Российский авторынок: Есть ли жизнь без Запада?

Российский авторынок

Первичный авторынок по итогам 2022 года сократился на 58,8%. Продано менее миллиона машин: это антирекорд. На вторичном рынке падение продаж на 18,8%, обусловленное беспрецедентным ростом цен на 35%. Ключевую роль теперь играют российские и китайские производители: за год их совокупная доля на первичном рынке выросла до 80%.

По схеме параллельного импорта за 2022 год в страну ввезли 73 тыс. автомобилей. С 2015 по 2021 год включительно импорт превышал 1,5 млн машин ежегодно, несмотря на форс-мажорные факторы этого периода. Все новые российские модели, появившиеся в 2022 году, имеют китайские корни, и в большинстве случаев речь идет о крупноузловой сборке.

Российский авторынок: Есть ли жизнь без Запада?

Источник: worldmarketstudies.ru

 

Первичный авторынок РФ: Китай неудержим?

Российский авторынок: Есть ли жизнь без Запада?

Источник: worldmarketstudies.ru

По итогам 2022 года в России из 60 брендов официально осталось 14. Три из них — российские, остальные — из КНР. В начале года (январь-февраль) доля российских автомобилей составляла 20,2%, к концу (октябрь-ноябрь) она увеличилась до 40,3%. Доля автопроизводителей КНР выросла с 9,5% до 30,3%. В декабре автопром России и КНР увеличил доли еще на 5% соответственно. Бывшие лидеры рынка — европейцы —  сократили долю с 27,6% до 7,9%.

Статистика по количеству проданных машин разнится. У АЕБ — 687 тыс. по отгрузкам дилерам. У Автостата — 626 тыс. по регистрациям в ГИБДД. Разница в 61 тыс. автомобилей по сравнению со средним показателем за 5 лет стала минимальной. Оба статистических метода указывают на падение приблизительно на 60% в сравнении с 2021 годом.

Что теперь собирают иностранные заводы в РФ?

Российский авторынок: Есть ли жизнь без Запада?

Источник: worldmarketstudies.ru

Шесть иностранных заводов, работавших в России, остановились. Это Nissan и Toyota (Санкт-Петербург), Mercedes-Benz (МО), Mazda (Владивосток), «ПСМА Рус» (Peugeot, Citroen, Mitsubishi — Калуга) и Volkswagen также в Калуге. Два крупных производства перезапустились, оба теперь занимаются китайской продукцией. Бывший завод Renault выпускает “Москвичи”. Все комплектующие — даже шильдики “Москвич” для кроссовера JAC — производятся в КНР. Калининградский “Автотор” готовится к выпуску Kaiyi Xuandu — это бюджетный одноклассник Toyota Corolla.

Российский авторынок: Есть ли жизнь без Запада?

Источник: worldmarketstudies.ru

Новый российский бренд электрокаров Evolute также выпускает лицензированную китайскую продукцию. Седан i-PRO — это Dongfeng Aeolus E70, кроссовер i-JOY — Dongfeng DFSK Glory E3. Производственный цикл предприятия в Липецкой области включает сварку, окраску и сборку (CKD - мелкоузловая сборка). На заводе Hyundai в Санкт-Петербурге возобновилась штамповка деталей, сварка и окраска кузовов для Solaris, однако их отправляют в Казахстан.

Вторичный рынок и параллельный импорт — панацея от всех бед?

По итогам 2022 года вторичный рынок сократился на 18,8% — до 4 млн 864 тыс. проданных машин. Цены при этом выросли на рекордные 35%. Нормальный механизм восполнения запасов на вторичном рынке дал сбой: автомобили с пробегом европейских, корейских и японских брендов перестали на него поступать. Ситуация в автосалонах хуже, чем у частных продавцов. Участники рынка утверждают, что максимальные сроки простоя — особенно по европейским маркам — увеличились с 40 до 200 дней. Клиенты не спешат приобретать машины с пробегом, производители которых официально ушли с российского рынка.

Российский авторынок: Есть ли жизнь без Запада?

Источник: worldmarketstudies.ru

Статистика по параллельному импорту ненадежна. Альтернативный метод подсчета - отслеживать количество установок “ЭРА-ГЛОНАСС”. В 2022 году фиксировалось до 200 установок в день. Это максимум 73 тыс. автомобилей за весь год. В 2015 году, после вхождения Крыма в состав России, официальный импорт составил 1 млн 600 тыс. машин. В 2020 и 2021 годах, когда главным был фактор ковида — 1 млн 599 тыс. и 1 млн 667 тыс. соответственно.

Российский авторынок: Есть ли жизнь без Запада?

Источник: worldmarketstudies.ru

В премиум-сегменте официальные регистрации наиболее известных брендов исчисляются тысячами, а не десятками тысяч, как ранее. В самом начале действия программы параллельного импорта были случаи, когда неофициально ввезенный Mitsubishi Pajero Sport стоил 3 млн руб., а из официальных остатков — 5 млн руб., но к концу 2022 года таких выгодных предложений не осталось.

 

Заменит ли собой всех Китай?

Российский авторынок: Есть ли жизнь без Запада?

Источник: worldmarketstudies.ru

Экспансия КНР на российском рынке проводится в самом популярном сегменте компактных кроссоверов, где раньше доминировали корейцы. Сокращение динамики регистраций — символическое по сравнению с любыми конкурентами.

Геополитика будет оказывать давление на бывших лидеров сегмента — Hyundai и KIA. В 2023 году они не вернутся на российский рынок в качестве прямых поставщиков. Предполагаемый горизонт начала второй корейской экспансии — 2024 - 2027 год. Однако занять характерные для 2021 года доли рынка уже не получится. Автопром КНР больше не воспринимается потребителем как в 2000-х, когда его продукция отличалась крайне низким качеством и приобреталась только ради цены.

На таком фоне самые привлекательные сегменты после компактных кроссоверов — аналоги Toyota Corolla и Camry, но здесь у китайцев пока только планы. Chery Arrizo 8 (одноклассник Camry) должен прийти на наш рынок в феврале - марте 2023 года. Ориентировочная стоимость составляет от 1,8 до 2,1 млн руб. Цены доступные, но на старте продаж можно ожидать дилерских наценок в 200 - 300 тыс. руб. и больше, в зависимости от комплектации. Даже с учетом этого получится минимум на 350 тыс. руб. дешевле новой Toyota Camry, что должно сделать предложение популярным среди российских покупателей.

 

Китайские автомобили в РФ: насколько дороже после ввоза?

Российский авторынок: Есть ли жизнь без Запада?

Источник: worldmarketstudies.ru

Цены на китайские автомобили после импорта в Россию вырастают в 2,5 — 3 раза. Это касается как официальных дилеров, так и самостоятельного ввоза физическими лицами напрямую из КНР без использования серых схем. 

Стоимость вырастает за счет логистики и сборов. К цене добавляется пошлина, которая составляет от 48% до 54% стоимости автомобиля,  таможенный и утилизационный сборы, а также установка системы “ЭРА-ГЛОНАСС”.

Только один китайский концерн, чтобы не платить часть пошлин и сделать свои автомобили более конкурентоспособными, освоил полноценную сборку в России.

 

Китайская сборка в России: что и где?

Завод Great Wall и Haval в Тульской области — единственная китайская сборка полного цикла в России. Jolion, F7, Dargo и H9 выпускаются в РФ — со штамповкой деталей, сваркой и окраской кузовов. Двигатели, муфты полного привода, АКПП и другие важные компоненты поставляются из Китая, однако в планах GWM — строительство моторного завода и дальнейшая локализация.

Крупнейший автоконцерн Китая, FAW, поставляет автомобили из КНР. Так же поступают Chery (включая Exeed), Changan, GAC и Dongfeng. Производство есть лишь на постсоветском пространстве. На площадке Geely в Белоруссии собирают Atlas Pro и Coolray. Там же локализуют флагман Tugella на платформе CMA, единой с современными моделями Volvo. JAC занимается сборкой продукции в Казахстане. Большинство китайских компаний делало попытки организовать производство в России, однако к 2020 году эти инициативы были прекращены.

 

Отечественный автопром: насколько отечественный?

Российский авторынок: Есть ли жизнь без Запада?

Источник: worldmarketstudies.ru

Lada — крупнейший автобренд в стране: в 2022 году зарегистрировано 174 тыс. 688 новых машин — в 4 с половиной раза больше, чем у ближайшего конкурента из КНР. Однако сокращение регистраций составило 48%. Возобновление производства Vesta запланировано на март 2023 года: конвейер остановлен из-за отсутствия зарубежных компонентов. Единственный отечественный компактный кроссовер — Xray — снят с производства по итогам 2022 года.

Ряд факторов указывает на то, что новая стратегия “АвтоВАЗа” — китаизация. На бывших мощностях Nissan в Санкт-Петербурге планируется выпускать китайские автомобили под брендом Lada. Ценовой сегмент — выше основной продукции “АвтоВАЗа”, чтобы не допустить внутренней конкуренции. Как и сами китайцы, “АвтоВАЗ” нацеливается на освободившуюся нишу Toyota Corolla. Что касается отечественных автомобилей Lada, японские вариаторы Jatco в них заменят на китайский аналог. Выпускать Duster под брендом Lada “АвтоВАЗ” не планирует, несмотря на отсутствие возражений со стороны Renault.

Похожая ситуация — с возрожденным “Москвичом”, который собирают на бывших мощностях Renault. Это компактный кроссовер JAC, который производится в КНР. В России осуществляется ручная крупноузловая сборка, конвейеры Renault не задействованы. Ценник около 2 млн руб. разочаровал даже столичных автолюбителей, из 600 произведенных в 2022 году “Москвичей” зарегистрировано 6. Завод планирует в обозримой перспективе приступить к созданию собственных разработок, но никаких конкретных планов не озвучивается.

 

Кто кроме Китая?

Российский авторынок: Есть ли жизнь без Запада?

Источник: worldmarketstudies.ru

Иран, но пока в скромных масштабах. Исламская республика планирует поставить в Россию в 2023 году 2 тыс. автомобилей. Все это — бюджетные предложения на досанкционной платформе Peugeot. Возможно, небольшие объемы поставок связаны с тем, что иранские автомобили смогут конкурировать с одноклассниками от “АвтоВАЗа”, и на определенном этапе было принято решение о защите российского автопрома.

У индийских Mahindra и Tata нет конкретных планов экспансии в России: хватает внутреннего спроса на третьем крупнейшем авторынке планеты. Вьетнамский Vinfast обещал к 2020 году наладить поставки кроссоверов, построенных на базе BMW 2000-х годов, однако этих автомобилей на дорогах России до сих пор нет.

 

Перспективы рынка — трансформация или полная китаизация?

Российский рынок трансформируется на фоне неопределенности. Ряд зарубежных производств продан российским покупателям за 1 евро или 1 рубль с условием обратного выкупа на протяжении нескольких лет. Европейские производители планируют вернуться, но с учетом текущей эскалации вряд ли это получится сделать в 2023 году. Корейцы официально не объявляли об уходе, японцы сохраняют официальные сервисы: азиатский автопром хочет переждать геополитическую бурю.

Для российских автопроизводителей открывается уникальное окно возможностей. Нужно поддержать объемы производства и нарастить долю рынка при помощи крупноузловой сборки китайских машин, и затем постепенно подтягивать свои технологии под запуск собственных новых моделей. Однако это “окно” достаточно узкое, и конкретных рецептов технологического прорыва нет. Характерный пример — АКПП на российских автомобилях. За 30 лет отечественный автопром так и не выдал собственный “автомат”, робот или вариатор, и теперь вместо японского будет использоваться китайский.

Похожая ситуация — с возрожденным “Москвичом”, который собирают на бывших мощностях Renault. Это компактный кроссовер JAC, который производится в КНР. В России осуществляется ручная крупноузловая сборка, конвейеры Renault не задействованы. Ценник около 2 млн руб. разочаровал даже столичных автолюбителей, из 600 произведенных в 2022 году “Москвичей” зарегистрировано 6.

В 2023 году завод будет постепенно переходить на мелкоузловую сборку по методу CKD с повышением уровня локализации за счет компонентов российского производства.

К концу 2023-го запустят кузовное производство. Всего в текущем году планируется изготовить 50 тысяч автомобилей. Из них 10 тысяч электрических. В 2024 ожидается выпуск 100 тысяч машин, из которых 25 тысяч будут электрическими. Кроме того, завод планирует в обозримой перспективе приступить к созданию собственных разработок.

И если говорить о ее размере, то в целях реализации программы локализации производства критически важных компонентов в 2023-2025 годах в рамках базового сценария необходимо будет получить 300 млрд руб. из федерального бюджета. И до 26 млрд руб. ежегодно также из бюджета пойдет на программу стимулирования спроса.

Последние материалы

Деловая программа ВЭФ’24. Шестое сентября. Главное

6 сентября во Владивостоке на площадке кампуса Дальневосточного федерального университета завершил работу Восточный экономический форум (ВЭФ). В этом году в нем приняли участие более 7100 человек из 75 стран и территорий.

10:33, 7 сентября 2024, суббота
Китай – Африка: новые кредиты и рекалибровка проектов на долгосрочном треке сотрудничества

По итогам 9 форума китайско-африканского сотрудничества, прошедшего в Пекине 4–6 сентября, власти КНР объявили о выделении новых кредитных средств для финансирования проектов в странах Африки. Между сторонами были подписаны договоренности, в рамках которых КНР выделит кредиты на сумму 360 млрд юаней ($50,5 млрд) для совместных проектов в странах Африки. В итоговом заявлении форума отмечается, что

...
15:48, 6 сентября 2024, пятница
Деловая программа ВЭФ’24. Пятое сентября. Главное

5 сентября во Владивостоке на площадке кампуса Дальневосточного федерального университета продолжил работу Восточный экономический форум (ВЭФ). Главным событием дня стало пленарное заседание, на котором выступил Президент России Владимир Путин. В пленарной сессии также участвовали заместитель Председателя Китайской Народной Республики Хань Чжэн и Премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим

09:36, 6 сентября 2024, пятница
Клубок противоречий. Что мешает развиваться объединению АСЕАН?

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, созданная почти 60 лет назад, добившись определенных успехов в экономике, пока так и стала монолитным объединением. Причем, достичь полноценной финансово-экономической интеграции внутри самого блока также не вышло. 

19:43, 5 сентября 2024, четверг
Ключевые социально-экономические тезисы Владимира Путина из выступления на ВЭФ 2024

Владимир Путин выступил на пленарном заседании девятого Восточного экономического форума, обозначив ряд основных тезисов по приоритетным направлениям развития Дальнего Востока и экономики РФ в целом.

13:11, 5 сентября 2024, четверг
Экономический восход. Перспективы роста стран Азиатско-Тихоокеанского региона

Центр мировой экономики смещается в Азию. Доминирующие мощности по производству полупроводников, растущее население, темпы роста экономик гораздо выше общемировых делают Азиатско-Тихоокеанский регион главной точной роста мировой экономики. Сможет ли регион захватить лидерство в ближайшим будущем? Что мешает региону быть лидером прямо сейчас? С какими проблемами сталкиваются страны АТР? 

Полный ан

...
11:08, 5 сентября 2024, четверг
Деловая программа ВЭФ’24. Четвертое сентября. Главное

4 сентября во Владивостоке на площадке кампуса Дальневосточного федерального университета продолжил работу Восточный экономический форум (ВЭФ).  Главная тема форума — «Дальний Восток-2030. Объединим усилия, создавая возможности».

10:57, 5 сентября 2024, четверг
Нефть отступает под натиском роботов

Биржевые котировки нефти марок Brent и WTI опустились к значениям декабря 2023 года. Фьючерсы на WTI с поставкой в октябре протестировали значения ниже отметки в $70 за баррель. Ноябрьские фьючерсы на Brent в моменте снижались до уровней ниже $73 за баррель. 

17:00, 4 сентября 2024, среда
Как изменилась структура наполнения бюджета США от налоговых поступлений?

За последние 80 лет структура наполнения бюджета США налоговыми поступлениям значительно изменилась. В настоящее время налог на доходы физических лиц является основным источником, обеспечивая почти половину всех федеральных доходов. В 1940-х годах корпоративные налоги и акцизы составляли большую долю. 

16:45, 4 сентября 2024, среда
Деловая программа ВЭФ’24. Третье сентября. Главное

3 сентября во Владивостоке на площадке кампуса Дальневосточного федерального университета стартовал Восточный экономический форум (ВЭФ). В этом году в его работе примут участие более 6 тыс. гостей из 76 стран и территорий. 

23:05, 3 сентября 2024, вторник
Наверх