"Зеленая трансформация" Германии: от "больного человека Европы" к локомотиву экономического роста и обратно

Флаг Германии

Несмотря на рекордные меры стимулирования и увеличение госдолга ФРГ, ряд причин экономического и политического характера, скорее всего, не позволят Германии в ближайшие годы вернуться к докризисным темпам экономического развития. Берлин ждет стагнация с минимальным ростом.

За последние 30 лет экономика ФРГ прошла довольно существенную эволюцию. В конце 1990-х Германию называли "больным человеком Европы" на фоне замедления экономического развития и довольно высокой безработице по сравнению с предыдущим периодом. "Болезненное" состояние экономики вполне явно проявилось в дальнейшем в виде последовавшей в 2002–2003 годах двухлетней рецессии.

Каждое последующее десятилетие после Второй мировой войны для Германии в целом отличалось вполне заметным снижением темпов экономического роста, по мере исчерпания факторов послевоенного восстановления и создания новых промышленных мощностей. Однако, период 2010–2020 годов для ФРГ стал исключением: если в 2000–2010 годах темпы роста ВВП, по данным немецкого статистического ведомства в среднем составляли 0,9%, то в прошедшем десятилетии они все же выросли до 1,1%. В начале 2010-х стали появляться вопросы о том, "может ли Германия стать долгосрочным двигателем экономического роста Европы?"

Рост ВВП Германии 1950 - 2025 гг

Источник: worldmarketstudies.ru

Но еще до завершения декады в экономике Германии стали появляться симптомы проблем: промышленное производство в ФРГ с 2018 года начало снижаться и, по многим оценкам, данная тенденция продолжается и в настоящее время. Свою роль в этом сыграли такие факторы, как пандемия короновируса, снижение экспорта немецкой продукции в КНР, потеря российских энергоносителей, а также общий курс на "зеленую" экономику со снижением потребления ископаемого топлива и повышением требований к экологии. 

Рецессии в 2023–2024 годах стала первым экономическим спадом для Германии за последние 20 лет, который продолжался в течение двух лет подряд. По итогам 2024 года объем промышленного производства Германии был в среднем на 10% ниже по сравнению с 2019 годом, объем производства автомобилей сократился на 6% по сравнению с показателями до пандемии. 

Фактор продвижения "зеленой трансформации" немецких компаний за последние несколько лет во многом только усугубил экономические проблемы Германии. Внедрение более жестких экологических норм стало дополнительным фактором роста затрат для немецких компаний, помимо того, что ФРГ лишилась доступа к российским энергоносителям. Разногласия в правительстве Германии относительно того, стоит ли дальше продолжать данный "зеленый" курс привели к краху так называемой "светофорной коалиции". Бывший министр экономики ФРГ Кристиан Линднер, в частности, призывал к "более разумной" энергетической политике.

Можно отметить, что акцент на развитии альтернативных источников энергии, а также общее ужесточение экологических норм в немецкой промышленности для Германии, а также многих других стран Европы – это политический, а не экономический фактор, который, в том числе, продолжает навязываться из Брюсселя. Данное решение было навязано немецкому бизнесу властями ФРГ – и несмотря на проблемы, которое оно уже создало, как немецким компаниям, так и руководству страны, правительство Мерца не отказывается от продолжения "зеленого курса".

Ранее уже отмечалось, что ведущие немецкие автомобильные компании не могут конкурировать с Китаем на его внутреннем рынке. При этом на внутреннем рынке Германии компании продолжают просить у правительства субсидии – это одно из прямых подтверждений негативного влияния "зеленой повестки" на немецкую экономику. В декабре 2024 года гендиректор Mercedes Ола Келлениус в интервью Süddeutsche Zeitung отметил, что властям ФРГ стоит обратить внимание на действия Китая по стимулированию сегмента электромобилей и гибридных машин. В начале августа 2025 года глава Mercedes выступил с открытой критикой планов руководства ЕС запретить продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания после 2035 года.

Одним из немногих позитивных моментов для немецкой экономики в 2025 году стало скандальное принятие программы стимулирования, которое с помощью парламента предыдущего созыва уже после проведения парламентских выборов в начале марта "протолкнул" новый канцлер Германии Фридрих Мерц.

В начале июня ряд аналитических центров и институтов Германии пересмотрели свои прежние прогнозы в сторону более высоких значений. В частности, IFO, а также ряд других организаций выступили с прогнозами роста ВВП страны на 0,3–0,4% в 2025 году и на 1,1–1,5% в 2026 году. Официальный прогноз немецкого центробанка менее оптимистичен: отсутствие экономического роста в 2025 году и рост ВВП ФРГ на 0,4% в 2026 году.

Повышение прогнозных оценок в июне и улучшение ожиданий, вполне вероятно, оказалось преждевременным. В конце мая в Торгово-промышленной палате Германии отметили, что фактор высоких цен на энергоносители и сырье по-прежнему оказывает сдерживающее воздействия на промышленность страны. К началу лета "барометр настроений" немецкого бизнеса, по оценкам DIHK, показывал сохранение негативных настроений.

Дополнительным фактором, который явно не будет способствовать улучшению ситуации в немецкой экономике, стало заключение торговой сделки между США и ЕС в конце июля. По оценкам (https://www.zew.de/en/press/latest-press-releases/subdued-economic-outlook-following-the-announced-eu-us-trade-deal) Центра европейских экономических исследований (ZEW), после объявления о данном соглашении в Германии было отмечено резкое ухудшение деловых настроений

Согласно результатам опроса Торговой палаты ФРГ, проведенного в начале августа, "около всех опрошенных компаний (72%) уже ощущают негативные последствия текущей торговой политики США, многие из которых весьма существенны". Также отмечается, что 72% считают повышение импортных пошлин США до 15%  "заметным бременем для своего бизнеса". 

В первом квартале 2025 года темпы роста ВВП Германии составили 0,4%, во втором квартале было зафиксировано снижение на 0,1%. Если по итогам 2025 года экономика ФРГ все же сможет продемонстрировать хотя бы минимальный рост, канцлер Мерц явно не упустит возможность подчеркнуть свою роль в этом. Однако принятые в феврале меры стимулирования и увеличения госрасходов Германии за счет новых долгов, не устраняют негативных факторов, которые будут продолжать оказывать сдерживающее влияние на немецкую экономику. 

Более высокие энергетические затраты немецких компаний из-за отказа от российских энергоносителей и продолжение властями "зеленого курса" уже привели к тому, что в 2023–2024 годах в экономике ФРГ продолжалась рецессия. В 2025 году к этому прибавляется фактор более высоких импортных пошлин США для европейских компаний. 

В ближайшие годы Германия, с большой долей вероятности, столкнется с новой экономической реальностью, в которой немецкая экономика будет "оставаться на плаву" только за счет программ стимулирования и дальнейшего увеличения госдолга страны. С большой долей вероятности, в 2020–2030 годах в целом Германия продемонстрирует минимальные темпы роста ВВП за свою историю после Второй мировой войны.

Для ФРГ и Европы в целом подобный сценарий это, так называемая "новая нормальность" в условиях разрыва отношений с РФ, обострения конкуренции с Китаем и вполне явных действий по экономической нейтрализации одного из конкурентов на мировой арене со стороны США.

Наверх