Как Россия обходит санкции на транспортировку нефти, и каковы последствия ее действия для мировой логистики

Танкер

Страны G-7 и ЕС запретили обслуживание морских поставок российского сырья и топлива, если цены на эти продукции находятся выше установленных лимитов. Россия сразу же заявила об отказе работать с какими-либо ценовыми лимитами. Российские компании, ожидая введения санкций, в течение 2022 года негласно строили свой танкерный флот.

В результате оказалось, что некоторые объемы логистических морских мощностей теперь неподконтрольны западным компаниям. Это приводит к дефициту танкеров для перевозок нероссийского сырья. Что в свою очередь ведет к росту цен на фрахтование судов для всех.
Теперь, когда некоторые фрахтовые ставки растут, руководители начинают задумываться, вернутся ли они когда-нибудь к обслуживанию всех остальных.

Согласно данным Bloomberg,  с момента вступления в силу санкции в отношении российского топлива, суда, перевозящие нефтепродукты через Атлантику, зафиксировали пятикратное увеличение своей ежедневной выручки.

Количество купли-продажи нефтяных танкеров

Источник: worldmarketstudies.ru

Определить точный размер ушедшего с рынка (перешедшего в тень) танкерного флота практически невозможно. Россия не раскрывает никакие данные, и принадлежность большинства отдельных судов окутаны тайной. По оценкам Trafigura, общее количество судов может составлять 600, из которых 400 — перевозчики сырой нефти. Судовладельцы называют цифру несколько ниже — от 10% до 12% мирового танкерного флота.

Но независимо от того, ушли эти суда с международного рынка или просто перевозка осуществляется без возможности отследить маршруты, результатом такой глобальной трансформации рынка может стать более высокая стоимость доставки для конкурентов России.

Важно отметить, что помимо флота, который разделен на условно российский и условно нероссийский, запрет Европейского Союза означает, что судам приходится плавать на большие расстояния, так как доставка сырья и топлива происходит не из России, которая территориально наиболее близка к Европе. Это сделало весь мировой танкерный флот гораздо менее эффективным.

Передел всего рынка морских перевозок влияет на цены повсеместно. По данным Torm A/S, на Ближнем Востоке наблюдается повышенный спрос на поставки в Европу, а также большое количество отгрузок с нефтеперерабатывающих заводов в Восточной Азии.

Суда, перевозящие топливо через Атлантику, зарабатывают 55 000 долларов, тогда до введения санкций против России ставка составляла 10 000 долларов в день.

В более долгосрочной перспективе судовладельцы указывают на ограниченное предложение новых судов, что подтверждает устойчивые высокие ставки. Euronav NV указывает, что портфель заказов на строительство новых танкеров в настоящее время находится на самом низком уровне за 40 лет, в то время как Ardmore также указала на низкий уровень пополнения судов в своем недавнем отчете.

Однако более насущным вопросом для транспортировки нефти и топлива по всему миру является количество судов, которые использует Россия.  На этот вопрос ответить достоверно никто не может. Но если дружественный России флот не вернется на западные рынки, стоимость перевозки сырья и топлива может еще долго оставаться высокой.

Последние материалы

Количество промышленных роботов в мире бьет рекорды

Несмотря на экономические шоки, пандемию и нарушение торговых цепочек из-за санкций, количество установленных и запущенных в эксплуатацию промышленных роботов в мире ежегодно обновляет рекорды.

15:32, 23 мая 2024, четверг
Рынок промышленных роботов в мире и России: демография диктует спрос

Несмотря на экономические шоки, пандемию и нарушение торговых цепочек из-за санкций, количество установленных и запущенных в эксплуатацию промышленных роботов в мире ежегодно обновляет рекорды. Российская промышленность проявляет все больше интереса к автоматизации производственных процессов, включая использование роботов. Но степень распространенности роботов на производстве в России остается сущ

...
10:06, 23 мая 2024, четверг
Массовое внедрение электротранспорта создаст сектор переработки аккумуляторов

Утилизация батарей электромобилей, содержащих платину, литий и другие элементы, может нанести ущерб окружающей среде. Средний аккумуляторный блок служит 10‑20 лет, и к 2025 году 3,4 млн блоков выйдут из строя. Их содержимое — возвращаемое сырье, но процесс утилизации очень сложен. 

17:13, 22 мая 2024, среда
Золото будет стоить почти $5000 к 2030 году

Согласно старой стратегии по золоту, цена золота обычно падает, если реальные процентные ставки растут. В настоящий момент эта теория не работает. Согласно отчету In Gold We Trust 2024 управляющей компании Incrementum AG, важная причина этого заключается в том, что западный инвестор больше не является главным игроком на рынке. В частности смещение центра тяжести на Восток, проявляется в падении за

...
11:36, 21 мая 2024, вторник
Bitcoin и золото: есть ли связь?

Алгоритмически ограниченная эмиссия bitcoin в глазах некоторых адептов криптовалют делает ее похожей на золото. Однако котировки bitcoin и золота движутся практически независимо друг от друга.

17:11, 20 мая 2024, понедельник
Халвинг vs ETF. Как формируется курс bitcoin в 2024 году

Очередной рекорд котировок bitcoin пока не смог вызвать ажиотажа, похожего на ситуацию конца 2017 года. Но появление спотовых ETF фондов на bitcoin, без сомнения, сделает инвестиции в криптовалюту более доступной для всех участников рынка.

Однако факторы мешающие полноценному включению криптовалют в традиционную финансовую систему остаются. Можно ли сравнить bitcoin с золотом? Существует ли влиян

...
14:12, 20 мая 2024, понедельник
Новости о санкциях влияют на финансовые рынки не меньше, чем сами санкции

Исследование В.В. Рычкова, кандидата экономических наук, доцента кафедры финансов, кредита и биржевого дела ПГНИУ, подтвердило тот факт, что информационная волна о вводимых или введённых санкционных ограничений в отношении России является частью давления на нашу страну и оказывает не меньшее негативное влияние на финансовые рынки России, чем сам факт введения санкций.

15:05, 19 мая 2024, воскресенье
Может ли дружба между Россией и Китаем изменить мир?

Встреча президента России с Си Цзиньпином в Пекине центре внимания западных СМИ. Экономические связи между нашими странами находятся на подъеме, и самое главное, каждая страна получает свои выгоды от этого, что не может не беспокоить Запад.

17:04, 16 мая 2024, четверг
"Росконгресс": представители более 110 стран уже подтвердили участие в ПМЭФ-2024

Участие в Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), который пройдет в Санкт-Петербурге с 5 по 8 июня, в настоящий момент подтвердили более 110 стран и территорий, сообщил Фонд "Росконгресс".

16:06, 15 мая 2024, среда
Доходы полупроводниковой промышленности снизились в прошлом году из-за распродажи запасов

Чистая прибыль компаний, работающих в секторе полупроводников в 2023 году сократилась на 8,2% до $66,7 млрд по сравнению с рыночным рекордом в $72,7 млрд, установленным в 2022 году, согласно данным  отраслевой ассоциации SEMI.

12:07, 15 мая 2024, среда
Наверх