол Республики Индия в Российской Федерации, также отметил активизацию торговли. С апреля 2022 по март 2023 года торговый оборот между странами составил почти 50 млрд долларов. Он призвал российский бизнес наращивать поставки из Индии в РФ. Необходимо диверсифицировать корзину товаров. Индия поставляет фармацевтические товары, продукты питания. Но еще можно расширить ассортимент экспорта индийскими автомобилями, включая электромобили, текстиль.

Посол отметил важность баланса торговли в национальных валютах. Он отрицает, что накоплено огромное количество индийских рупий на счетах российских компаний в Индии. Вся нефть была куплена за твердую валюту, заявил он. Также он предложил российским компаниям инвестировать в перспективные отрасли в Индии, включая электронику, медицинские инструменты, фармацевтику и даже в изготовление беспилотников.    

Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей, напомнил, что проблема дисбаланса в торговле проявляла себя еще во времена СССР. И такая практика не должна повториться, уверен он. Александр Шохин считает, что нужна другая инфраструктура сотрудничества, включая цифровые платформы. В Индии уже существуют цифровые платформы, где можно найти широчайший ассортимент, и России необходимо разработать встречную платформу, благодаря которой стороны смогут понимать потенциальный спрос потребителей обеих стран, и на которой может происходить бизнес-кооперация. РСПП над такой платформой уже работает. Также необходимо создавать альтернативные классическим резервным валютам многосторонние системы платежных отношений.

Сомасундарам Субраманиан, хирург-онколог, генеральный директор Евразийской федерации онкологии (ЕАФО); председатель совета директоров Евразийского совета по исследованию рака (ECRC) отметил проблему утечки мозгов, которая есть и в Индии, и в России. Необходимо развернуть это движение в обратную сторону. И тут может помочь открытие большого количества прямых авиарейсов.

«Потому что даже в этом зале, кроме дипломатов и выступающих максимум два индийца в зале. Простите, но нас 1,5 млрд. Что никто не захотел бы прилететь, если бы была такая комфортная возможность?», — задал он риторический вопрос.  

В ходе бизнес-диалога «Россия — Китай» министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков отчитался об феноменальном росте товарооборота, который вышел на уровень 200 млрд долларов еще в прошлом году и растет еще на 30% в текущем. Компании из КНР участвуют в проектах с общим объемом инвестиций в 1,3 трлн рублей. На территориях опережающего развития Дальнего Востока и порта Владивосток китайские компании инвестиционно участвуют в 49 проектах, объемом более 812 млрд рублей.

Хань Шэнцзян, вице-губернатор провинции Хэйлунцзян, рассказал о планах расширения инфраструктуры пограничных переходов с китайской стороны, чтобы синхронизировать ее с инфраструктурой на российской территории, что позволит еще больше нарастить оборот. 

Михаил Волков, генеральный директор, председатель правления, АО «Почта России», отметил запуск дополнительных грузовых авиа- и железнодорожных рейсов. В июле 2023 года совместно с Минпромторгом запущена программа субсидирования тарифов на доставку в Китай, скидка составляет до 70% от тарифа. В апреле 2023 года стартовал эксперимент Бондовый склад в Казани. По итогам первых месяцев уже сформирован ряд предложений для повышения эффективности этого инструмента.

Виталий Евдокименко, президент ПАО «ТрансКонтейнер», указал на факторы, которые тормозят развитие торговли с Китаем. По его оценкам, около 30% платежеспособного спроса на перевозки в Дальневосточном направлении остается в настоящий момент неудовлетворенным. Перед транспортниками стоит задача обеспечить вывоз грузов из портов Дальнего Востока в объеме 6 – 6,5 тыс TEU в сутки. На сегодняшний день объем вывоза составляет 3,3 тыс TEU. Дисбаланс экспортных и импортных потоков мешает приблизиться к выполнению этой задачи. Импортный поток примерно в два раза превышает экспортный.

Вторая ключевая задача — это обеспечение стабильного объема железнодорожных перевозок в направлении Восточной Сибири. Регион является экспортоориентированным и спрос на перевозки велик. Мы должны обеспечить погрузочными ресурсами регион. Чтобы создать возможность стабильного экспорта из него. Объем экспорта из этих регионов начал снижаться, в этому году снижение составило уже 50 тыс. TEU, а импорт стал расти, что приводит к дисбалансу в потоках.

Еще одна ключевая проблема — доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта. Необходимо в кратчайшие сроки вместе с правительством РФ решить вопрос планирования дефицитных перевозок в направлении Дальнего Востока. Мы планируем решить эту проблему введением правил недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта.

Финальная ключевая проблема — дефицит подвижного состава для перевозки контейнеров. Производители вагонов испытывают как дефицит кадров, так и дефицит мощностей. Это привело к снижению производства подвижных составов на 50% в 2022 году по отношению к 2021 году, а в текущем году производство снизилось еще на 35%.

Александр Зайнигабдинов, руководитель пекинского офиса China Window Consulting Group; арбитр Шанхайского международного арбитражного центра, назвал “бутылочные горлышки” российско-китайского инвестиционного сотрудничества.

Во-первых, между Россией и Китаем действует договор о правовой помощи по гражданским делам от 1992 года, согласно условиям которого, решения российского арбитражного суда недействительны в Китае, а в России недействительны решения Китайского народного суда. Второй вопрос касается российской внутренней правовой базы. Для того, чтобы иностранцу быть генеральным директором китайской компании, зарегистрированной в России, он должен предварительно получить разрешение на работу. Для китайских инвесторов такая ситуация является стоп-фактором.

Сергей Лебедев, вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти, AliExpress Россия, выступил за развитие в России бондовых зон, то есть складов, освобожденных от части налогов. Бондовые зоны — это то, что позволило Китаю нарастить объем импорта по каналу b2c на 95%. Почтовый канал на импорт почти не работает — только бондовые зоны, уверен представитель торговой площадки.

На сессии «Россия — Монголия» глава республики Бурятия Алексей Цыденов указал на рекордный товарооборот, который составил в прошлом году 2,7 млрд долларов, и отметил рекордный дисбаланс, при котором 95% оборота — это российский экспорт и только 5% — импорт в РФ из Монголии. 

Член Коллегии (Министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев считает, что ситуацию можно исправить, превратив транспортный коридор из Китая в РФ, проходящий через Монголию, в экономический. Необходимо создать условия, при которых бы обеспечивался не просто транзит товаров, но и совместная переработка, развитие совместных экономических проектов. 

Тематические сессии

12 сентября продолжались тематические сессии, разбитые на шесть смысловых блоков: «Международное сотрудничество в изменившемся мире», «Логистика перемен», «Дальний Восток за 10 лет. Что получилось и что нужно сделать?», «Технологическое развитие как гарантия суверенитета», «Дальний Восток будущего», «Образование и воспитание как основа независимости».

Международное сотрудничество в изменившемся мире

На сессии «ЕАЭС и БРИКС: роль в формировании нового многополярного мира» обсуждали, какие задачи будут решать интеграционные объединения нового поколения. 

Алексей Оверчук, заместитель председателя Правительства РФ, указал, что БРИКС сегодня проходит через поворотную точку своего развития, идет процесс расширения. Эта организация фактически превращается в площадку, на которой отражена глобальная многополярность и которая нацелена на решение тех проблем, которые вызываются сегодняшними глобальными трендами и повесткой.

Он полагает, что движение с отходом от доллара в рамках БРИКС будет происходить поступательно и медленно. Но не исключает того, что возникнет какая-то технология и очень быстро приведет к тому, что будет создана новая альтернативная система расчетов, которая всем будет удобна. 

Дмитрий Вольвач, заместитель министра экономического развития РФ, отметил, что объем товарооборота со странами пятерки БРИКС по итогам прошлого года составил более 15.5 трлн рублей и вырос более, чем на 40%, а объем взаимной торговли между ЕАЭС и БРИКС вырос на 41% и составил 18 трлн рублей.

В будущем нужно будет гармонично, логично и без резких движений институализировать связи между ЕАЭС и БРИКС, полагает он. По мнению заместителя главы Минэкономразвития, чем больше участников в ЕАЭС и БРИКС, тем более эффективно будут использоваться возможности для сотрудничества и взаимных инвестиций. Если вопрос их расширения получит практическое воплощение, это будет серьезным шагом по формированию концепции «большого евразийского партнерства».

Владимир Падалко, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ, ожидает, что в этом году перед Россией, как председателем в БРИКС, встанет задача интегрировать в свою работу тех, кто вливается в объединение с 1 января. За время председательства России нужно будет погрузить новые страны в повестку БРИКС и объяснить им те правила игры, по которым организация уже работает 8 лет.

Семми Котвами, президент Индийского Бизнес Альянса, считает, что БРИКС противостоит империалистическому миру, который находится по другую сторону весов. Страны-участницы БРИКС должны выступать достаточным балансом, который противостоит этим силам, и двигаться к формированию архитектуры нового, многополярного мира, который будет предполагать включение всех точек зрения, где все точки зрения будут услышаны, и даже маленькие страны смогут донести свою позицию.


Дальний Восток за 10 лет. Что получилось и что нужно сделать?

Мероприятие «Мировой океан: глобальные возможности для российского флота» было посвящено увеличению возможностей рыболовецкого флота России. 

Илья Шестаков, руководитель Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство), уверен, что в стране есть возможности наращивать объемы добычи в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Российской Федерации. Однако он призвал не ограничиваться только ей. Есть ряд компаний, которые уже активно работают за пределами ИЭЗ. Речь идет прежде всего об африканском континенте, например, о Мавритании и Марокко. Но нужно смотреть и на Восточную Африку. По итогам саммита Россия-Африка готовится ряд поручений, чтобы осуществить две научно-исследовательские экспедиции — в Восточную и Западную Африку, чтобы понимать, какой ресурс там есть. Также уже есть компании, которые наметились на работу в Антарктике, где борьба за ресурсы будет только усиливаться.

Кирилл Колончин, директор ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии», рассказал, что сейчас заложено 2 среднетоннажных судна на Санкт-Петербургских верфях, степень их готовности в пределах 20%. Решается вопрос о выделении дополнительных средств на окончание работ. По мнению эксперта, эти два корабля в значительной степени решат вопросы, которые касаются дальневосточного и северного бассейнов. Остальные суда находятся в нормативном состоянии, что позволяет нам делать прогнозы, которыми пользуются рыбаки и за пределами ИЭЗ, и в пределах зоны РФ.

Иван Михнов, президент группы компаний «Антей», указал, что сейчас, в отсутствие финансов, компании заняты не развитием, а выживанием, «выкручиваются», как могут и ведут доступные промыслы. Например, «Антей» сейчас главным образом занимаемся доставкой живого краба со стороны Баренцева моря.  

«Крабовой отрасли нанесли самый существенный ущерб. 70% рынка мороженых конечностей занимали Соединенные штаты. В один день этого всего не стало. Чтобы все это развернуть, нужно время. Нужно создавать рынок мороженых конечностей в Китае, нужно ломать психологию китайцев, потому что они считают, что нужен живой продукт, даже не охлажденный», — так описал он ситуацию.

Как подытожил дискуссию Илья Шестаков, многие компании прорабатывают варианты выхода в мировой океан. Сейчас процесс притормозился, многим не хватает квот, у других свои причины. Но у России есть задача в течение ближайших 3-5 лет нарастить добычу в мировом океане хотя бы на 200 тыс.тонн. «Как именно, будем с бизнесом решать, определять меры поддержки — как нормотворческие, так и финансовые», — заявил он.

По мнению модератора сессии «Текущее состояние и перспективы развития водородного транспортного сектора в России: статус, вызовы и ключевые задачи», генерального директора Национального водородного союза Дениса Дерюшкина, к 2050 году мировой спрос на водород вырастет до 400 млн тонн в год. Ключевые точки роста ожидаются в недружественных юрисдикциях, поэтому в текущих условиях будет нужно сфокусироваться на российском внутреннем рынке.

Сахалин является ключевым центром развития водородной отрасли на Дальнем Востоке. Предполагается использовать водород в качестве топлива для пассажирских поездов. 

На сессии был представлен пилотный проект пассажирского железнодорожного сообщения из порта Корсаков в Поронайск и Южно-Сахалинск. Протяженность маршрута составляет 670 км. Водородные поезда будут оборудованы на базе рельсового трамвая РА-3.

Сейчас также прорабатывается пилотный проект водородного транспортного маршрута Москва – Набережные Челны (1060 км) на отрезке Набережные Челны – Казань. Там можно начать пилотировать российский транспорт на топливных элементах с максимальной локализацией и вовлечением российских технологий. Транспортные средства для этого проекта разрабатывает КАМАЗ.

Павел Сорокин, первый заместитель Министра энергетики РФ, отметил, что инновационному рынку свойственно впадать в эйфорию, особенно в условиях активного развития зеленой энергетики. События последних лет изменили приоритет рынков сбыта. Сейчас стоит вопрос не поставок на мировой рынок, а отработки технологий, чтобы сохранять актуальность. Если смотреть на энергетический баланс 40-го года или 50-го — тот горизонт, где возможны существенные изменения, то водород в энергобалансе будет занимать до 10%, что является заметной долей. 

«Мы сейчас смотрим и слегка смещаем фокус с экспортной ориентации на внутреннее потребление. Понятное дело, что у нас не может быть такого большого рынка, как в Китае, но, тем не менее, он достаточный для того, чтобы большую часть технологий не просто обкатать, а вывести на уровень, который может соответствовать серийному производству», — заявил Павел Сорокин.

Фокусными направлениями, на которые правительство планирует выделять субсидии для доведения технологии до какого-то разумного уровня, являются легкий и тяжелый коммерческий транспорт. Кроме того, в фокус попадут автономные источники энергообеспечения, поскольку в России много изолированных зон энергоснабжения. Также в приоритете средства производства водорода, в частности, различные типы электролизеров.

По словам замминистра, о создании трубопроводной системы для транспортировки водорода речи не идёт, поскольку для рентабельности таких проектов нужны большие объёмы. «Для того, чтобы водород занял крупную нишу, надо, чтобы «зелёный» водород стал дешевле примерно на 70%, а составляющие этого удешевления пока не так очевидны», — сделал вывод замминистра.

Евгений Пакерманов, президент «Русатом Оверсиз», согласен, что транспорт должен быть драйвером спроса на водород, поскольку водородный транспорт имеет ряд преимуществ и над транспортными средствами с двигателем внутреннего сгорания и над электротранспортом. Первое: безуглеродность, второе: возможность использовать эти ТС на более длинных маршрутах: без заправки водородные автобусы и машины могут проехать гораздо большие расстояния (стандартный путь без заправки водородного автобуса составляет порядка 550 км). Также стоит помнить о возможности использовать автобусы и грузовики на междугородних маршрутах, и при этом не создавать сети заправок через каждые 100-150 км.  

По словам Тяньцай Ма, заместителя исполнительного секретаря Китайского водородного альянса, в 2022 году КНР приняла стратегию развития водородной отрасли. В стратегии обозначены производственные мощности, условия безопасного применения водорода и законодательная база.

В данный момент спрос на зеленые носители электроэнергии в Китае продолжает расти. К 2030 году в Китае монтажные мощности «зелёного» водорода достигнут 100 ГВт. Кроме того, водород играет ключевую роль в плане по достижению углеродной нейтральности к 2060 году в тяжелой промышленности Китая, среднем и тяжелом транспорте, теплоснабжении и других отраслях, декарбонизация которых в данный момент затруднена. К 2060 году годовой спрос на водород в Китае увеличится почти до 130 млн тонн и на него будет приходиться 20% потребления энергии.

Что касается инфраструктуры, сейчас Китай планирует строительство 150 км трубопровода для транспортировки водорода. В стране выстраивается общенациональная цепочка поставок водорода. К 2030 году в стране будут использовать исключительно китайские технологии по производству, хранению и эксплуатации этого газа.

Логистика перемен

В ходе дискуссии «Морская логистика: как вырасти в разы» Екатерина Ляхова, директор по развитию бизнеса Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», обрисовала планы развития Северного морского пути до 2035 года. 3 новых серийных ледокола уже ходят на линии, четвертый в процессе строительства, по пятому и шестому принято решение. К 2035 году этот путь будет обслуживать 21 ледокол.

Будут построены 9 контейнеровозов ледового класса. Сейчас уже заканчивают их проектирование, в следующем году начинают строительство. Построено несколько терминалов, модернизированы порты Арктики. В фокусе сейчас все, что касается цифровых сервисов: устойчивая связь и интернет каналы, возможности получать всю информацию о ледовой обстановке — все данные дистанционного зондирования земли.  

Сергей Шишкарев, председатель совета директоров ГК «Дело», считает, что необходимо стимулировать развитие флота по лизинговым схемам. Если доля России в мировой логистике увеличится хотя бы до 5%, то это даст порядка 20% дополнительного ВВП. 

Андрей Северилов, председатель совета директоров FESCO, поддержал идею развития флота, но указал, что есть проблемы с объемами грузов. Того количества морского транспорта, которым располагает его компания, с избытком хватает для перевозки грузов. Как сказал эксперт, у компании нет проблем с тем, чтобы купить флот и, если говорить об эффективной экономике логистики, то купить дешевле и проще, чем строить. 

«Мы везем грузы из Кореи через территорию Китая без захода в Россию. Сейчас открыли маршрут Египетская линия, начинаем развивать Индийское направление. Мы сейчас начинаем работать по проекту Север-Юг вместе с РЖД-логистикой. Ну и самый главный коридор — Deep Sea линия. Из портов Китая и Шанхая мы поставили собственный флот, абсолютно новый, купленный в этом году — 6 океанских контейнеровозов, который закрывает полностью все наши потребности», — рассказал он. По его мнению, перевозчикам действительно не хватает других рынков. Маршруты сконцентрированы на рынках Китая и Вьетнама. И транспортники ищут, куда еще можно открыть линии, с какими странами эффективно работать. Пока есть линия в ЮАР, ведется работа с Египтом. Существует сезонный спрос на рынках Туниса, Марокко, Алжира.
Нужны новые рынки, например, Латинская Америка, уверен эксперт. «Второй год пытаемся делать подход к работе с Латинской Америкой, но недостаточная деловая активность наших коллег, которые занимаются бизнесом в России — мы-то просто возим — не позволяет нам освоить это направление», — сожалеет он.

Никита Гусаков, генеральный директор АО «ЭКСАР»; старший вице-президент АО «Российский экспортный центр», отметил очевидное смещение географии перевозок. И государство сейчас делает большой реинжиниринг логистических путей и финансирует импорт судов различного производства. По мнению эксперта, в краткосрочной перспективе это единственная возможность закрыть потребности российских логистов.

«Второй механизм, которым правительство с нашим участием занималось — субсидии для покупки так называемого дружественного флота, который можно было бы не импортировать, но который бы работал в интересах российских экспортеров. Сложная мера, это не приводит флот в Россию, но позволит создавать дружественный флот в интересах российских отправителей», — дополнил он.

Никита Гусаков отметил, что еще одна проблема — отсутствие принимающей инфраструктуры в странах, куда идут российские грузы. Российские компании не шли в инвестирование объектов за рубежом, которые были бы направлены на прием экспорта из нашей страны. «И тут надо решать, либо государство в проактивном режиме поддержит создание дружественной логистики на приоритетных направлениях, либо мы будем пока жить с риском, что пользуемся чужой логистикой, но в какой-то момент это всегда может обернуться против нас. Если найдутся инвесторы, мы будем готовы это поддержать. Помимо Африки, это Латинская Америка, куда идет поток в первую очередь удобрений, но мы видим также рост экспорта металлургической продукции туда», — обрисовал ситуацию эксперт. 

Дискуссия «Железнодорожная логистика нового времени. Реалии, вызовы и возможности» была посвящена логистическому дисбалансу и программе развития транспортно-логистических центров (ТЛЦ). Генеральный директор ООО «ФинИнвест» Александр Кахидзе рассказал о том, что в проекте Минтранса на сегодняшний день участвуют 11 компаний, которые будут строить будущий каркас новой инфраструктуры ТЛЦ.

«С этих ТЛЦ должна быть осуществлена 100% перевозка. Не должны порожние фитинговые платформы идти на Дальний Восток. Наш новый хаб в Новосибирске будет основным перегрузочным терминалом. Нам нужно максимально сократить расстояние между точками перегрузки и погрузки угля. Поэтому был выбран Новосибирск. И наш следующий терминал будет в Кемеровской области. Эти две точки будут самыми актуальными по перегрузке. И также мы сейчас заканчиваем переговоры с Омской областью, третий терминал будет в Омске. Это будет некая опорная сеть западно-сибирской железной дороги, где осуществляется основная погрузка угля. Кемерово и Омская область — это будет примерно по 300 тыс. TEU обработки в годовом эквиваленте. Новосибирск — 1 млн. TEU», — спрогнозировал Кахидзе.

Хасян Зябиров, генеральный директор АО «УгольТранс», отметил, что перед компанией многие годы стоит проблема порожнего пробега, причиной которого является экспортно-импортный дисбаланс. «Все время был вопрос обратной загрузки полувагонов, которые находятся на дальнем востоке. Уменьшить порожний пробег, тем самым сделать более маржинальными эти перевозки. Там процентов 90 возвращались порожними», — рассказал он.

Еще одну проблему упомянул Валерий Прокопчук, заместитель председателя Правительства Приморского края: «У нас в крае порты имеют избыточную производственную мощность, недогруз. Если взять порт Восточный: 57 млн производственная мощность, а переваливает 27 млн. На днях должен запуститься Суходол — также угольный терминал. С учетом всех этих планов к 2030 году грузооборот портов удвоится. Но это никак не синхронизируется с железной дорогой, ее пропускной способностью». 

Тему развил Игорь Левитин, помощник Президента Российской Федерации; секретарь Государственного Совета Российской Федерации: «У нас в 3 раза мощности портов в Российской Федерации превышают подъезды железных дорог. И вот когда я вижу, что новое соглашение, строят новый порт, у меня просто вопрос: а вот те, с кем вы подписывали 4-5 лет назад и они вложили деньги, а вы теперь что им скажете? Они набрали людей, закупили краны, закупили оборудование. А вы им скажете: ребята, ну, извините, мы построили новый порт. Понимаете, это неуважение к тем, кто подписал 10, 15 лет назад. Они ж деньги вложили в Восточный. Нет, давайте построим новый порт — пусть конкурирует. А как конкурировать? Если бы железка подвозила в 3 раза больше объемы — вот это конкуренция. А так зачем ехать в Находку? Вас ждет, что вы переселять будете людей из Находки вот сюда во Владивосток. Потому что там они останутся без работы, ну вы поймите. У нас на Юге такая же ситуация. Мы на Юг не можем подъехать, понастроили портов. Я уж про Северо-Запад не говорю, там форс-мажор. Поэтому Приморский край — будьте внимательны. У вас переизбыток портовых мощностей вызовет проблему. Вы будете этих людей потом еще переустраивать и переселять».

Андрей Шпиленко, заместитель Председателя Правительства Омской области; представитель Омской области при Правительстве Российской Федерации, полагает, что для его области ТЛЦ является катализатором экономической эффективности. «Нам в Омске он нужен для того, чтобы на себя оттянуть локализацию промышленных предприятий. Это будет некая точка притяжения, вокруг которой будут расти индустриальные парки, промышленные технопарки. Мы создадим портовую особую экономическую зону, которая будет включать в себя авиа (наверняка многие слышали, что будет у нас переноситься аэропорт из центра), рядышком ЖД-ветка. Тем самым мы минимизируем риски для инвесторов», — поделился он планами. Шпиленко также напомнил о существующих мерах поддержки: «Кроме преференциального режима есть потрясающий механизм 17.04 — это снижение задолженности субъектов российской федерации, механизм, который позволил построить огромное количество промышленной инфраструктуры и, если этот механизм будет продолжен, то это даст нам возможность снижать радикально издержки компаниям, которые развивают ТЛЦ».

Встречу подытожил Игорь Левитин, заявив: «Мир настолько быстро меняется, что логистика сегодня — это шахматы. Ситуация будет развиваться постоянно, и мы должны ее не догонять, а опережать. Мы не должны повторить ошибку, ту, что мы сделали в европейской части. Я считаю, что сегодня 30 млрд рублей стоит прибавка 1 млн тонн на восточном полигоне. БАМ 3 — это будет примерно 50 млрд рублей на 1 млн тонн. Нас еще ждут сюрпризы экологические на БАМе. И технологические».

Левитин считает, что гораздо целесообразнее смотреть в сторону Казахстана, центральной Азии, Персидского залива, Монголии, Китая. Вопрос БАМа, по его мнению, будет еще обсуждаться.


Технологическое развитие как гарантия суверенитета

На сессии «Передовые российские технологии для обеспечения технологического суверенитета и развития Дальнего Востока и Арктики» генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексей Лихачев рассказал о спросе на установки для генерации электроэнергии. По его словам, вдоль Северного морского пути, Арктики и Дальнего Востока потребуется до 15 штук установок на ближайшие 10-15 лет. Однако в Сибири и на Дальнем Востоке атомной генерации нет, там, по прогнозам, рост энергопотребления будет в 2 раза выше (не 2,5%, а более 5%), по сравнению со всей Россией.

Глава «Росатома» уверен, что по сравнению с ближайшими конкурентами в большинстве технологий есть заделы на 10-12 лет. А если говорить о «малой мощности», в том числе мобильной малой мощности, то существуют уже и референтные проекты. Лихачев не видит технологических ограничений на экспорт решений «Росатома», но признает, что всегда будет конкурентная борьба, всегда будет борьба предложений с точки зрения стоимости электроэнергии, экологичности, устойчивости генерации. Однако «Росатом» готов к конкуренции. «Мы в этом рынке работаем много лет и законы его знаем. Но сегодня добавляется политическая, геополитическая составляющая, и все, что связано с прямым неприкрытым давлением наших партнеров. Поэтому, скорее нас заставляет бежать еще быстрее то давление, которое есть, чем сдерживает развитие», — пояснил Алексей Лихачев.

Виктор Хмарин, председатель правления и генеральный директор ПАО «РусГидро», утверждает, что гидропотенциал России освоен сейчас на 20%, а доля гидроэнергетики в России — 18 %.

Сейчас рассматриваются несколько проектов на Дальнем Востоке: Нижне-Зейская станция (около 400 МВт), Селемджинская (100 МВТ). Так же Хмарин считает полезны и важны для энергоразвития страны строительство Канкунгской станции в Якутии на реке Тимптон.

«На сегодня в балансе Камчатки доля геотермальной энергии — около 30%, и в принципе есть возможность увеличить эту долю до 80%. На сегодняшний момент мы прорабатываем с нашими партнерами, с «Зарубежнефтью», проект по увеличению до 80% доли в балансе Камчатки. Уйти от мазута мы считаем возможным", — добавил он.

Константин Бейрит, президент ПАО «Селигдар», поделился планами освоения ресурсов в условиях арктической зоны. Компании, подобные «Селигдар», будут формировать спрос на электроэнергию. 

«Оба наших перспективных проекта, стратегических проекта: оловянное месторождение «Пыркакайские штокверки» на Чукотке и золотое месторождение «Кючус» в республике Саха-Якутия связаны с действующей плавучей электростанцией «Академик Ломоносов» в и строящейся первой в России и в мире малой атомной станцией в поселке Бейкит. Месторождения в перспективе дадут 8-10 тонн олова и порядка 10 тонн золота в год. Но без наличия инфраструктурной генерации электроэнергии эти проекты трудноосуществимы», — рассказал он. В «Кючусе» уже понятен спрос на первые 45-50 МВт электроэнергии, это один блок электростанции РИТМ-200, который является частью универсальных ледоколов компании. В ближайшие недели «Селигдар» выходит на договоренность, которая позволит эти мощности удвоить.

Александр Попов, вице-президент и руководитель Забайкальского дивизиона ПАО «ГМК «Норильский Никель» рассказал, что все добывающие компании пытаются отказаться от использования невозобновляемых источников энергии. Это условие, которое позволит выполнить требования при экспорте для попадания в зеленую зону ESG. По такому же пути движется и «Норникель». 

«К примеру, уже сейчас мы с Русгидро подписали договор и увеличили долю возобновляемой энергии с 5% до 34%», — уточнил бизнесмен.

Дальний Восток Будущего

В ходе дискуссии «Кристалл роста: как ускорить опережающее развитие Дальнего Востока» заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации Александр Галушка рассказал о главной проблеме реализации инвестиционных планов на Дальнем Востоке: отсутствии длинного дешевого проектного финансирования.  «Наша экономика задыхается от отсутствия дешевого проектного финансирования.

Из-за этого тысячи новых проектов, которые могли бы быть реализованы, просто не запускаются», — указал он. Эксперт предлагает задействовать механизм целевой проектной эмиссии, которая не ведет к увеличению инфляции, а ведет к росту капиталовложений предприятий.

Артур Ниязметов, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, описал принцип действия двухконтурной денежной системы, которая применялась в Советском Союзе. И представил, как мог бы работать этот механизм двухконтурной системы в современных реалиях: Центробанк эмитирует деньги — коммерческий банк от своего имени за счет депонированных денег ЦБ кредитует инвестора по ставке от 3 до 6% — долг инвестора по кредиту списывается в размере добавленной стоимости, созданной проектом.

Дмитрий Зайцев, аудитор Счетной палаты Российской Федерации, добавил, что не хватает институтов развития или проектных специальных отраслевых банков. Так как без отраслевого расчета сложно рассчитать риски, сложно рассчитать возвратность кредита. Тогда эти институты могли бы взять на себя дополнительные цели по развитию производительности труда в новых проектах. Проектный банк мог бы давать деньги под условие роста производительности труда, что тоже очень важно.

Павел Волков, статс-секретарь и заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, рассказал о проекте новой программы целевого финансирования проектов на Дальнем Востоке. Он основан на тех проектах, которые уже сейчас реализуются в регионе в следующих параметрах: 1 трлн инвестиций, из которых 700 млрд — это целевые эмиссионные средства и 300 млрд — привлеченное финансирование. Деньги деньги будут распределяться только на проекты, которые дадут большой синергетический эффект.

Эмиссионные деньги будут тратиться только на те цели, которые сформированы правительством. В проекте предусмотрены следующие запреты: нельзя тратить деньги на заработную плату, на иностранное оборудование и еще на ряд вещей. По прогнозам при реализации этой программы, ВРП Дальнего Востока к 2029 году вырастет дополнительно на 2,4%.

Роман Бердников, член правления и первый заместитель генерального директора ПАО «РусГидро», полагает, что в системе планирования энергетики отрасль загнала себя в определенный капкан. Строительство любой станции (газовой, тепловой, гидро) занимает минимум шесть лет, в то время как экономика планируется с горизонтом 3-5 лет. Эксперт считает, что необходимо внедрять опыт Советского Союза — план ГОЭЛРО — первая пятилетка, в которой было отражено не только как должна развиваться энергетика, но и промышленность. 15-летний план, в рамках которого было запланировано 30 станций, и сейчас лежит в основе энергетики России. 

«А сейчас мы ушли от этого, и строим свои планы о необходимости того или иного объема энергии только на основе заявок технологического присоединения. В моей практике, максимальная заявка на технологическое присоединение давалось на 4 года. А дальше что?», — задался он вопросом и предупредил, что если сейчас не вернуться к опережающему планированию в энергетике, то все другие планы и проекты начнут буксовать.

Андрей Клепач, главный экономист ВЭБ.РФ, согласен с тем, что нужно применять эмиссионное проектное финансирование в ключевых проектах, от которых зависит благосостояние людей.

По его мнению, финансовый сектор показывает прибыль за счет других сфер экономики: «Ожидаемая прибыль нашего банковского сектора в этом году до 2,6 трлн. рублей — ни нефтяники, ни металлурги, ни энергетики такой прибылью похвастаться не могут. При этом прибыли банковской системы — это во многом не прибыли, а где-то и убытки всех остальных». 

Андрей Клепач уверен, что этот баланс надо менять. И что, по его опыту, когда осуществляется проект на 1 трлн рублей, прирост ВВП в периоде 6-7 лет составляет от 0,8 до 1,3 трлн рублей.

Владимир Новиков, член совета директоров и генеральный директор ООО «ВЭБ Инжиниринг», выделил критерии, которые необходимо учитывать в рамках целевой эмиссии.

Первый из них — наличие конкретных инвестиционных проектов, которые необходимо технологически и экономически обосновать, и которые необходимо между собой скоординировать. То есть нужно проводить межотраслевое планирование, планирование на государственном уровне и планирование бизнеса внутри каждого конкретного проекта. При этом любой инвестиционный проект при эмиссионном финансировании должен быть завершен, потому что он будет являться частью более глобальной производственной цепочки.

Вторым критерием является масштаб и капиталоемкость этих проектов. Эмиссионное финансирование должно применяться в первую очередь в энергетике, промышленности высокого передела, инфраструктурных проектах.
 

Последние материалы

Количество промышленных роботов в мире бьет рекорды

Несмотря на экономические шоки, пандемию и нарушение торговых цепочек из-за санкций, количество установленных и запущенных в эксплуатацию промышленных роботов в мире ежегодно обновляет рекорды.

15:32, 23 мая 2024, четверг
Рынок промышленных роботов в мире и России: демография диктует спрос

Несмотря на экономические шоки, пандемию и нарушение торговых цепочек из-за санкций, количество установленных и запущенных в эксплуатацию промышленных роботов в мире ежегодно обновляет рекорды. Российская промышленность проявляет все больше интереса к автоматизации производственных процессов, включая использование роботов. Но степень распространенности роботов на производстве в России остается сущ

...
10:06, 23 мая 2024, четверг
Массовое внедрение электротранспорта создаст сектор переработки аккумуляторов

Утилизация батарей электромобилей, содержащих платину, литий и другие элементы, может нанести ущерб окружающей среде. Средний аккумуляторный блок служит 10‑20 лет, и к 2025 году 3,4 млн блоков выйдут из строя. Их содержимое — возвращаемое сырье, но процесс утилизации очень сложен. 

17:13, 22 мая 2024, среда
Золото будет стоить почти $5000 к 2030 году

Согласно старой стратегии по золоту, цена золота обычно падает, если реальные процентные ставки растут. В настоящий момент эта теория не работает. Согласно отчету In Gold We Trust 2024 управляющей компании Incrementum AG, важная причина этого заключается в том, что западный инвестор больше не является главным игроком на рынке. В частности смещение центра тяжести на Восток, проявляется в падении за

...
11:36, 21 мая 2024, вторник
Bitcoin и золото: есть ли связь?

Алгоритмически ограниченная эмиссия bitcoin в глазах некоторых адептов криптовалют делает ее похожей на золото. Однако котировки bitcoin и золота движутся практически независимо друг от друга.

17:11, 20 мая 2024, понедельник
Халвинг vs ETF. Как формируется курс bitcoin в 2024 году

Очередной рекорд котировок bitcoin пока не смог вызвать ажиотажа, похожего на ситуацию конца 2017 года. Но появление спотовых ETF фондов на bitcoin, без сомнения, сделает инвестиции в криптовалюту более доступной для всех участников рынка.

Однако факторы мешающие полноценному включению криптовалют в традиционную финансовую систему остаются. Можно ли сравнить bitcoin с золотом? Существует ли влиян

...
14:12, 20 мая 2024, понедельник
Новости о санкциях влияют на финансовые рынки не меньше, чем сами санкции

Исследование В.В. Рычкова, кандидата экономических наук, доцента кафедры финансов, кредита и биржевого дела ПГНИУ, подтвердило тот факт, что информационная волна о вводимых или введённых санкционных ограничений в отношении России является частью давления на нашу страну и оказывает не меньшее негативное влияние на финансовые рынки России, чем сам факт введения санкций.

15:05, 19 мая 2024, воскресенье
Может ли дружба между Россией и Китаем изменить мир?

Встреча президента России с Си Цзиньпином в Пекине центре внимания западных СМИ. Экономические связи между нашими странами находятся на подъеме, и самое главное, каждая страна получает свои выгоды от этого, что не может не беспокоить Запад.

17:04, 16 мая 2024, четверг
"Росконгресс": представители более 110 стран уже подтвердили участие в ПМЭФ-2024

Участие в Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), который пройдет в Санкт-Петербурге с 5 по 8 июня, в настоящий момент подтвердили более 110 стран и территорий, сообщил Фонд "Росконгресс".

16:06, 15 мая 2024, среда
Доходы полупроводниковой промышленности снизились в прошлом году из-за распродажи запасов

Чистая прибыль компаний, работающих в секторе полупроводников в 2023 году сократилась на 8,2% до $66,7 млрд по сравнению с рыночным рекордом в $72,7 млрд, установленным в 2022 году, согласно данным  отраслевой ассоциации SEMI.

12:07, 15 мая 2024, среда
Наверх