США в Латинской Америке: возвращение к "дипломатии канонерок" и госпереворотов при отсутствии противодействия развивающихся стран

Венесуэла. Каракас.

Администрация США активизирует военное давление на Венесуэлу, а также, в перспективе, и на другие страны Латинской Америки. Возвращение американских властей к концепциям XIX и XX веков в Западном полушарии можно расценить как попытку "отыграться" перед развивающимися странами за провалы в XXI веке и вновь продемонстрировать их уязвимость перед США.

С августа 2025 года власти США под предлогом "борьбы с наркотраффиком" начали сосредотачивать в южной части карибского бассейна довольно существенные силы. К северу и северо-востоку от Венесуэлы по состоянию на 17 октября дислоцированы 3 ракетных эсминца класса "Arleigh Burke" ("Арли Бёрк"), ракетный крейсер типа Ticonderoga ("Тикондерога"), многоцелевая АПЛ класса "Лос-Анджелес", три универсальных десантных корабля, включая флагмана ДВКД "Иводзиму". Помимо этого американские ВМС в регионе представлены различными вспомогательными кораблями. В данной кампании также задействованы американские ВВС: на бывшую военную базу Рузвельт-Роудс в Пуэрто-Рико были переброшены 10 истребителей F-35, дроны MQ-9. В кампании также принимают участие патрульные самолеты P-8 Poseidon, а также ряд самолетов-заправщиков и транспортных самолетов.

С явной целью демонстрации силы в направлении побережья США 15 октября также совершали вылет 2 бомбардировщика B-52.

Общая численность сосредоточенного в данном регионе военного контингента США составляет около 10 тыс. человек. В данной конфигурации накопленные силы можно назвать "предварительной" ударной группой США. Потенциальным сигналом о том, что администрация Трампа все же решится начать прямую военную кампанию против правительства Мадуро, может стать прибытие дополнительных военных сил США в регион. 
Глава министерства войны США Пит Хегсет в сентябре заявил о том, что происходящее – "это не тренировка". По его словам, "это реальные учения с целью защиты национальных интересов США и прекращением отравления американцев".   

Президент США Дональд Трамп изначально заявлял о том, что военная операция США в данном регионе направлена против пресечения контрабанды фентанила и других наркотиков в США. Согласно официальным данным США за 2020 год, объем траффика кокаина из восточной части Карибского моря составлял менее 10%. В докладе Национального совета по разведке США, опубликованном в апреле 2025 года, отмечается, что у американских властей нет достоверных данных о сотрудничестве правительства Венесуэлы с наркокартелями. 

В октябре Трамп одобрил применение операций ЦРУ в Венесуэле. При этом он несколько изменил прежнюю аргументацию, заявив о том, принял данное решение "по двум причинам". Первая по его словам, заключается в том, что "они освободили своих преступников и направили их в США", при этом борьба с наркотиками оказалась уже на втором месте.

Ряд основных причин деятельности администрации Трампа

Возвращение к "доктрине Монро" в Западном полушарии 

Фактически США не прекращали практику вмешательства во внутренние дела других стран и во время первого срока Трампа. Однако предыдущие попытки сменить власть в Венесуэле и не только в этой стране, а также ослабить китайское присутствие в регионе, не вполне удались. Теперь Трамп возвращается к прежней "имперской" стратегии США. В ИИМР отмечали, что, несмотря на закрытие Агентств США по международному развитию (USAID), Трамп уже выделил средства на дестабилизацию ситуации в Венесуэле. На сегодняшний день у американских властей накоплен богатый опыт подобных операций.

По оценкам Гарвардского университета, "правительству США в период с 1898 по 1994 годы удалось 41 раз провести успешные интервенции со сменой правительств стран Латинской Америки". Как отмечается, в течение данного периода подрывная деятельность США в Латинской Америке вела к тому, что государственные перевороты в регионе происходили "каждые 28 месяцев". С начала XXI века различные администрации США, по различным оценкам, организовали уже около 30 попыток проведения новых госпереворотов в странах Латинской Америки.

Попытка отыграться за провал во время первого срока

Во время первого президентского срока Трампа США уже попытались организовать смену власти в Венесуэле. Тогда администрация Трампа США официально признала Хуана Гуайдо в качестве "временного президента Венесуэлы".

В рамках активизации давления на Венесуэлу в 2019 году были также конфискованы золотовалютные резервы Венесуэлы, хранившиеся в

Великобритании. Этот пример должен был стать серьезным уроком для развивающихся стран, но, как показала конфискация части ЗВР России спустя несколько лет, в 2022 году, данный инцидент остался без должного внимания. 

Давление на союзников РФ и КНР

Действия США против Венесуэлы, как и в случае участия США в нанесении совместного удара с Израилем по Ирану в 2025 году – это также косвенное давление на Китай, который поставляет Пекину большие объемы нефти. По различным оценкам, КНР покупает около 90% венесуэльской нефти, поставляемой на экспорт.

США стремятся показать: союзников КНР и РФ можно давить экономически и военно-политически, при этом Москва и Пекин не смогут защитить Каракас. В настоящее время развивающиеся государства находятся на этапе, когда их руководство не готово дать даже коллективный экономический ответ на импортные пошлины Трампа, не говоря уже о каких-либо формировании военного альянса и противодействии  США.

Данная ситуация – это очередной сигнал для развивающихся стран: США будут продолжать пытаться навязывать свою волю другим государствам. Лидеры многих из них регулярно повторяют, что БРИКС, ШОС и какие-либо другие объединения развивающихся государств "не направлены против кого-либо". В подобной парадигме развивающиеся страны, особенно в западном полушарии будут продолжать оставаться в уязвимом положении. 

Ранее уже неоднократно отмечалось, что так называемый "многополярный мир" – это мир обостряющихся военных и экономических конфликтов и сам по себе не является каким-либо благом для большинства стран мира. Руководству развивающихся государств, которые претендуют на позиции "полюсов силы" в подобном мироустройстве, необходимо демонстрировать готовность применять силу, в том числе военную, и создавать новые формы сотрудничества и взаимодействия. 

Вместо того, чтобы обвинять США и развитые страны в давлении, властям развивающихся государств стоит задаться вопросом:  что они предприняли для противостоянию данному давлению кроме очередного "сотрясания воздуха" дипломатическими ведомствами? США и другие развитые страны, как они уже неоднократно продемонстрировали и продолжают демонстрировать, будут стремиться добиваться своих интересов с помощью военного давления, проведения государственных переговоротов, финансового-экономических ограничений и других мер, несмотря на международные договоренности, пока развивающиеся государства будут призывать к их соблюдению. 

Текущее поколение лидеров развивающихся государств создало политические объединения в виде БРИКС и ШОС. В дальнейшем, если "глобальный Юг" хочет добиться защиты своих интересов в мире, развивающимся странам, скорее всего, придется создавать объединенный военный компонент. При текущем сценарии пассивная позиция развивающихся стран – это приглашение к дальнейшей агрессии со стороны развитых. Попытки давления, дестабилизации и проведения госпереворотов с помощью военной силы со стороны Вашингтона и его союзников не прекратятся, пока развивающиеся страны не решаться оказать коллективный отпор данным действиям.

Власти Ирана ранее призывали к более тесному военному сотрудничеству Россию, Китай и Индию. Об этом в 2015 году, выступая на IV Международной конференции по безопасности в Москве, заявлял министр обороны Ирана Хоссейн Дехган. Спустя 10 лет можно констатировать, что данный призыв по-прежнему остается неуслышанным и развивающиеся страны все еще надеются на то, что их безопасность в мире и защиту национальных интересов будут обеспечивать международные договоренности.

Наверх