ФРГ оказалась в состоянии экономического и политического кризиса. Коалиционное правительство распалось, экономика страны находится на грани рецессии.
Правительство социал-демократов (СДПГ), зеленых ("Союз-90"/"зеленые") и "либералов" (Свободная демократическая партия, СвДП), сменившее правоцентристский блок ХДС/ХСС, пришло к власти в Германии в декабре 2021 года. В "трехцветной" коалиции под руководством Олафа Шольца обещали "серьезные изменения" и "трансформацию" немецкой экономики после 16-летнего правления Ангелы Меркель. Однако в итоге "светофор" перестал функционировать, проработав менее трех лет.
Проблемы для коалиционного правительства начались уже в самом начале. В своем выступлении на форуме в Давосе в январе 2022 года канцлер Шольц заявил о намерении Германии достичь "углеродной нейтральности" к 2045 году. Тем самым, в немецком правительстве поставили еще более амбициозные цели по так называемому "зеленому энергопереходу", чем в Евросоюзе в целом.
К благим намерениям руководства ФРГ по ускоренному сокращению выбросов месяц спустя, в феврале 2022 года прибавился фактор начала Специальной военной операции России на Украине.
"Светофорный" канцлер демонстрировал решительный настрой и уверенность в успехе принятой стратегии в течение первого года своего правления. В выступлении в Бундестаге в июле 2022 года Шольц, в частности, заявил: "Нам нужно прекратить использовать уголь, нефть и газ и сделать это как можно быстрее. Поэтому наш девиз: Попробуйте остановить нас!"
Но вскоре выяснилось, что в результате курса по отказу от закупок энергоносителей из РФ и одновременного "озеленения" экономики – всего в Германии было объявлено о принятии около 130 мер по повышению экологичности в различных секторах – немецкие компании столкнулись с ростом производственных затрат и снижением конкурентоспособности.
Действия правительства по ограничению стоимости газа и электричества для компаний ФРГ оказались неэффективными.
В октябре 2023 года в Антимонопольной комиссии Германии призвали к отмене данных мер, а также "дальнейшей диверсификации поставок природного газа".
ВВП Германии по итогам 2023 года снизился на 0,3%. Ведущие немецкие автоконцерны стали заявлять о пересмотре целей по энергопереходу и снижении продаж как внутри страны, так и на азиатских рынках. В феврале 2024 года в Mercedes сообщили о пересмотре прежних целей по достижению полной электрификации всей продукции компании к 2030 году и одновременно с этим увеличили объем производства машин с двигателем внутреннего сгорания. Осенью 2024 года в Volkswagen заявили о планах по первому в истории немецкого концерна закрытию предприятий на территории Германии. В сентябре о возможности подобной перспективы заявили в руководстве компании, месяц спустя о реальности такого исхода заговорили лидеры профсоюзов.
При этом комментарии представителя канцлера ФРГ о том, что решение руководства "Фольксваген" о закрытии заводов в ФРГ якобы связано с "ошибочными управленческими решениями компании" можно считать кульминацией деятельности "светофорной" коалиции. Заявление в СМИ относительно решения Volskwagen, которое может войти в историю как один из начальных пунктов приговора немецкой промышленности, озвучил не сам Олаф Шольц, а его пресс-секретарь. Лидер коалиционного правительства ФРГ не захотел брать на себя ответственность за ситуацию в экономике страны и вместо этого попробовал переложить ее на бизнес. Но получается не очень правдоподобно.
Промышленное производство Германии демонстрирует стабильный и продолжающийся спад с 2023 года. По данным Федерального статистического ведомства ФРГ, в сентябре 2024 года спад промпроизводства в экономике страны составил -2,5% в месячном исчислении и -4,6% в годовом. В опубликованном 7 ноября отчете ведомства также отмечается, что "многие отрасли промышленности показывают негативные тенденции по динамике производства".
В предстоящие зимние месяцы экономика Германии может замедлиться до рецессии. Помимо неутешительной ситуации на внутреннем рынке финальным ударом для коалиционного правительства ФРГ стали президентские выборы в США. В страховой группе ING отметили, что возвращение к власти Дональда Трампа "омрачает как краткосрочные, так и долгосрочные перспективы экономики Германии".
В 2024 году США стали основным торговым партнером для Германии, опередив Китай. Повторный приход Трампа грозит новым увеличением торговых пошлин для ФРГ. В сентябре 2024 года в ходе избирательной кампании Трамп также заявил о том, что "немецкие автомобильные компании должны стать американскими автомобильными компаниями". Тем самым, он фактически поставил немецкий бизнес перед выбором: инвестиции и перенос производства в США или повышение пошлины и потеря доли американского рынка. Оба варианта не предвещают ничего хорошего для экономики Германии.
Правящая коалиция ФРГ формально распалась на фоне победы Трампа на президентских выборах. 6 ноября Шольц отправил министра финансов ФРГ Кристиана Линднера в отставку.
Последние дни данного правительства были предрешены заранее. Лидеры СДПГ, "зеленых" и СвДП в лице канцлера Шольца, министра экономики Хабека и министра финансов Линднера в последние месяцы начали вступать в заочные споры по поводу дальнейшего курса развития экономики страны.
Незадолго до проведения выборов министр финансов ФРГ Кристиан Линднер в интервью телеканалу CNBC заявил о том, что если США введут новые импортные пошлины на немецкие товары Германия примет ответные меры.
1 ноября в немецких СМИ были опубликованы некоторые детали плана экономической стратегии его партии. В документе под названием "Экономический переход Германии – экономические концепции роста и межпоколенческой справедливости" Линднер призвал к "фундаментальному пересмотру ключевых политических решений" с целью исправления ситуации в экономике.
В докладе было отмечено, что "Германия должна отказаться от норм регулирования по энергетической эффективности, улучшения энергоэффективности и количества автомобилей на европейском уровне". По многим оценкам, именно "слив" данного документа, который откровенно противоречит стратегии Шольца, и стал причиной отставки министра.
В своем заявлении Линднер подверг канцлера ФРГ довольно жесткой критике, заявив о том, что Олаф Шольц "уже давно упрощает экономические проблемы граждан" и "ведет Германию в фазу неопределенности".
Помимо Линднера из правительства Шольца ушли и другие члены СвДП – министр юстиции Марко Бушманн, министр транспорта и цифровых технологий Фолькер Виссинг и министр образования и науки Беттина Старк-Ватцингер. Глава фракции СвДП в Бундестаге Кристиан Дюрр отметил, что данные чиновники покинули кабинет Шольца по собственному желанию.
В комментариях журналистам канцлер ФРГ заявил о том, что 15 января 2025 года обратится к депутатам Бундестага с вопросом о доверии правительству. Или вернее, к его остаткам. Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер 7 ноября прокомментировал текущий политический кризис фразой "Конец коалиции – это не конец света". По его словам, он одобрит проведение досрочных парламентских выборов в ФРГ в случае, если немецкие депутаты объявят Шольцу вотум недоверия.
При таком исходе в марте 2025 года в Германии пройдут новые парламентские выборы. По данным опроса Института демоскопии Алленсбаха, который был проведен в начале октября 2024 года, наибольшей поддержкой в настоящее время пользуется оппозиционная фракция ХДС/ХСС ("Христианско-демократический союз Германии" и "Христианско-социальный союз в Баварии).
При этом популярность членов развалившейся правящей коалиции Германии за последние несколько лет серьезно упала. Особенно сильно обвалились позиции "зеленых", которых в правительстве пока еще представляет глава МИД ФРГ Анналена Бербок. Поддержка "Зеленой " партии среди избирателей, по данным опросов, упала с 22% в июле 2022 года до 10,5% по состоянию на начало октября 2024 года.
Новым канцлером Германии в 2025 году с большой долей вероятности может стать лидер ХДС Фридрих Мерц. Германию – как и страны ЕС в целом – ждет новый раунд торговой войны с США.
"Светофорная" коалиция во главе с Шольцем прекратила свою работу по причине неэффективности принятых ею решений. Наблюдаемые циклы спада и роста ФРГ в целом начинают ускоряться буквально на глазах – причем вместо роста в экономике и политике страны происходит скорее некая имитация активности при общей тенденции промышленного спада.
Германия за последние годы фактически превратилась в "Больного человека Европы". Крупнейшая экономика ЕС находится в стагнации на протяжении последних 5 лет. Темпы роста ВВП ФРГ с конца 2019 года являются околонулевыми – это худшая динамика по сравнению с другими развитыми странами "Большой семерки".
Эпоха политической и экономической стабильности для Германии – и для Европы в целом – уходит в прошлое. В последние несколько лет основным лейтмотивом ЕС в политике и экономике были "борьба с российской агрессией" и развитие с акцентом на "зеленой" энергетике. Пример ФРГ показывает, как далеко можно уехать на подобном "топливе".