AI, coding
Появление возможностей более активного использования технологий искусственного интеллекта вместо применения ставшей уже традиционной бизнес-модели "программное обеспечение как услуга" привело к серьезному давлению на позиции компаний, которые производят программное обеспечение в различных странах мира.
Перспективы использования агентного ИИ на рубеже 2025–2026 годов фактически перешли из разряда гипотетических во вполне реальные. В ИИМР ранее отмечали, что более активное и успешное внедрение подобной технологии ИИ в бизнес-процессы компаний может стать серьезным трансформирующим фактором в дальнейшем.
Использование агентного ИИ, по многим оценкам, уже сейчас начинает предоставлять реальную альтернативу существующим программным решениям. В результате вопросы о дальнейшей жизнеспособности бизнес-модели "программное обеспечение как услуга" (SaaS) становятся все более острым.
Поводом для подобных оценок и вопросов стал выход модели агентного ИИ Claude Cowork, созданной компанией Anthropic в начале января 2026 года. В конце месяца к модели были выпущены дополнительные программные модули (плагины). В результате данная модель агентного ИИ, по многим оценкам, стала одним из ведущих по своим функциональным возможностями среди других подобных инструментов – в частности, по сравнению с такими моделями как Project Mariner (Google), Microsoft Copilot и рядом других.
На этом фоне в сегменте компаний программного обеспечения, а также рекламных фирм произошла серьезная переоценка стоимостных значений. В частности, канадская корпорация Thomson Reuters, немецкая SAP, индийские Infosys и Tata Consultancy Services, австралийская Xero и целый ряд других компаний различных стран мира оказались под серьезным давлением.
Одним из наиболее ярких примеров развития данной ситуации стала негативная динамика в акциях американской корпорации Oracle. Котировки корпорации падали на протяжении 8 торговых сессий подряд, и по итогам торгов в четверг, 5 февраля, общее падение составило 25,19%. По данным Dow Jones, для акций Oracle это худшая 8-дневная динамика почти за четверть века. Последний раз сопоставимый обвал в акциях Oracle наблюдался в мае 2002 года, когда котировки корпорации потеряли 25,2%.
Серьезные потери также понесли такие компании как Salesforce, Crowdstrike и многие другие компании.
Стоит добавить, что пример Oracle – одной из крупнейших в мире корпораций в сфере программного обеспечения – также демонстрирует определенный парадокс в IT-секторе в связи с вложениями в технологии искусственного интеллекта.
Инвестиции в ИИ становятся, в определенном смысле, обоюдоострым лезвием меча, за которое держатся компании – причем именно за лезвие, а не за рукоять меча.
Компании вкладывают все более существенный объем средств в создание новых центров обработки данных и других элементов инфраструктуры ИИ и, тем самым, формируют новые риски для собственного бизнеса. В результате, с одной стороны, под вопросом оказывается окупаемость подобных инвестиций компаний. С другой – более активное применение технологий ИИ несет в себе все более явные риски для собственных позиций компаний в сферах, в которых ранее они не применялись.
Ситуация для американского сегмента ПО как такового, а также многих частных инвесторов в США, по оценкам Reuters, осложняется тем, что инвестиции в компании данного сектора были одним из наиболее популярных решений для различных управляющих компаний и фондов в течение многих предыдущих лет.
Пять сценариев, как технология ИИ может повлиять на рынок программного обеспечения
Риски негативного развития данной ситуации для модели "программное обеспечение как услуга" ранее обозначали в консалтинговой компании Bain & Company. Из 5 сценариев возможного влияния технологий ИИ на модель SaaS только два – "без применения ИИ" и "частичное применение ИИ" (ограниченное применение ИИ) – предполагают сохранение модели SaaS в прежнем виде в плане сохранения расходов компаний в данном сегменте. Другие варианты – "ИИ опережает SaaS"," ИИ поглощает SaaS", а также "ИИ устраняет необходимость SaaS" – предполагают кардинальные изменения для модели "программное обеспечение как услуга" вплоть до ее полного исчезновения в качестве жизнеспособной рыночной модели ведения бизнеса.
В настоящее время фактически уже начал реализовываться второй сценарий и, частично, третий, когда технологии искусственного уже применяются в дополнение к существующим моделям SaaS и при этом возникают перспективы того, что агентный ИИ в дальнейшем начнет получать все более широкое применение.
В данном контексте обвал акций ведущих компаний мира в сфере программного обеспечения – это игра на страхах относительно перехода к последующим сценариям, когда агентный ИИ может начать играть определяющую роль, а затем, возможно, полностью отменит необходимость в использовании прежней модели SaaS. По оценкам компании Pitchbook, модели агентного ИИ все еще не могут рассматриваться в качестве полноценной замены программному обеспечению, поэтому текущие страхи пока являются преувеличенными.
Процесс "креативного разрушения" с помощью технологий ИИ вполне явно не ограничивается сегментом IT. Большинство руководителей компаний сегмента ИИ, в той или иной степени, признавали риски возникновения повышенной безработицы во многих других секторах из-за более активного применения технологий искусственного интеллекта. Но в основной своей массе это были осторожные и "дипломатичные" оценки – с учетом прямой заинтересованности данных компаний в более широком применении технологий ИИ, которые они развивают.
Гендиректор Anthropic Дарио Амодей при этом один и немногих среди ведущих глав компаний сферы ИИ неоднократно выступал с предупреждениями относительно серьезных негативных последствиях для занятости в дальнейшем. В частности, в отличие от официальной позиции администрации Трампа, он выступал за более жесткое регулирование сегмента ИИ со стороны государства. В своем новом программном заявлении относительно потенциальных угроз от ИИ в январе 2026 года Амодей также отметил вероятность формирования "цивилизационных рисков" из-за применения технологий искусственного интеллекта в ближайшие годы.