Первичный авторынок по итогам 2022 года сократился на 58,8%. Продано менее миллиона машин: это антирекорд. На вторичном рынке падение продаж на 18,8%, обусловленное беспрецедентным ростом цен на 35%. Ключевую роль теперь играют российские и китайские производители: за год их совокупная доля на первичном рынке выросла до 80%.
По схеме параллельного импорта за 2022 год в страну ввезли 73 тыс. автомобилей. С 2015 по 2021 год включительно импорт превышал 1,5 млн машин ежегодно, несмотря на форс-мажорные факторы этого периода. Все новые российские модели, появившиеся в 2022 году, имеют китайские корни, и в большинстве случаев речь идет о крупноузловой сборке.
Первичный авторынок РФ: Китай неудержим?
По итогам 2022 года в России из 60 брендов официально осталось 14. Три из них — российские, остальные — из КНР. В начале года (январь-февраль) доля российских автомобилей составляла 20,2%, к концу (октябрь-ноябрь) она увеличилась до 40,3%. Доля автопроизводителей КНР выросла с 9,5% до 30,3%. В декабре автопром России и КНР увеличил доли еще на 5% соответственно. Бывшие лидеры рынка — европейцы — сократили долю с 27,6% до 7,9%.
Статистика по количеству проданных машин разнится. У АЕБ — 687 тыс. по отгрузкам дилерам. У Автостата — 626 тыс. по регистрациям в ГИБДД. Разница в 61 тыс. автомобилей по сравнению со средним показателем за 5 лет стала минимальной. Оба статистических метода указывают на падение приблизительно на 60% в сравнении с 2021 годом.
Что теперь собирают иностранные заводы в РФ?
Шесть иностранных заводов, работавших в России, остановились. Это Nissan и Toyota (Санкт-Петербург), Mercedes-Benz (МО), Mazda (Владивосток), «ПСМА Рус» (Peugeot, Citroen, Mitsubishi — Калуга) и Volkswagen также в Калуге. Два крупных производства перезапустились, оба теперь занимаются китайской продукцией. Бывший завод Renault выпускает “Москвичи”. Все комплектующие — даже шильдики “Москвич” для кроссовера JAC — производятся в КНР. Калининградский “Автотор” готовится к выпуску Kaiyi Xuandu — это бюджетный одноклассник Toyota Corolla.
Новый российский бренд электрокаров Evolute также выпускает лицензированную китайскую продукцию. Седан i-PRO — это Dongfeng Aeolus E70, кроссовер i-JOY — Dongfeng DFSK Glory E3. Производственный цикл предприятия в Липецкой области включает сварку, окраску и сборку (CKD - мелкоузловая сборка). На заводе Hyundai в Санкт-Петербурге возобновилась штамповка деталей, сварка и окраска кузовов для Solaris, однако их отправляют в Казахстан.
Вторичный рынок и параллельный импорт — панацея от всех бед?
По итогам 2022 года вторичный рынок сократился на 18,8% — до 4 млн 864 тыс. проданных машин. Цены при этом выросли на рекордные 35%. Нормальный механизм восполнения запасов на вторичном рынке дал сбой: автомобили с пробегом европейских, корейских и японских брендов перестали на него поступать. Ситуация в автосалонах хуже, чем у частных продавцов. Участники рынка утверждают, что максимальные сроки простоя — особенно по европейским маркам — увеличились с 40 до 200 дней. Клиенты не спешат приобретать машины с пробегом, производители которых официально ушли с российского рынка.
Статистика по параллельному импорту ненадежна. Альтернативный метод подсчета - отслеживать количество установок “ЭРА-ГЛОНАСС”. В 2022 году фиксировалось до 200 установок в день. Это максимум 73 тыс. автомобилей за весь год. В 2015 году, после вхождения Крыма в состав России, официальный импорт составил 1 млн 600 тыс. машин. В 2020 и 2021 годах, когда главным был фактор ковида — 1 млн 599 тыс. и 1 млн 667 тыс. соответственно.
В премиум-сегменте официальные регистрации наиболее известных брендов исчисляются тысячами, а не десятками тысяч, как ранее. В самом начале действия программы параллельного импорта были случаи, когда неофициально ввезенный Mitsubishi Pajero Sport стоил 3 млн руб., а из официальных остатков — 5 млн руб., но к концу 2022 года таких выгодных предложений не осталось.
Заменит ли собой всех Китай?
Экспансия КНР на российском рынке проводится в самом популярном сегменте компактных кроссоверов, где раньше доминировали корейцы. Сокращение динамики регистраций — символическое по сравнению с любыми конкурентами.
Геополитика будет оказывать давление на бывших лидеров сегмента — Hyundai и KIA. В 2023 году они не вернутся на российский рынок в качестве прямых поставщиков. Предполагаемый горизонт начала второй корейской экспансии — 2024 - 2027 год. Однако занять характерные для 2021 года доли рынка уже не получится. Автопром КНР больше не воспринимается потребителем как в 2000-х, когда его продукция отличалась крайне низким качеством и приобреталась только ради цены.
На таком фоне самые привлекательные сегменты после компактных кроссоверов — аналоги Toyota Corolla и Camry, но здесь у китайцев пока только планы. Chery Arrizo 8 (одноклассник Camry) должен прийти на наш рынок в феврале - марте 2023 года. Ориентировочная стоимость составляет от 1,8 до 2,1 млн руб. Цены доступные, но на старте продаж можно ожидать дилерских наценок в 200 - 300 тыс. руб. и больше, в зависимости от комплектации. Даже с учетом этого получится минимум на 350 тыс. руб. дешевле новой Toyota Camry, что должно сделать предложение популярным среди российских покупателей.
Китайские автомобили в РФ: насколько дороже после ввоза?
Цены на китайские автомобили после импорта в Россию вырастают в 2,5 — 3 раза. Это касается как официальных дилеров, так и самостоятельного ввоза физическими лицами напрямую из КНР без использования серых схем.
Стоимость вырастает за счет логистики и сборов. К цене добавляется пошлина, которая составляет от 48% до 54% стоимости автомобиля, таможенный и утилизационный сборы, а также установка системы “ЭРА-ГЛОНАСС”.
Только один китайский концерн, чтобы не платить часть пошлин и сделать свои автомобили более конкурентоспособными, освоил полноценную сборку в России.
Китайская сборка в России: что и где?
Завод Great Wall и Haval в Тульской области — единственная китайская сборка полного цикла в России. Jolion, F7, Dargo и H9 выпускаются в РФ — со штамповкой деталей, сваркой и окраской кузовов. Двигатели, муфты полного привода, АКПП и другие важные компоненты поставляются из Китая, однако в планах GWM — строительство моторного завода и дальнейшая локализация.
Крупнейший автоконцерн Китая, FAW, поставляет автомобили из КНР. Так же поступают Chery (включая Exeed), Changan, GAC и Dongfeng. Производство есть лишь на постсоветском пространстве. На площадке Geely в Белоруссии собирают Atlas Pro и Coolray. Там же локализуют флагман Tugella на платформе CMA, единой с современными моделями Volvo. JAC занимается сборкой продукции в Казахстане. Большинство китайских компаний делало попытки организовать производство в России, однако к 2020 году эти инициативы были прекращены.
Отечественный автопром: насколько отечественный?
Lada — крупнейший автобренд в стране: в 2022 году зарегистрировано 174 тыс. 688 новых машин — в 4 с половиной раза больше, чем у ближайшего конкурента из КНР. Однако сокращение регистраций составило 48%. Возобновление производства Vesta запланировано на март 2023 года: конвейер остановлен из-за отсутствия зарубежных компонентов. Единственный отечественный компактный кроссовер — Xray — снят с производства по итогам 2022 года.
Ряд факторов указывает на то, что новая стратегия “АвтоВАЗа” — китаизация. На бывших мощностях Nissan в Санкт-Петербурге планируется выпускать китайские автомобили под брендом Lada. Ценовой сегмент — выше основной продукции “АвтоВАЗа”, чтобы не допустить внутренней конкуренции. Как и сами китайцы, “АвтоВАЗ” нацеливается на освободившуюся нишу Toyota Corolla. Что касается отечественных автомобилей Lada, японские вариаторы Jatco в них заменят на китайский аналог. Выпускать Duster под брендом Lada “АвтоВАЗ” не планирует, несмотря на отсутствие возражений со стороны Renault.
Похожая ситуация — с возрожденным “Москвичом”, который собирают на бывших мощностях Renault. Это компактный кроссовер JAC, который производится в КНР. В России осуществляется ручная крупноузловая сборка, конвейеры Renault не задействованы. Ценник около 2 млн руб. разочаровал даже столичных автолюбителей, из 600 произведенных в 2022 году “Москвичей” зарегистрировано 6. Завод планирует в обозримой перспективе приступить к созданию собственных разработок, но никаких конкретных планов не озвучивается.
Кто кроме Китая?
Иран, но пока в скромных масштабах. Исламская республика планирует поставить в Россию в 2023 году 2 тыс. автомобилей. Все это — бюджетные предложения на досанкционной платформе Peugeot. Возможно, небольшие объемы поставок связаны с тем, что иранские автомобили смогут конкурировать с одноклассниками от “АвтоВАЗа”, и на определенном этапе было принято решение о защите российского автопрома.
У индийских Mahindra и Tata нет конкретных планов экспансии в России: хватает внутреннего спроса на третьем крупнейшем авторынке планеты. Вьетнамский Vinfast обещал к 2020 году наладить поставки кроссоверов, построенных на базе BMW 2000-х годов, однако этих автомобилей на дорогах России до сих пор нет.
Перспективы рынка — трансформация или полная китаизация?
Российский рынок трансформируется на фоне неопределенности. Ряд зарубежных производств продан российским покупателям за 1 евро или 1 рубль с условием обратного выкупа на протяжении нескольких лет. Европейские производители планируют вернуться, но с учетом текущей эскалации вряд ли это получится сделать в 2023 году. Корейцы официально не объявляли об уходе, японцы сохраняют официальные сервисы: азиатский автопром хочет переждать геополитическую бурю.
Для российских автопроизводителей открывается уникальное окно возможностей. Нужно поддержать объемы производства и нарастить долю рынка при помощи крупноузловой сборки китайских машин, и затем постепенно подтягивать свои технологии под запуск собственных новых моделей. Однако это “окно” достаточно узкое, и конкретных рецептов технологического прорыва нет. Характерный пример — АКПП на российских автомобилях. За 30 лет отечественный автопром так и не выдал собственный “автомат”, робот или вариатор, и теперь вместо японского будет использоваться китайский.
Похожая ситуация — с возрожденным “Москвичом”, который собирают на бывших мощностях Renault. Это компактный кроссовер JAC, который производится в КНР. В России осуществляется ручная крупноузловая сборка, конвейеры Renault не задействованы. Ценник около 2 млн руб. разочаровал даже столичных автолюбителей, из 600 произведенных в 2022 году “Москвичей” зарегистрировано 6.
В 2023 году завод будет постепенно переходить на мелкоузловую сборку по методу CKD с повышением уровня локализации за счет компонентов российского производства.
К концу 2023-го запустят кузовное производство. Всего в текущем году планируется изготовить 50 тысяч автомобилей. Из них 10 тысяч электрических. В 2024 ожидается выпуск 100 тысяч машин, из которых 25 тысяч будут электрическими. Кроме того, завод планирует в обозримой перспективе приступить к созданию собственных разработок.
И если говорить о ее размере, то в целях реализации программы локализации производства критически важных компонентов в 2023-2025 годах в рамках базового сценария необходимо будет получить 300 млрд руб. из федерального бюджета. И до 26 млрд руб. ежегодно также из бюджета пойдет на программу стимулирования спроса.