Немецкая прокуратура подала ходатайство об аресте более 720 млн евро, хранящихся на банковском счете российского финансового учреждения, находящегося под санкциями. Это первая попытка конфисковать российские активы, а не просто заморозить их.
Банковский счет принадлежит Национальному расчетному депозитарию (НРД), дочерней компании Московской фондовой биржи. НРД попал под санкции ЕС в июне 2022 года. Санкции по сути заморозили все активы, принадлежащие НРД от имени инвесторов, которые были размещены в европейских банках, включая 720 млн евро, которые депозитарий держал на счете JPMorgan Chase во Франкфурте.
В заявлении федеральной прокуратуры говорится, что 7 июля этого года она подала ходатайство в суд во Франкфурте с просьбой о «независимой конфискационной процедуре» в отношении более чем 720 миллионов евро, депонированных российским финансовым учреждением во франкфуртском банке.
По версии прокуратуры, «неизвестные лица», действовавшие от имени НРД, попытались перевести 720 млн евро на другой счет. Источник Financial Times, знакомый с ситуацией, сообщил, что JPMorgan Chase получила указание перевести деньги на счет Commerzbank другой дочерней компании Московской биржи — Национального клирингового центра. Оба банка не осуществили перевод. Прокуратура расценила запрос о переводе как попытку уклониться от санкций, то есть усмотрело в нем состав преступления, которое, по версии прокуратуры, оправдывает конфискацию денег и перечисление их в федеральный бюджет Германии. В настоящее время ходатайство находится на рассмотрении Высшего земельного суда Франкфурта, который еще не вынес по нему решения.
В последние недели представители G7 активизировали переговоры о конфискации средств Банка России. Согласно документу Европейской комиссии, в прошлом году в странах G7, ЕС и Австралии были заморожены активы российского Центробанка на сумму около 260 млрд евро.
Основная часть этой суммы — около 210 млрд евро — хранится в ЕС, включая наличные деньги и государственные облигации, номинированные в евро, долларах и других валютах. Для сравнения, США заморозили лишь небольшую сумму российских государственных активов — около 5 миллиардов долларов. В Европе основная часть активов — около 191 млрд евро — находится в Euroclear, центральном депозитарии ценных бумаг со штаб-квартирой в Бельгии.
За скорейшую конфискацию активов и передачу из Киеву выступает Вашингтон, где хотят таким образом решить вопрос с финансированием боевых действий, так как перечисление все новых пакетов помощи столкнулось с сопротивлением республиканцев в Конгрессе. Противники конфискации обеспокоены тем, что такой шаг нанесет ущерб международному порядку, основанному на правилах, и подорвет доверие, которое страны проявляют, когда размещают резервы у других стран.
Последний аргумент имеет значительное влияние на некоторые государства-члены ЕС и Европейский Центральный Банк. Часть европейских политиков уверены, что конфискация российских активов принесет больше вреда, чем пользы, поскольку она показала бы таким странам, как Китай или Саудовская Аравия, что суверенные активы, хранящиеся в евро или долларах, больше не являются неприкасаемыми.
Летом этого года ЕЦБ предупредил государства-члены о риске подрыва «правовых и экономических основ», на которых зиждется международная роль евро. «Последствия могут быть существенными», указано в внутренней записке ЕС. ЕЦБ, как минимум, против того, чтобы экономики еврозоны действовали в одиночку и рекомендовал предпринимать любые действия только в рамках широкой международной коалиции.