Рейтинги «большой тройки» агентств по государственному долгу США давно уже не высшие. Но это вряд ли как то изменит рынок казначейских облигаций США.
S&P понизил его на одну ступень вниз от идеального еще 12 лет назад. И причины, которые в начале 10-х перечисляло S&P как обоснования своего шага: проблема дефицита бюджета, низкая дееспособность политических элит и так далее, никуда не делись.
Так что последняя новость с рейтинговых полей об пересмотре прогноза по американскому госдолгу на «негативный» от Moody's, по сути, не добавила ничего нового к знанию инвесторов о состоянии бюджетной политики США.
Moody's осталось единственным агентством из большой тройки, которое сохраняет оценку надежности американского госдолга на высшем уровне «ААА». В августе Fitch решилось на снижение, и это событие было также полностью проигнорировано рынком.
Если через какое-то время и Moody's его снизит, то какие-то продажи на рынке облигаций, наверное, будут. Но их объем будет ничтожным, особенно, если говорить о европейских инвесторах или трейдерах из стран КНР и Японии. Большие объемы гособлигаций США, которые приобретены инвесторами, будут распродаваться тогда, когда это более выгодно им, а не в качестве реакции на пересмотр оценки. И Управление валютного обмена КНР, и Банк Японии будут постепенно снижать долю трежерис в своих портфелях, когда будет необходимо снижать котировки доллара, которые выросли из-за прошедшего ужесточения монетарной политики ФРС.
Если рассматривать внутренний рынок трежерис, то они, каким бы беспомощным ни оказался Конгресс, то у многих фондов просто нет альтернативы, как держать определенную долю своих портфелей в этом классе активов. Зачастую именно трежерис используются как самое надежное гарантийное обеспечение при заключении кредитных договоров и других сделок. И даже когда и Moody's поставит Минфину США, условно, «пятерку с минусом», то другого аналогичного актива не появится.
Веру в надежность американского госдолга может подорвать только сам Минфин США, если пропустит выплаты по купонам или погашение основного займа. Но это маловероятно, так как Федеральная резервная система всегда может выкупать новые долги у Минфина, чтобы тот погасил предыдущее.
В самом крайнем случае, ФРС может пойти по пути, проторенному Банком Японии, который до последнего времени жестко контролировал доходность государственных облигаций своей страны, чтобы не допустить чрезмерного роста процентных платежей. Для этого он по фиксированной цене выкупал японские государственные облигации в любых объемах. И сейчас на балансе Банка Японии находятся более 90% от всего выпущенного объема 10-летних гособлигаций страны. А у ФРС гораздо больше пространства для маневра. С лета 2022 года ФРС, наоборот, сбросила со своего баланса инвесторам активов почти на 1 трлн долларов.