Страны G-7 и ЕС запретили обслуживание морских поставок российского сырья и топлива, если цены на эти продукции находятся выше установленных лимитов. Россия сразу же заявила об отказе работать с какими-либо ценовыми лимитами. Российские компании, ожидая введения санкций, в течение 2022 года негласно строили свой танкерный флот.
В результате оказалось, что некоторые объемы логистических морских мощностей теперь неподконтрольны западным компаниям. Это приводит к дефициту танкеров для перевозок нероссийского сырья. Что в свою очередь ведет к росту цен на фрахтование судов для всех.
Теперь, когда некоторые фрахтовые ставки растут, руководители начинают задумываться, вернутся ли они когда-нибудь к обслуживанию всех остальных.
Согласно данным Bloomberg, с момента вступления в силу санкции в отношении российского топлива, суда, перевозящие нефтепродукты через Атлантику, зафиксировали пятикратное увеличение своей ежедневной выручки.
Определить точный размер ушедшего с рынка (перешедшего в тень) танкерного флота практически невозможно. Россия не раскрывает никакие данные, и принадлежность большинства отдельных судов окутаны тайной. По оценкам Trafigura, общее количество судов может составлять 600, из которых 400 — перевозчики сырой нефти. Судовладельцы называют цифру несколько ниже — от 10% до 12% мирового танкерного флота.
Но независимо от того, ушли эти суда с международного рынка или просто перевозка осуществляется без возможности отследить маршруты, результатом такой глобальной трансформации рынка может стать более высокая стоимость доставки для конкурентов России.
Важно отметить, что помимо флота, который разделен на условно российский и условно нероссийский, запрет Европейского Союза означает, что судам приходится плавать на большие расстояния, так как доставка сырья и топлива происходит не из России, которая территориально наиболее близка к Европе. Это сделало весь мировой танкерный флот гораздо менее эффективным.
Передел всего рынка морских перевозок влияет на цены повсеместно. По данным Torm A/S, на Ближнем Востоке наблюдается повышенный спрос на поставки в Европу, а также большое количество отгрузок с нефтеперерабатывающих заводов в Восточной Азии.
Суда, перевозящие топливо через Атлантику, зарабатывают 55 000 долларов, тогда до введения санкций против России ставка составляла 10 000 долларов в день.
В более долгосрочной перспективе судовладельцы указывают на ограниченное предложение новых судов, что подтверждает устойчивые высокие ставки. Euronav NV указывает, что портфель заказов на строительство новых танкеров в настоящее время находится на самом низком уровне за 40 лет, в то время как Ardmore также указала на низкий уровень пополнения судов в своем недавнем отчете.
Однако более насущным вопросом для транспортировки нефти и топлива по всему миру является количество судов, которые использует Россия. На этот вопрос ответить достоверно никто не может. Но если дружественный России флот не вернется на западные рынки, стоимость перевозки сырья и топлива может еще долго оставаться высокой.