Снижение нефти: борьба за рынок на фоне торговых войн и ожиданий рецессии

Нефьтекачалка в Татарстане

На нефтяном рынке наблюдается усиление негативных настроений из-за опасений более медленного роста спроса на нефть, а также действий ОПЕК+ по увеличению объемов добычи. 

С начала 2025 года биржевые котировки нефти марки WTI снизились на 19,9%, котировки сорта Brent упали на 19,3%. Нефтяные цены стоят на пороге "медвежьего" рынка и в ближайшей перспективе могут перешагнуть эту грань с общим падением более чем на 20%.

Котировки нефти марок BRENT и WTI, 2016-2025

Источник: worldmarketstudies.ru

В течение первых месяцев года снижение котировок было постепенным, но в начале апреля заметно ускорилось после "дня освобождения", когда администрация Трампа объявила о резком повышении импортных пошлин в отношении практически всех стран мира.

Финансовые компании уже начали моделировать различные сценарии ценовой динамики нефти на ближайшие годы с учетом фактора повышенной напряженности в торговых отношениях стран в течение следующих нескольких лет. Согласно отдельным оценкам, котировки нефти могут продолжить свое падение в 2025–2027 годах до более низких уровней. В клиентской записке банка Goldman Sachs в начале апреля были обозначены несколько возможных сценариев дальнейшей ценовой динамики нефти. В зависимости от степени замедления мировой экономики нефть марки Brent, по оценкам экспертов, может упасть до уровней в $54–58 за баррель или еще ниже к концу 2025 года и до уровней в $40–45 за баррель – к концу 2026 года. 

Среди прогнозов российских банков также присутствуют подобные оценки, но в более отдаленной перспективе – 2027–2028 годов, при этом эксперты допускают падение нефти Brent до уровне в $40–45 за баррель только при наиболее негативных сценариях, которые, помимо резкого ослабления мирового спроса на нефть также включают полное отсутствие слаженности в действиях ОПЕК+.

Негативным ценовым ожиданиям по нефти в ближайшей перспективе способствует изменившаяся за последние месяцы позиция самой организации стран-экспортеров нефти. В декабре 2024 года участники организации-стран экспортеров нефти договорились о том, чтобы повысить квоты до сентября 2026 года в рамках постепенного сворачивания прежнего соглашения по сокращению добычи. При этом Россия, Саудовская Аравия и еще 6 стран – Алжир Ирак, Кувейт, Казахстан, Оман и ОАЭ – взяли на себя обязательства по добровольному ограничению показателей добычи нефти в дополнение к официальным квотам.

Согласно планам ОПЕК+ повышение добычи должно было начаться в апреле 2025 года и в среднем составить около 138 тысяч баррелей в сутки.

Разворот ОПЕК+ в сторону ускоренного повышения добычи 

Однако в начале апреля организация объявила о решении ускорить процесс сворачивания ранее принятых ограничений, отметив, что в мае квоты по добыче нефти увеличатся на 411 тыс. б/с. Данное решение вкупе с объявлением президента Трампа о резком повышении импортных пошлин США привело к заметному снижению нефтяных котировок. 

В начале мая в ОПЕК+ сообщили о новом решении повысить добычу, которое также застало рынки врасплох: в июне квоты по добыче Алжира, Ирака, Кувейта, Казахстана, Омана, ОАЭ, России и Саудовской Аравии будут повышены еще на 411 тыс. б/с по сравнению с установленными параметрами добычи в мае.

Прогнозные оценки безубыточности стоимости нефти для ряда стран ОПЕК+

Источник: worldmarketstudies.ru

Тем самым, в ОПЕК+ приняли решение увеличить квоты в мае и июне в общей сложности на 822 б/с. При сохранении прежних договоренностей подобное увеличение было бы растянуто на 6 месяцев.

Чем может быть вызвана подобная, более агрессивная позиция ОПЕК+ по увеличению добычи? Аргументы о том, что страны решили повысить добычу, "а там куда кривая выведет" или "все отрегулирует рынок" скорее соответствуют вере в некое мифическое laissez-faire из учебников, чего никогда не было в мировой экономике. Страны и компании стремятся манипулировать и контролировать рынки, навязывать конкурентам свои правила, в том числе за счет совместных усилий.

Действия ОПЕК на повышение добычи на падающем рынке можно расценивать как более жесткую попытку добиться соблюдения квот со стороны стран, неоднократно нарушавших договоренности. Увеличение добычи в организации стран-экспортеров нефти также могут рассматриваться в качестве оказания давления конкурентов на фоне ожиданий рецессии в мировой экономике. 

Одной из дополнительных деталей апрельской встречи, на которой было объявлено о начале более резкого повышения квот, стало решение ОПЕК+ проводить ежемесячные встречи с участием Алжира, Ирака, Кувейта, Казахстана, Омана, ОАЭ, России и Саудовской Аравии "для оценки рыночных условий, соблюдения квот и компенсации отклонений [по квотам]".

Фактор Казахстана и Ирака

Повышение квот отчасти нивелирует конфликтную ситуацию в ОПЕК+, которая возникла из-за действий Казахстана. Объем добычи нефти Казахстана уже на протяжении более года – с января 2024 года – постоянно превышает установленные квоты в организации стран-экспортеров нефти. В период с февраля по март 2025 года показатели нефтедобычи страны в среднем составляли около 1,88 млн б/с. Установленные на этот период квоты для Казахстана равнялись 1,468 млн б/с.

Коммуникация намерений со стороны руководства Казахстана при этом до сих пор была довольно противоречивой. В Астане регулярно говорили о том, что придерживаются договоренностей ОПЕК+ и в дальнейшем компенсируют допущенное превышение по квотам. Но, согласно многим оценкам, власти Казахстана не могут каким-либо образом повлиять на деятельность иностранных компаний, которые ведут разработку основных крупных месторождений страны и добиваются увеличения добычи нефти после осуществленных ранее инвестиций. 

Двойственность позиции Казахстана в плане взятых на себя обязательств в рамках ОПЕК+ и фактической добычи нефти стало еще более явной после комментариев министра энергетики страны Ерлана Аккенжанов. В интервью агентству Reuters в апреле 2025 года чиновник заявил о том, что "наше участие в ОПЕК+ является важным инструментом для обеспечения глобальной стабильности". Но при этом министр заявил, что Казахстан "будет действовать только в соответствии с национальными интересами". 

В данном случае можно отметить, что национальные интересы Казахстана совпали с интересами транснациональных корпораций в лице Chevron, Exxon Mobil и ряда других иностранных компаний по увеличению объемов добычи вне зависимости от обязательств Казахстана в ОПЕК+. 

Пока что, в ОПЕК, в определенном смысле начали ценовую войну с повышением добычи на падающем рынке и, тем самым, посылают определенный сигнал Казахстану и другим странам, не соблюдающим квоты по добыче. Смысл этого сигнала вполне очевидный: увеличение объемов добычи не приведет к повышению доходов страны при падении нефтяных цен. При этом в СМИ также начали поступать сигналы о том, что ускоренное повышение добычи в ОПЕК+ продолжится в ближайшие месяцы, если страны не вернутся к соблюдению квот. В начале мае в Reuters со ссылкой на неназванные источники в ОПЕК сообщили о планах организации продолжать повышение добычи нефти каждый месяц вплоть до ноября 2025 года в случае, "если Ирак, Казахстан и другие страны продолжат нарушать договоренности".

Казахстан не обладает какими-либо ценовыми преимуществами в плане себестоимости добычи нефти среди стран ОПЕК и ОПЕК+. Более того, по оценкам МВФ, опубликованным в сентябре 2024 года, для сбалансированного бюджета Казахстану требуются цены на нефть марки Brent на уровне в $109,29 за баррель. Это намного более высокий уровень по сравнению с оценками безубыточной стоимости нефти для бюджетов Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ и Омана.

В истории ОПЕК уже были прецеденты, когда несогласные с решениями руководства организации выходили из ее состава, в частности, это касается прекращения участия в организации таких стран как Ангола, Индонезия, Катар и Эквадор. При систематическом невыполнении договоренностей по добыче Казахстан в дальнейшем может последовать их примеру. 

Помимо Казахстан определенные нарушения квот по добыче в 2024 году также допускал Ирак. Весной 2025 года в Ираке вновь начали существенно превышать ранее установленные параметры ОПЕК+. На фоне увеличения показателей добычи Румалии, одного из крупнейших месторождений нефти страны, в марте нефтедобыча страны превысила квоты более чем 200 тыс. б/с. В апреле превышение квот со стороны Ирака стало еще более заметным: по предварительным оценкам, превышение достигло около 300 тыс. б/с. При этом ранее власти Ирака заявляли о планах по увеличению добычи нефти до более чем 6 млн б/с к 2029 году. За последние месяцы объемы нефтедобычи Ирака колеблются на уровне в 4–4,2 млн б/с. 

Одной из дополнительных целей ОПЕК+ в текущей борьбе за нефтяной рынок на фоне опасений спада мировой экономики также, скорее всего, являются американские сланцевые компании. 

Давление на США

На фоне резкого снижения нефтяных цен в начале апреля в США стали появляться оценки о том, что американские сланцевые компании начнут сокращать планы по производству нефти при котировках в $60 за баррель. 

Безубыточная стоимость нефти для сланцевых компаний США

Источник: worldmarketstudies.ru

В консалтинговой компании Rystad Energy оценили уровень безубыточной стоимости нефти для компаний США в $62,5 за баррель, отметив, что данные оценки включают в себя различные расходы, в том числе, обслуживание долговой нагрузки и выплату дивидендов компаниями. 

В Wood McKenzie в конце апреля отметили, что в случае, "если цены [по WTI] будут оставаться ниже уровня в $60 за баррель в течение месяца или больше, компании начнут испытывать серьезные финансовые последствия". При сценарии падения цен до $50 за баррель, "под угрозой окажется добыча нефти [США] в объеме до 1,2 млн б/с в 2026 году", при этом компании, которые ведут разработку месторождений нефти в Пермском бассейне и других сланцевых формациях "начнут быстро урезать инвестиционные бюджеты для защиты интересов акционеров".

Негативных последствий от снижения нефтяных котировок также не удастся избежать и российскому бюджету. На фоне коррекции цен в конце апреля минфин РФ скорректировал прогнозы по динамике нефтяных котировок и дефициту бюджета. Правительство РФ одобрило законопроект с повышением прогноза по инфляции – с 4,5% до 7,6%; более низкими прогнозными оценками по стоимости нефти Urals – c $69,7 до $56 за баррель и более высоким дефицитом бюджета в 2025 году – с 0,5% до 1,7% от ВВП РФ.

Наверх