В мире в скором времени могут начаться войны за еду, заявил Санни Вергезе, исполнительный директор Olam Agri, сингапурского сельскохозяйственного торгового дома, которого цитирует FT.
“Мы вели много войн из-за нефти. Мы будем вести более масштабные войны из-за еды и воды”, - сказал он на конференции потребителей Redburn Atlantic и Rothschild.
По словам топ-менеджера, торговые барьеры, введенные правительствами, стремящимися укрепить внутренние запасы продовольствия, усугубили продовольственную инфляцию.
Крупные экспортеры сельхозпродукции были обвинены в резком росте цен на продовольствие, так как продовольственная инфляция возникла, в том числе, за счет увеличения их прибыли. Но, согласно заявлениям участников рынка, 1266 новых торговых ограничений и барьеров в 154 странах создали преувеличенный дисбаланс спроса и предложения на продовольствие, что и привело к ускоренному росту цен.
Согласно исследованию Института изучения мировых рынков, помимо санкционных барьеров, логистические проблемы в Красном море привели к росту тарифов на контейнерные перевозки в пять раз. В результате этого в зону риска попал широкий набор продуктов питания.
Еще один важнейший негативный фактор, который оказывает значимое влияние на рынок продовольствия – климатическое явление Эль-Ниньо. Продолжительное действие которого сохранялось почти год. В Юго-Восточную Азию Эль-Ниньо принес нерегулярные осадки и усиление засухи. Это создало риски для растениеводства в нескольких странах, включая снижение урожайности риса и кофе в Индии, Таиланде и Вьетнаме, а также пальмового масла в Индонезии.
Совокупность факторов вынудила многие государства вводить проекционные меры для защиты своих рынков. Эти меры могут привести к ухудшению отношений между странами и даже конфликтам в долгосрочной перспективе. Конечно это возможно, только при условии еще больших и долгих ограничений, когда запреты на поставки определенных групп товаров будет оказывать разрушительное влияние на рынки.