Мировая торговля под ударом. Как геополитика изменит цепочки поставок

Контейнерные перевозки

К 2035 году мировой товарооборот вырастет на $12 трлн, но неравномерно. Более $14 трлн могут перераспределиться между торговыми маршрутами, кардинально меняя расстановку сил в мировой экономике.

Исследование консалтинговой компании McKinsey & Company предсказывает масштабные сдвиги в структуре международной торговли — как по географии, так и по секторам. Эти изменения затрагивают интересы государств, транснациональных корпораций и инвесторов по всему миру.

За последние десятилетия глобальная торговля развивалась в логике максимальной эффективности: производственные цепочки растягивались по планете, специализация усиливалась, издержки снижались. Но в последние годы тренд изменился. Геополитика, протекционизм, уроки пандемии и рост интереса к устойчивости (resilience) начали подтачивать прежнюю модель.

McKinsey предлагает рассматривать будущее мировой торговли в рамках трех сценариев:

  • Базовый: умеренное продолжение глобализации при сохранении текущих трендов.
  • Диверсификация: компании сознательно сокращают зависимость от отдельных стран и регионов, перенося производство ближе к потребителям.
  • Фрагментация: углубление геополитической поляризации и распад глобальных цепочек на «блоки».

При любом из сценариев совокупный объем мировой торговли в 2035 году окажется выше, чем сегодня (с $33 до $42–45 трлн). Однако масштабы перераспределения потоков поражают: до $14 трлн (30% от общего объема) могут сменить географию.

В сценарии фрагментации, где страны, геополитически отдаленные друг от друга, сокращают торговлю, до $3 трлн роста торговли может быть потеряно.

В сценарии диверсификации потери составят около $1.

С 2017 года объем товарооборота между «друзьями» растет быстрее, чем между странами с нейтральными или напряженными отношениями. Торговля между геополитически союзными странами укрепляется.

А связи с Китаем становятся точкой риска. В сценарии фрагментации торговля между Китаем и развитыми странами (США, ЕС, Япония) резко сокращается.

Торговля между Китаем и странами Глобального Юга, а также между самими южными регионами (например, Латинская Америка — Ближний Восток) становится новой опорой глобальной торговли.

Торговые коридоры между развивающимися экономиками (например, Китай–АСЕАН, Китай–Ближний Восток, Китай–Африка) демонстрируют устойчивый рост даже в сценарии фрагментации.

Эти маршруты менее подвержены рискам, так как Китай перенаправляет экспорт от развитых стран к новым рынкам.

В то же время внутрирегиональная торговля в Европе (например, внутри ЕС) будет расти быстрее в условиях фрагментации, особенно в секторах машиностроения, автомобилестроения и зеленой энергетики.

После оценки 120 крупнейших торговых коридоров мира с точки зрения их устойчивости к геополитическим и экономическим сдвигам авторы выдеяют наиболее устойчивые коридоры:

  • США – Европа
  • Европа – Япония
  • Китай – развивающиеся рынки
  • Внутрирегиональная торговля в Азии, Латинской Америке, на Ближнем Востоке

А наиболее уязвимые и потенциально сокращающиеся:

  • США – Китай
  • Германия – Китай
  • Европа – Россия
  • Южная Корея – США
  • Япония – Китай

Согласно прогнозам авторов, 11 из 50 крупнейших коридоров подвержены риску сокращения объемов торговли более чем на 50%, в отдельных случаях — до 76%.

Интересен вывод авторов, что геополитическая дистанция (различия в политических и идеологических позициях стран) в настоящий момент играет ключевую роль в изменении торговых потоков. И, вероятно, будет играть такую же ключевую роль в будущем.

Китай и Россия, находятся на одном конце геополитического спектра, в то время как США, Европа, Япония и Южная Корея — на другом. Это приведет к сокращению торговли между этими группами в сценарии фрагментации, особенно в критически важных секторах, таких как технологии и энергетика.

Бизнесу необходимо адаптироваться к изменениям в торговых коридорах, перестраивая цепочки поставок и пересматривая стратегии. Например, компании могут выиграть, инвестируя в растущие торговые маршруты (например, Юго-Восточная Азия–США) или используя преимущества новых торговых соглашений.

Однако высокие тарифы и ограничения могут увеличить затраты и нарушить цепочки поставок, особенно для компаний, зависящих от импорта из Китая или России.

Особенно уязвимыми оказываются отрасли с глубоко глобализированными цепочками поставок.

Среди наиболее уязвимых выделяются:

  • Электроника и полупроводники – зависят от компонентов из Китая, Тайваня, Южной Кореи, Японии и США.
  • Текстиль и одежда – сильно концентрированы в Юго-Восточной Азии.
  • Машиностроение и транспорт – включают множество трансграничных узлов.
  • Металлы и сырье – зависят от нестабильных или санкционных режимов.

В условиях геополитической фрагментации даже вторичные отрасли, например, автомобилестроение, испытывают давление через рост цен на компоненты, логистические сбои и санкционные барьеры.

Рынки, поставщики и потребители уже не связаны в единую систему с минимальными издержками и максимальной скоростью. Вместо этого формируются локализованные и политически ориентированные торговые сети. Для бизнеса это не просто вызов, а шанс — изменить логику управления цепочками поставок, усилить устойчивость и освоить новые рынки.

В выигрыше окажутся те, кто уже сейчас осваивает навыки геоэкономического прогнозирования, строит многоуровневые логистические стратегии и вкладывается в адаптационные возможности своего бизнеса.

Авторы советуют бизнесу быть начеку и мониторить изменения в торговых потоках. Также рекомендуется разрабатывать сценарии для управления рисками и искать возможности для роста, через релокацию производства в страны с более низкими рисками (например, Индия или Мексика).

В качестве примера приведена компания Micron, которая  начала строительство завода в Индии, получив поддержку от местных властей. Это позволит не только снизить геополитические риски, но и укрепить присутствие на перспективном рынке. По мнению авторов, такой шаг иллюстрирует проактивный подход к формированию новых коридоров вместо зависимости от старых.

Наверх