В обращении к Федеральному Собранию 29 февраля Владимир Путин заявил о необходимости увеличения годовой пропускной способности двух крупнейших железных дорог России - Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей - до 210 миллионов тонн к 2030 году. В 2023 году железнодорожные линии перевезли около 150 млн тонн грузов. В 2024 году ожидается увеличение этого объема до 180 млн тонн.
Восточный полигон, представляют собой жизненно важный логистический маршрут внешней торговли России, связывающую западные регионы с Тихим океаном и Китаем. Тем не менее, железнодорожные пути уже давно страдают от проблем и в настоящее время работают ниже своей номинальной мощности, несмотря на бурный рост торговли с Азией. Железные дороги в 2023 году перевалили грузов примерно на 13% меньше заявленной мощности, сообщил "Ъ" со ссылкой на документы Минтранса.
Отечественные компании сталкиваются с недостатками инфраструктуры, задержками с погрузкой и логистическим дисбалансов – все это способствует возникновению узких мест, которые ограничивают объемы поставок. Большинство проблем не новы — они существуют уже много лет, о них открыто заявляли и на последнем ПМЭФ: на восток идет уголь и другие сырьевые и промышленные товары, а потребительские товары — на запад. Для этих поставок требуются различные типы железнодорожных вагонов и контейнеров, что увеличивает время ожидания погрузки на обоих концах. Этот же путь также используется для внутренних перевозок и пассажирских поездов, что увеличивает интенсивность движения.
Россия уже потратила миллиарды долларов, чтобы почти удвоить пропускную способность железнодорожных путей. Тем не менее, текущий спрос вдвое превышает возможности. В 2024 году планируется потратить 366 миллиардов рублей на улучшение инфраструктуры Восточного полигона. Детали дополнительных инвестиций, о которых объявил Путин, будут утверждены в марте. Эта работа может продолжаться до 2032 года и потребует 2,7 триллиона рублей инвестиций для увеличения пропускной способности железнодорожных линий до 255 миллионов тонн в год, заявил министр транспорта Валентин Иванов.
Отдельно ожидается, что в этом и следующем году будут обсуждаться инвестиции в план строительства двух новых железнодорожных путей в Китай к 2030 году, согласно правительственной стратегии развития Сибири.
Сегодня пропускная способность Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей практически исчерпана, поэтому их расширение позволит России увеличить торговлю с Китаем. Более того, маршрут имеет ключевое значение для торговли во всем регионе. К примеру, казахское подразделение Polymetal столкнулось с задержкой поставок золотого концентрата клиентам. Часть этого металла экспортируется в Китай по железным дорогам России.