Флаги FATF и Германии
Антикризисная система против отмывания денег, основанная странами "Большой семерки", продолжает работать в интересах западных государств, при этом РФ не только не имеет возможности влияния на принимаемые решения, но и прямо называется участником различных серых схем и уклонения от санкций.
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) выступила с призывом к более активному внедрению в странах мира норм так называемых "Правил путешествия", которые касаются регулирования операций с цифровыми активами.
Одно из основных положений "правил" предписывает поставщикам услуг, связанных с криптовалютными активами, предоставлять информацию по клиентским сделкам так же, как об этом отчитываются обычные банки. В июньском докладе организации по "лучшим практикам" выполнения требований FATF в различных странах мира отмечается, что в 2025 году в 99 из 163 стран и юрисдикций, подконтрольных организации, уже принято законодательство по применению "Правил путешествия", из 99 стран 14 уже начали процесс внедрения данных нормативов.
В докладе организации обозначены различные меры, которые страны предприняли за последнее время, а также наблюдаемый эффект, которые данные меры произвели в криптовалютной сфере стран.
В сообщении FATF, посвященному публикации доклада, отмечается, что "организация призывает к более сильным действиям по предотвращению рисков незаконного финансирования в криптовалютных активах". Среди основных выводов доклада отмечается рост использования криптовалют в различных мошеннических схемах, в частности, приводится оценка общего объема подобных схем в 2024 году в $51 млрд.
Россия в июньском докладе FATF на тему выполнения требований "Правил путешествия" не упоминается. В феврале 2023 года в FATF заявили о приостановке членства РФ в организации. Россия продолжает быть членом организации, но не участвует в текущей деятельности FATF и не может влиять на принимаемые решения.
Но сам доклад имеет определенный антироссийский вектор в части обозначения использования стейблкойнов со стороны компаний КНДР как "незаконных".
За последние годы между западными структурами и национальными интересами РФ усиливаются трения. То, что в FATF считают "незаконными сделками КНДР со стейблкойнами", в России в текущей ситуации на вполне официальном уровне воспринимается как стремление Пхеньяна обойти западные санкции и финансовые ограничения. Более того – активное использование цифровых активов в торговле и операциях с КНДР, а также с другими странами в настоящее время довольно активно продвигается со стороны самой РФ – с той же целью развития торговли, экономического и военно-технического сотрудничества со странами в условиях западных ограничений.
С учетом таких усилий вполне закономерно, что в июньском докладе FATF по "схемам уклонения от санкций" уделено довольно много внимания.
В документе приводятся примеры, в которых Банк России, а также ряд других финансовых организаций РФ называются участниками "сложной схемы уклонения от санкций", в том числе в сделках с КНДР. Также отмечается, что РФ и КНДР заключили договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве и усилили взаимные связи в экономике и военной сфере.
Можно отметить, что в опубликованных документах вполне явно прослеживается стремление FATF контролировать криптовалютное регулирование и обозначать нелегальные потоки, но так как доклад политизирован, то использование украденных у России суверенных средств в спонсировании Укарины всячески игнорируется.
Власти РФ неоднократно обвиняли Киев в совершении террористических атак. FATF фактически "закрывает глаза" на продолжающийся процесс передачи средств от доходов от арестованных средств РФ, которые затем потенциально могут используются для финансирования терактов против России. Антиотмывочное законодательство и антитеррористический характер деятельности FATF в данной ситуации работают только в одну сторону – против интересов РФ.
В результате, "лучшие практики" FATF в данном случае становятся худшими для России. Если власти РФ собираются в полной мере выполнять рекомендации FATF – это означало бы предоставление полной информации об экономическом и военно-техническом сотрудничестве с Ираном, КНДР, Китаем и другими странами, в том числе с использованием криптовалют. Подобный сценарий, по вполне очевидным причинам, явно не отвечает национальным интересам РФ. При этом к более активному использованию цифровых активов, а также национальных и других валют вне доллара и евро ранее Россию подтолкнули сами западные страны после массированного применения финансовых санкций и ограничений.