На пороге новой войны: конфликт Пакистана и Индии стал наиболее ожесточенным за многие годы

Флаги Индии и Пакистана

Ракетный удар Индии по территории Пакистана в качестве "ответной" меры на теракт в конце апреля в Пахалгаме и ответные действия Пакистана могут привести к новому крупномасштабному конфликту между двумя странами.

Удар по территории Пакистана со стороны Индии был нанесен в ночь со вторника на среду (в 01.00 среды, 7 мая, по местному времени) в рамках операции "Синдур". За несколько часов до данной атаки премьер-министр Индии Нарендра Моди заявил о том, что власти не будет поставлять воду в Пакистан, и будет сохранять ее "в интересах Индии". 

Стоит отметить, что ракетные удары были нанесены не только по районам Кашмира под контролем Пакистана, но и по пакистанской территории вне спорного региона. Согласно официальным заявлениям с индийской стороны всего было нанесено 24 ракетных удара по "9 объектам террористов" на территории Пакистана. 

В заявлениях пакистанских властей прозвучали оценки о том, что в нападении на Пакистан участвовало "до 80 индийских истребителей". Власти Пакистана назвали ракетные удары Индии "актом войны". По утверждению Исламабада, в ходе индийского обстрела территории страны также пострадала пакистанская гидроэлектростанция Нилум-Джелум на территории Кашмира. В целом в Пакистане заявили о том, что в результате удара погибли не менее 24 человек, 46 получили ранения. В качестве одной из ответных мер пакистанские ВС обстреляли приграничные районы Индии, в результате, по сообщениям СМИ, 15 человек погибли, еще 43 были ранены.

В Исламабаде также заявили о том, что сбили ряд самолетов, которые участвовали в ночной индийской атаке на Пакистан. Согласно заявлению представителя минобороны Пакистана Ахмеда Шарифа Чоудри, в ходе отражения индийского удара пакистанские ВС сбили 5 самолетов ВВС Индии – 3 Rafale, 1 МиГ-29, 1 Су-30 МКИ – а также разведывательный БПЛА IAI Heron. Кроме того, также были озвучены заявления о возможной потери ВВС Индии 1 истребителя Jaguar.

Однако, по другим оценкам, данные заявления пока не были подтверждены и в целом могут не соответствовать действительности. При этом в соцсетях распространяются видео и фото ударов и горящих на земле останков боевых самолетов, которые не относятся к текущим событиям, а были сделаны во время других вооруженных конфликтов и инцидентов, а также из видеоигр. Данные оценки, в частности, были опубликованы в материале онлайн-портала немецкого телеканала Deutsche Welle [запрещен на территории РФ]: например, фото с горящим на земле МиГ-29 индийских ВВС было опубликовано еще в сентябре 2024 года.  

Практически единовременная потеря 6 самолетов для ВВС Индии была бы наиболее серьезной с момента 3-ей Индо-Пакистанской войны 1971 года. Но даже если число сбитых самолетов ВС Индии не вполне соответствует заявленному, то с учетом нескольких подтвержденных потерь, масштабам ударов и общему количеству жертв среди населения Пакистана и Индии данное обострение является более серьезным по сравнению с предыдущим обменом ракетными ударами между странами в 2019 году.  

Ситуация в целом балансирует на довольно опасной грани: в Индии считают, что операция "Синдур" является неким "возмездием" в отношении Пакистана за теракт в Пахалгаме. Но есть определенный риск того, что в дальнейшем последует новый обмен ударами и в результате конфликт выйдет за рамки каких-либо первоначальных целей по "коллективному наказанию" террористов, которые могли ставить перед собой в Нью-Дели. 

Текущее обострение в отношениях Индии и Пакистана, как отмечалось, произошло после теракта, который 22 апреля произошел вблизи индийского города Пахалгам в подконтрольной Индии части Кашмира – штате Джамму и Кашмир.

По утверждению министра обороны Пакистана Хаваджа Муххамада Асифа, премьер-министр Индии Нарендра Моди за счет данных ударов пытается "повысить свою популярность внутри страны". При этом в интервью пакистанскому телеканалу Samaa TV глава минобороны Пакистана заявил о том, что "на планете никто не выживет, если победит Индия".

Ни у Пакистана, ни у Индии нет соответствующих запасов ядерного оружия, чтобы осуществить подобный геноцид планетарного масштаба – даже если по каким-то причинам в конфликте на стороне Пакистана с применением части собственного ядерного арсенала решит принять участие Китай.
Тем не менее, один из самых экстремальных сценариев с массовым применением ЯО с обеих сторон все равно может приобрести характер глобальной катастрофы с учетом возможного количества жертв. 

По оценкам исследования, опубликованного в журнале Nature в 2022 году, ядерный конфликт между Пакистаном и Индией может привести к гибели 2 млрд человек. Основной причиной подобного числа жертв, согласно докладу, станет не прямое поражающее воздействие ядерного оружия, а последующий массовый голод из-за нехватки продовольствия. В докладе отмечается, что в результата конфликта Пакистана и Индии с применением ядерного оружия в атмосферу может быть выброшено от 5 до 47 тераграмм (5–470 млн тонн) сажи, что в дальнейшем может привести к снижению глобальных температур и падению объемов урожаев различных продовольственных культур.

Одна из основных проблем не только в текущей ситуации, но и в целом в отношениях двух стран – односторонние действия и отсутствие диалога и совместного расследования терактов. Стороны обмениваются подобными взаимными обвинениями, зачастую без предъявления каких-либо доказательств, при этом отказываясь сотрудничать. Перед тем как власти Индии обвинили Пакистан в теракте в Пахалгаме в апреле 2025 года месяцем ранее на пакистанской территории произошел другой теракт. В начале марта в пакистанской провинции Белуджистан был захвачен пассажирский поезд, были убиты 26 человек. Тогда власти Пакистана обвинили Индию в том, что они финансируют так называемую "Армию освобождения Белуджистана" – группировку, которую подозревают в организации данного теракта  . 

Еще более ранний пример – теракт в Мумбаи в 2008 году, в результате которого погибли 175 человек и до 600 человек получили ранения. Тогда власти Индии обвинили Пакистан в причастности к организации данной террористической атаки, заявив о том, что Абу Хамза, один из захваченных организаторов теракта, якобы дал признательные показания, согласно которым, к организации теракта были причастны власти Пакистана.

Напряженные отношения между обеими странами в целом сохраняются уже почти на протяжении 80 лет и во многом связаны со взаимными территориальными претензиями вокруг Кашмира. Индия считает "своей" всю территорию Кашмира – что, как отмечалось, представляет серьезную угрозу для Пакистана в плане потери общей границы с Китаем, с которым Исламабад за многие последние годы выстраивает тесные экономические и военные связи.

В более широком контексте Индия может претендовать на всю территорию Пакистана с учетом того, что до 1947 года провинция Пенджаб входила в состав Британской Индии. Однако после раздела 1947 года на месте данной провинции был создан Доминион Пакистан, ставший впоследствии современным Пакистаном.

Конфликт двух стран также не ограничивается только территориальными претензиями, но и носит черты религиозного противостояния мусульманского Пакистана и преимущественно индуистской Индии – собственно, по данному фактору и были поделены территории Британской Индии в 1947 году. Власти Пакистана регулярно обвиняют Нью-Дели в притеснении мусульман на индийской территории. В Индии, в свою очередь, выдвигают обвинения в адрес Пакистана в содействии различным радикальным исламистским группировкам. 

Продолжение низкоинтенсивного конфликта и/или сохранения рисков эскалации между Индией и Пакистаном в определенном смысле может способствовать урегулированию вооруженного конфликта на Украине. 

В подобном сценарии государствам придется увеличить запасы артиллерийских снарядов и прочих боеприпасов, при этом экспортные поставки боеприпасов индийскими и пакистанскими компаниями – в том числе, в интересах Украины – будут заметно ниже, чем при отсутствии конфликта между странами. 

По отдельным оценкам, в 2022–2023 годах Пакистан поставил Украине около 500 тыс. снарядов. Кроме того, обострение военной и геополитической напряженности в данной точке мира также могло бы частично способствовать снижению внимания стран к интересам украинского режима. 

При этом, ни Россия, ни Китай, ни какие-либо другие государства, которые стремятся выстраивать взаимовыгодные отношения, не заинтересованы в продолжении или эскалации военного конфликта между Индией и Пакистаном и, скорее всего, будут прикладывать усилия для урегулирования текущей напряженности между данными государствами. Об этом, в частности, 7 мая заявил помощник президента РФ Юрий Ушаков.

В целом, текущее военное обострение между Индией и Пакистаном – даже при деэскалации в ближайшее время и прекращении взаимных обменов ударами – это очередная стадия накопления исторической напряженности в двусторонних отношениях. Конфликт между Нью-Дели и Исламабадом в долгосрочной перспективе остается неразрешенным и, как показывают примеры многих предыдущих десятилетий, начиная с 1947 года, рано или поздно вспыхивает снова.

Это дает возможность для третьих стран и в будущем использовать тлеющее пламя антагонизма и вражды в собственных интересах, в частности, в целях давления на развивающиеся страны, их объединения и долгосрочные инвестиционные проекты в данном регионе.

Наверх