Стоит ли Саудовской Аравии ожидать победы над американским сланцем?

: Добыча нефти компанией "Татнефть" в Татарстане

«Мировые инвестиции в разведку и добычу нефти в 2025 г. составили $420 млрд., на треть меньше, чем 10 лет назад, это несет риски» (Вице-премьер России Новак в авторской колонке 22.01.2026 ). При этом текущий цикл снижения капзатрат пока не полностью повторил ситуацию ценовой войны 2014-15гг и пандемии 2020-21 г., когда падения «капекса» было на треть-половину от предыдущих максимумов. Более того, именно североамериканские компании, особенно «сланцевики», обеспечивают сохранение значительных объемов инвестиций, тогда как глобальные интегрированные нефтяники вынуждены уже начинать экономить из-за падения цен и геополитических рисков, в т.ч. в России.

В предыдущих исследованиях обсуждались аргументы о том, что дальнейший технический прогресс в добыче сланцевой нефти добавит уже минимальный прирост производительности скважин. Имеющиеся месторождения достаточно сильно истощены, и американским сланцевикам приходится все больше тратить на добычу при ухудшающемся качества резервов и сокращении доступных к разработке площадей. Средний срок жизни резервов сократился за последнее десятилетие на 30% до 9.85 лет, а доля уже разработанных площадей нефтеносных полей выросла до почти 50% от запаса еще неразработанных (с 35% в конце 2013г.) 

В то же время произошла стабилизация эффективности буровых технологий (Oil Barrels per Rig): если в первые «пятилетки» сланцевой революции отдача буровых росла в разы (с 50-100 в начале 2000-х до 500-700 в середине 2010-х и 1500 на пике в 2020г.), то в последние три года она держится чуть выше 1000-1100 (в 2025 г. достигнуто 1131 баррелей в сутки). Более того, запас подготовленных, но неактивных скважин (Drilled But Uncomplited Wells - DUC) практически уполовинился за последние 5 лет до минимального уровня с 2013 г

Капитальные вложения в нефтяном секторе (по публичным компаниям), 2012-2025гг

https://worldmarketstudies.ru/

Особенность сланцевой добычи с быстрым выбором дебита скважин (основные объемы выкачиваются за 6-18 месяцев) также оказывает негативное влияние на способность еще больше увеличить добычу, а для сокращения добычи достаточно просто перестать разбуривать новые месторождения. Этот эффект нагляднее всего можно проследить по динамике и профилю добычи в крупнейшем сланцевом регионе США – Пермском нефтегазоносном бассейне в штатах Техас и Нью-Мексико (Permian/Delaware), где замедляется рост совокупной добычи из-за очень быстрого падения отдачи от старых скважин

Жизненный цикл сланцевой скважины

https://worldmarketstudies.ru/

Поэтому аналитические агентства склоняются к мнению, что в совокупности американская сланцевая добыча вышла на поздний этап зрелости (maturity), за которым последует снижение добычи и выручки, если не получится изобрести новые методы добычи

При этом консенсус рынка пока еще состоит в том, что добыча нефти в США выйдет в этой пятилетке на плато около 14 млн. б/с (13.8 млн. в 2026 – 14.2 млн. в 2030). Без сохранения роста добычи прошлой пятилетки, но и без ожиданий падения добычи – при сохранении низких цен на нефть эти ожидания выглядят избыточными.

Себестоимость добычи в большей части американских месторождений пока еще ограничена $35-45 за баррель на большинстве «старых» сланцевых месторождений за счет завершения эксплуатации наилучших по себестоимости месторождения (до 8-9 млн. б/с и $30-35 за баррель), где уже были понесены капитальные расходы – в доинфляционную эпоху. Но пост-пандемических рост цен на сервисные услуги, материалы и оплату рабочей силы, а также высокие ставки по кредитным ресурсам привели к значительному повышению себестоимости добычи на новых скважинах – до $61-70, что уже выше текущей фьючерсной кривой на 2026 г.

Таким образом, при сохранении текущих низких цен на нефть сланцевые компании продолжат выкачивать остатки дебита лучших скважин, но уже не имеют достаточной мотивации для инвестирования в новые проекты. Экономике сланцевиков при низких ценах на нефть могла бы помочь хеджевая книга добывающих компаний, но как уже обсуждалось в разделе о финансовых операциях на рынке нефти, уровень хеджа сейчас на крайне низком уровне. 

Наверх