Как Россия обходит санкции на транспортировку нефти, и каковы последствия ее действия для мировой логистики

Танкер

Страны G-7 и ЕС запретили обслуживание морских поставок российского сырья и топлива, если цены на эти продукции находятся выше установленных лимитов. Россия сразу же заявила об отказе работать с какими-либо ценовыми лимитами. Российские компании, ожидая введения санкций, в течение 2022 года негласно строили свой танкерный флот.

В результате оказалось, что некоторые объемы логистических морских мощностей теперь неподконтрольны западным компаниям. Это приводит к дефициту танкеров для перевозок нероссийского сырья. Что в свою очередь ведет к росту цен на фрахтование судов для всех.
Теперь, когда некоторые фрахтовые ставки растут, руководители начинают задумываться, вернутся ли они когда-нибудь к обслуживанию всех остальных.

Согласно данным Bloomberg,  с момента вступления в силу санкции в отношении российского топлива, суда, перевозящие нефтепродукты через Атлантику, зафиксировали пятикратное увеличение своей ежедневной выручки.

Количество купли-продажи нефтяных танкеров

Источник: worldmarketstudies.ru

Определить точный размер ушедшего с рынка (перешедшего в тень) танкерного флота практически невозможно. Россия не раскрывает никакие данные, и принадлежность большинства отдельных судов окутаны тайной. По оценкам Trafigura, общее количество судов может составлять 600, из которых 400 — перевозчики сырой нефти. Судовладельцы называют цифру несколько ниже — от 10% до 12% мирового танкерного флота.

Но независимо от того, ушли эти суда с международного рынка или просто перевозка осуществляется без возможности отследить маршруты, результатом такой глобальной трансформации рынка может стать более высокая стоимость доставки для конкурентов России.

Важно отметить, что помимо флота, который разделен на условно российский и условно нероссийский, запрет Европейского Союза означает, что судам приходится плавать на большие расстояния, так как доставка сырья и топлива происходит не из России, которая территориально наиболее близка к Европе. Это сделало весь мировой танкерный флот гораздо менее эффективным.

Передел всего рынка морских перевозок влияет на цены повсеместно. По данным Torm A/S, на Ближнем Востоке наблюдается повышенный спрос на поставки в Европу, а также большое количество отгрузок с нефтеперерабатывающих заводов в Восточной Азии.

Суда, перевозящие топливо через Атлантику, зарабатывают 55 000 долларов, тогда до введения санкций против России ставка составляла 10 000 долларов в день.

В более долгосрочной перспективе судовладельцы указывают на ограниченное предложение новых судов, что подтверждает устойчивые высокие ставки. Euronav NV указывает, что портфель заказов на строительство новых танкеров в настоящее время находится на самом низком уровне за 40 лет, в то время как Ardmore также указала на низкий уровень пополнения судов в своем недавнем отчете.

Однако более насущным вопросом для транспортировки нефти и топлива по всему миру является количество судов, которые использует Россия.  На этот вопрос ответить достоверно никто не может. Но если дружественный России флот не вернется на западные рынки, стоимость перевозки сырья и топлива может еще долго оставаться высокой.

Последние материалы

21:11, 11 ноября 2024, понедельник
Репатриация золота мировыми ЦБ: США и Великобритания утратили доверие

Тенденция по возвращению золота из хранилищ в Нью-Йорке и Лондоне остается в силе, при этом к репатриации золота все активнее подключаются страны Глобального Юга.

20:52, 8 ноября 2024, пятница
Внешнеполитическое казино Трампа: ставка на пошлины


Общее число стран, которые могут понести определенные потери от нового президентства Трампа из-за нового витка торговой войны в мире в целом заметно выше количества потенциальных "бенефициаров" его возвращения к власти.

20:23, 7 ноября 2024, четверг
Германия на перепутье: "Светофор" сломался, министры разбежались

ФРГ оказалась в состоянии экономического и политического кризиса. Коалиционное правительство распалось, экономика страны находится на грани рецессии.

18:15, 7 ноября 2024, четверг
Второй срок Трампа: как изменится экономика и внешняя политика США

Возвращение Дональда Трампа на пост президента приведет к изменениям во внутренней и внешней политике с возобновлением изоляционистского курса США.

11:33, 4 ноября 2024, понедельник
Евросоюз заходящего солнца: сделано в Китае

В надежде "стать независимыми" от энергоносителей России страны ЕС оказались в полной зависимости от Китая в импортных поставках компонентов солнечной энергетики. На фоне серии банкротств и закрытий ряда компаний производящих солнечные модули, в Брюсселе также начали торговую войну с Пекином из-за импорта электромобилей. 

10:59, 2 ноября 2024, суббота
Экономика Великобритании на военном положении: фискальная нагрузка страны вырастет до уровней Второй мировой войны

Новые британские власти рассчитывают снизить дефицит бюджета и сократить госдолг за счет более высоких налогов и стабильного экономического роста. Иными словами, Туманный Альбион в ближайшие годы ждет рекордный рост фискальной нагрузки, необходимость увеличения заимствований и стагнация в экономике. 

11:46, 31 октября 2024, четверг
Лекарство против страха: золото бьет рекорды по спросу и номиналу

Биржевые цены на золото протестировали новые максимумы, при этом квартальный объем и цена спроса на золото также достигли исторического рекорда.

11:58, 30 октября 2024, среда
Рост затрат и потеря конкурентоспособности Volkswagen и Германии в целом – вина бизнеса или правительства?

Ситуация с сокращением производства крупнейшего немецкого автомобильного концерна приближается к развязке. На этом фоне в политическом руководстве ФРГ поспешили переложить ответственность за кризис на топ-менеджеров Volkswagen, сняв с себя ответственность за происходящее в экономике страны.

18:12, 29 октября 2024, вторник
Президентские выборы в США: кто за кого в американском бизнесе?

Американские элиты, представляющие финансовый сектор, высокотехнологичный сегмент и промышленные компании, разделились в своей поддержке Дональда Трампа и Камалы Харрис.  

16:37, 28 октября 2024, понедельник
Север Европы может вскоре замерзнуть

Призыв к более активному соблюдению уловий Парижского соглашения по климату был озвучен на фоне заявлений о возможных катастрофических изменениях в Северной Атлантике и негативных последствий для Скандинавских стран Европы. При этом сами скандинавские компании увеличивают объем добываемых углеводородов и инвестируют рекордные объемы средств в их добычу.  

Наверх