Вместо однозначного одобрения проевропейского курса и антироссийской политики – несмотря на явную дискриминацию при открытии зарубежных участков для голосования – в Кишиневе получили сигнал о расколе в общественных настроениях граждан страны.
Итоги прошедшего 20 октября двойного голосования в Молдавии оказались неоднозначными: президентские выборы не выявили победителя в первом туре, а результаты конституционного референдума по вопросу об отношении к вступлению страны в ЕС к концу подсчета голосов и вовсе вышли скандальными.
По итогам обработки 100% бюллетеней, лидер партии "Действие и солидарность" Майя Санду набрала 42,45% голосов, кандидат от "Партии социалистов Республики Молдова" Александр Стояногло – 25,98%. Третье место с 13,79% занял представляющий "Нашу партию" Ренато Усатый, заочно арестованный в России в 2020 году за соучастие в выводе за границу более 500 млрд рублей и объявленный в международный розыск.
На предыдущих президентских выборах Молдавии в 2020 году первый тур также не выявил победителя: Майя Санду тогда набрала 36,16%, Игорь Додон – 32,61%. Усатый, также занявший третье место на выборах 2020 года, набрав 16,9% голосов в первом туре, во втором туре фактически поддержал
Санду, когда заявил, что не поддержит кандидатуру действовавшего на тот момент президента страны Игоря Додона.
Второй тур президентских выборов 2024 года состоится в воскресенье, 3 ноября.
Еще более важным в плане дальнейшего направления развития Молдавии стал вопрос об отношении граждан к дальнейшему движению или отказу от движения в сторону вхождения в Евросоюз.
В марте 2022 года президент Молдавии Майя Санду подписала заявку на вступление страны в ЕС. В июне того же года Молдавии присвоили статус кандидата в члены Евросоюза. Официальные переговоры о возможном вступлении страны в ЕС начались в конце июня 2024 года.
Голосование 20 октября 2024 года стало двойным референдумом для действующих властей страны – помимо голосования на президентских выборах граждане Молдавии отвечали на вопрос "Поддерживаете ли вы внесение изменений в Конституцию с целью вступления Молдовы в Европейский Союз?"
В случае, если по итогам референдума большинство молдавских избирателей положительно ответят на этот вопрос, в конституцию предлагалось внесение двух поправок: в преамубулу основного документа страны предлагается добавить пункты в виде "Признавая европейскую идентичность народа Республики Молдова и необратимость европейского курса Республики Молдова" и "Декларируя интеграцию в Европейский союз в качестве стратегической цели Республики Молдова".
Кроме того, в конституцию также предлагалось добавить раздел об интеграции в ЕС, в том числе с предполагаемым внесением заявления о том, законы Евросоюза станут приоритетными над положениями внутренних законов страны.
Первоначальные результаты показывали небольшой отрыв действующего президента и голосование против изменения конституции в пользу закрепления в основном документе страны вектора движения к евроинтеграции.
После обработки около 55% бюллетеней в поддержку Санду высказались 35,09% избирателей, Стояногло поддержали 29,4%. На тот же момент обработки бюллетеней в 55% за изменение конституции в сторону движения к евроинтеграции бюллетеней высказались 44,13%. против – 55,87%.
Однако по мере подсчета голосов избирателей в странах к Западу от Молдавии, голосование в которых завершилось позднее, расклад стал явно меняться в сторону увеличения процентного соотношения в пользу Санду и в пользу голосования об изменении конституции страны.
После подсчета около 93,8% доля голосов в пользу вступления в ЕС составила уже 47,39%, против высказались 52,64%. По итогам обработки 100% бюллетеней общий результат за изменение конституции Молдавии в пользу евроинтеграции составил 50,46% "за" при 49,54% голосах "против" при явке в 51,68% от общего числа зарегистрированных избирателей.
При этом, по данным ЦИК Молдавии, 28 из 36 районов Молдавии проголосовали против вступления в ЕС. Во многих районах был отмечен существенный перевес в сторону голосов против евроинтеграции. В Приднестровье ("АТЕ левобережья Днестра") 62,56% избирателей высказались против, 37,44% – за. В северных районах Молдавии против высказались в среднем выступили от 60% до более 70% избирателей по различным регионам. В Гагаузии против проголосовали 94,84% и только 5,16% избирателей – за.
Исход референдума по внесению поправок по евроинтеграции решила иностранная диаспора – по данным молдавского ЦИК, за внесение изменений в конституцию Молдавии из числа граждан страны за ее пределами проголосовало 76,96% (181,25 тысячи избирателей), при этом против – 23,04% (54,25 тысячи избирателей).
Один из основных фактор избирательной дискриминации, организованной властями Молдавии в данных выборах, заключался в том, что, по официальным данным ЦИК за пределами страны в 37 странах были открыт 231 избирательный участок – при этом из них только 2 участка в России – в посольстве Молдавии в РФ. Число проживающих в России молдавских граждан, по оценкам МВД РФ, составляет около 500 тысяч человек.
В результате, вектор движения Молдавии фактически определяется с помощью прозападной диаспоры, живущей за пределами страны и при этом игнорируя интересы проживающих и работающих молдаван в России.
Стоит также обратить внимание на официальных спонсоров и партнеров центральной избирательной комиссии Молдавии. На сайте ЦИК отмечается, что "этот портал был создан в рамках проекта "Консолидация демократии в Молдове посредством инклюзивных и прозрачных выборов", реализуемого ПРООН в Молдове при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), посольства Великобритании в Кишиневе посредством Good Governance, Фонд и Посольство Нидерландов через программу "Матра".
По данным правительства Нидерландов, программа "Матра" якобы предназначена для борьбы с коррупцией и организованной преступностью, проведению реформ в судебной сфере и государственной службе, улучшения положения меньшинств, таких как ЛГБТКИ+ и цыган. Программа действует в таких странах, как Албания, Босния и Герцоговина, Косово, Черногория, Северная Македония, Сербия, Турция, Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина.
В заявлении на сайте Совета Европы, посвященном действии данной программы с 2003 года, приводится более прямое определение ее целей: "программа "Матра" министерства иностранных дел Нидерландов поддерживает изменение централизованных коммунистических государств в сторону плюралистских демократических государств, уважающих право закона в центральной и восточной Европе".
Власти западных стран в лице США, Великобритании, Нидерландов, сотрудничают с центральной избирательной комиссией Молдавии, при этом голландские власти также активно вмешиваются в политическую ситуацию в стране при помощи этой и других подобных программ. В результате ЦИК Молдавии трактует "право закона" как возможность открытия лишь 2 избирательных пунктов в России 20 октября 2024 года, при этом открывая 60 избирательных участков для голосования и референдума в Италии, 26 участков – в Германии, 20 – во Франции, 17 – в Великобритании, 16 – в Румынии, 16 – в США, 11 – в Испании, 10 – в Ирландии.
Таким образом "закон" в данной ситуации распространяется в основном на западные страны при явной дискриминации – и участии западных институтов – со стороны ЦИК Молдавии.
Ранее референдумы о членстве в ЕС и выходе из состава ЕС уже признавались действительными к исполнению при небольшом перевесе голосов. В частности, Швеция вступила в Евросоюз в 1994 году по итогам голосования в 52,7% "за" вхождение в ЕС и 47,24% голосов "против" – при этом явка составила 83,32% от общего числа избирателей.
Великобритания вышла из ЕС после проведенного в 2016 году референдума, в рамках которого 51,89% британских избирателей проголосовали "за" выход из объединения, 48,11% выступили против. Явка в ходе голосования составила 72,21%.
Однако ни в первом, ни во втором случае окончательный результат не менялся с разницей в более чем 10% в течение считанных часов под влиянием голосов иностранной диаспоры. Референдумы прошли при намного более высокой явке, и в ходе них не было замечено столь явной дискриминации по количеству открытых участков за пределами стран.
Конституционный референдум 2024 года в Молдавии войдет историю как один из первых скандальных примеров плебисцита на современном этапе, когда итоги голосования столь явно формируются с помощью экстерриториального влияния зарубежной диаспоры, избирательное право которой было дискриминировано по национальному признаку при участии западных институтов.
Ситуация с референдумом в Молдавии в целом рискует пойти по сценарию, который произошел на Украине в 2014 году, когда восточные регионы страны не поддержали политический вектор развития страны, выбранный в столице страны в результате государственного переворота.
Очевидно, что РФ не стоит рассчитывать на конструктивные отношения с режимом Санду в дальнейшем – в случае, если она выиграет второй тур президентских выборов. Действующий президент Молдавии является одним из исполнителей текущего антироссийского курса.
Россия в лице ПАО "Газпром" на протяжении многих лет также не может добиться погашения задолженности за газ от действующих властей Молдавии. В Кишиневе отрицают наличие долга в $709 млн за поставки российского газа.