Падение правительства Башара Асада в Сирии и захват власти исламистскими группировками в различных регионах страны может привести страну к распаду по ливийскому сценарию.
Захват власти в Сирии произошел по скоординированному сценарию при явной поддержке внешних сил. Начавшееся 27 ноября 2024 года наступление группировки "Хайят Тахрир аш-Шам" [признана террористической в РФ] в северо-западной части Сирии в районе Алеппо 29 ноября было поддержано наступлением оппозиционных группировок на юге Сирии на провинцию Дераа и провинцию Эс-Сувейда. 1 декабря так называемая "Сирийская национальная армия" поддержала действия ХТШ, захватив контролировавшийся курдами город Тель-Рифат на севере Сирии.
Одновременно с этим в провинциях Хомс и Дейр-эз-Зор на северо-востоке страны так называемая "Свободная сирийская армия" при поддержке США – в том числе с применением авиации – захватила города Букемаль и Майядин. К 3 декабря под контролем ХТШ на северо-западе Сирии оказались территории в 8 тысяч кв км.
Стремительный характер наступления ХТШ и других группировок во многом объясняется тем, что на своем пути они фактически не встретили серьезного сопротивления со стороны правительственных вооруженных сил САР – в том числе из-за хронических проблем с выплатами денежного довольствия. По ряду сведений, к началу наступления исламистов, задержки в выплатах солдатам правительственной армии доходили до 4 месяцев. Дополнительным фактором стало обесценивание курса сирийского фунта. С начала военного конфликта в 2011 году курс национальной валюты Сирии упал с 47 фунтов за доллар до уровня в 16–17 тысяч фунтов за доллар в 2024 году – в зависимости от района страны.
Довольно серьезным фактором в поражении правительственных сил Сирии также стало использование боевиками "Хайят Тахрир аш-Шам", созданной на основе "Джебхат ан-Нусра" [признана террористической в РФ] и ряда других группировок, беспилотников, а также средств спутниковой навигации и РЭБ.
Захват власти в Сирии фактически был организован при совместном планировании Турции и США и непосредственном участии группировок, которые они поддерживают.
Роль России в войне в Сирии
Власти РФ оказывали поддержку САР с самого начала военного конфликта в стране в 2011 году. Совместно с Китаем в Совете безопасности ООН блокировались различные резолюции США и других западных и арабских стран по применению санкций, а также военных интервенций в отношении властей Сирии. В 2012 году РФ осуществляла помощь САР по линии военно-технического сотрудничества, в виде поставок ЗРК и противоракетных комплексов "Бастион". В страну также были направлены российские военные советники.
С августа 2015 года РФ начала оказывать прямую военную помощь Сирии в виде размещения авиационной группы на аэродроме Хмеймим в районе города Латакия – после того, как президент Сирии Башар Асад официально обратился к РФ с просьбой об оказании военной помощи. ВВС РФ наносили удары по различным объектам исламистских группировок в Сирии в координации с сирийской армией, а также участвовавшими в войне добровольческими отрядами, которые были созданы при поддержке Ирана.
Президент РФ Владимир Путин еще в самом начале оказания данной поддержки заявил о том, что Россия не будет вмешиваться в процесс политического урегулирования в Сирии. В рамках прямой линии в декабре 2015 года, он заявил: "Когда мы увидим, что процесс сближения начался, начался политический процесс, и сама сирийская армия, сирийское руководство считает, что всё, надо прекратить стрелять и нужно начать договариваться, с этого момента мы не собираемся быть большими сирийцами, чем сами сирийцы".
Серьезные потери Ирана
Наиболее существенные потери от произошедшей смены власти в Сирии – помимо прежнего руководства САР – скорее всего, понесет Иран. Для Тегерана Сирия была одним из основных союзников на Ближнем Востоке.
Иран оказывал военную поддержку Дамаску с самого начала военного конфликта в 2011 году – в виде отправки в страну военных советников, а также формирования различных отрядов шиитского ополчения.
Удары Израиля по Ливану и руководству шиитского движения "Хезболла" ранее привели к резкому обострению отношений Ирана и Израиля – в октябре и начале ноября 2024 года стороны обменялись ракетными ударами, оказавшись на грани прямого военного столкновения. После падения правительства Асада в Сирии Иран утрачивает прямой доступ к территории Ливана (через дружественный Ирак).
Под большим вопросом теперь оказались такие проекты Ирана как, в частности, строительство автомагистрали протяженностью 1700 км от Тегерана через Ирак, Сирию и Ливан к Средиземному морю.
Позиции стран "шиитского полумесяца" на Ближнем Востоке под властью шиитов от Средиземного моря до Персидского залива в целом серьезно пошатнулись – в текущей ситуации формальные возможности по проецированию силы в регионе сохраняют теперь лишь Иран, Ирак и часть Йемена, подконтрольная хуситам.
Разногласия между Тегераном и Дамаском начали проявляться незадолго до текущего кризиса и привели к тому, что Иран не оказал военной поддержки Сирии в момент наступления исламистов. По данным иранских СМИ, духовный лидер Ирана Али Хаменеи на переговорах с Башаром Асадом в конце мая 2024 года предупреждал его о рисках обострения военного конфликта и якобы предлагал военную поддержку, однако теперь уже бывший президент Сирии предпочел надеяться на ранее достигнутые договоренности о перемирии.
Хаос в регионе
Несмотря на формальный выигрыш Турции и Израиля от потери власти Асадом в Сирии в регионе в целом могут обостриться риски для безопасности для многих стран. Для Турции серьезную угрозу может представлять усиление позиций курдских группировок в Сирии – вплоть до новой попытки создания собственного государства.
В руководстве "Хайят Тахрир аш-Шам" также заявили, что не признают суверенитет Израиля над Голанскими высотами. На фоне падения Дамаска власти Израиля уже предприняли действия по укреплению своих позиций в данном районе – вплоть до введения войск на сопредельную территорию и установки блокпостов. Однако не исключено, что исламисты в дальнейшем попытаются предпринять какие-либо силовые меры в отношении израильских ВС в данном районе.
Ослабление государственности САР несет в себе явные риски роста террористической активности как на территории Сирии, так и в сопредельных государствах. В этом плане отсутствие видимой поддержки Асада среди населения многих сирийских городов и надежды на то, что на основе радикальных исламистких группировок может быть созданы более приемлемые социально-экономические условия, в дальнейшем могут смениться разочарованием.
В пользу такого сценария говорит пример Ливии, когда свержение правительства Муаммара Каддафи исламистскими группировками при поддержке стран НАТО изначально также вбыло встречено многими жителями страны с воодушевлением. Однако в итоге война в Ливии привела к распаду страны на части и ухудшению уровня жизни в ее отдельных регионах.
С падением светского правительства Асада в Сирии и на Ближнем Востоке в целом уходит в прошлое так называемый "арабский социализм". Данный термин был сформирован в партии Баас, основанной в Сирии в 1947 году, представляя собой сочетание идей панарабизма и социализма. В различных формах "арабский социализм" – в качестве противоположности построения государства на религиозной основе – существовал в Ираке, Ливии, Ливане и Сирии.
Сценарии дальнейшего развития ситуации Сирии в ближайшей перспективе могут включать в себя как появление некоей "Сирийской Исламской Республики", создание нового государства на федеративном принципе – с фактическим контролем над отдельными районами со стороны разных государств (Турции, США, Израиля), а также повторной попытки создания видоизмененного Исламского государства (ИГ) [запрещена в РФ]. Наиболее вероятным все же выглядит распад страны на отдельные регионы без сильной центральной власти.