Торговая война США vs Китай. Абстракция
Новый этап противостояния США и КНР будет более ожесточенным по сравнению с первым президентским сроком Трампа. При отсутствии договоренностей стороны понесут ощутимые экономические потери.
Власти многих стран мира подвергли критике действия администрации Трампа по применению новых импортных пошлин, вступивших в силу в начале апреля. При этом большинство государств, в отношении которых США применили торговые ограничения, выбрали вариант переговоров.
Китай стал единственным государством, которое решилось на жесткие ответные действия против США. Заявление руководства еврозоны также допускает применение ответных импортных пошлин, но власти Европы – как и многих других стран – все же рассчитывают на урегулирование ситуации с помощью переговоров.
Министерство финансов КНР после применения администрацией США "взаимных " пошлин объявило о применении импортных пошлин в размере 34% на весь импорт продукции из США, начиная с 10 апреля. Власти Китая также добавили 16 компаний США в список экспортного контроля, запретив им приобретать продукцию двойного назначения в Китае. Еще 11 американских компаний были внесены в список "ненадежных организаций".
После этого президент Трамп пригрозил применить против Китая дополнительные импортные пошлины в размере 50%, начиная с 9 апреля, если Пекин не откажется от введения ответных мер в отношении американских товаров.
При подобном сценарии ставка импортных пошлин США на китайские товары составит 104%, с учетом ранее примененных администрацией США импортных пошлин в 20%, а затем и в 34% в отношении продукции из КНР.
В министерстве торговли Китая заявили о том, что данное заявление "в очередной раз демонстрирует шантажистскую природу США". Согласно тексту заявления, "если США будут настаивать выборе неправильного пути, Китай будет бороться до конца".
В администрации Трампа назвали ответные действия КНР "большой ошибкой": об этом в интервью телеканалу CNBC заявил министр финансов США Скотт Бессент.
9 апреля Китай выпустил официальный документ под названием «Позиция Китая по некоторым вопросам, касающимся китайско-американских экономических и торговых отношений. В котором сказано, что "у Китая нет иного выбора, кроме как принять решительные контрмеры и решительно защищать свои национальные интересы".
В целом по сравнению с первым президентским сроком Трампа в торговых отношениях США и КНР произошла эскалация более высокого уровня, с более резким увеличением пошлин и более жесткой риторикой с обеих сторон. В результате, в текущей ситуации появились определенные нюансы, которых не было в конфликте Вашингтона и Пекина до этого:
- более агрессивный характер торговой войны
- из-за неполного соблюдение предыдущего соглашения и новых торговых ограничений между руководством стран низкий уровень доверия
- невысокая вероятность урегулирования конфликта в ближайшей перспективе
- экономика Китая более адаптирована к противостоянию с США благодаря росту внутреннего рынка и наличию более широкого спектра мер господдержки
Власти КНР и ранее поддерживали рынок акций страны с помощью так называемой "национальной команды" государственных инвесторов. Одним из дополнительных элементов поддержки, которой не было у КНР во время предыдущего эпизода торгового конфликта с США в 2018 году, стал механизм покупки активов Народным банком Китая. Данные меры, как отмечалось, были протестированы осенью 2024 года.
Одним из первых ответных шагов Пекина, помимо уже объявленных мер, стало снижение котировок национальной валюты. Курс юаня 8 апреля был снижен до уровня в 7,2038 за доллар. Курс юаня впервые преодолел уровень в 7,20 за доллар с момента избрания Трампа президентом США в ноябре 2024 года, текущие значения пары доллар-юань являются наиболее низкими с сентября 2023 года.
Подобный шаг КНР может вызвать новую волну критики со стороны американской администрации, ранее как Дональд Трамп, так и его министры, в частности, Скотт Бессент и Говард Латник неоднократно обвиняли как Китай, так и других американских торговых партнеров в "валютных манипуляциях" и содействию роста торгового дефицита США.
В Китае также могут предпринять и ряд других мер. В определенном смысле руководство страны уже начало готовить почву для этого. Аккаунты, близкие к китайскому новостному агентству "Синьхуа", начали распространять в соцсетях КНР информацию о возможности прекращения сотрудничества Китая с США в сфере контроля за потоками фентанила. В Пекине также рассматривают меры по дальнейшему увеличению пошлин на соевые бобы, сорго и другую сельскохозяйственную продукцию США. Среди потенциальных новых ответных шагов были названы ограничения для американских компаний в процессе госзакупок в КНР, а также ограничения сотрудничества между компаниями Китая и юридическими фирмами США. В качестве еще одного варианта противодействия администрации Трампа также было заявлено возможное ограничение или запрет на прокат американского кино в Китая.
По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития, опубликованным в марте 2025 года, повышение импортных пошлин на 10% со стороны США в отношении всех стран мира и ответное повышении пошлин на 10% для американских товаров приведет к серьезным негативным последствиям для США. Согласно анализу ОЭСР, на третий год после применения подобных мер потери для американской экономике могут достичь 0,7% от ВВП США, при этом темпы инфляции ежегодно будут расти на 0,7% из-за данных действий. Для Китая негативный эффект для ВВП при подобном сценарии был оценен в 0,1% от ВВП.
Подобные оценки, однако, предполагают наличие ответных мер на действия администрации Трампа, но в текущем виде США могут столкнуться с сопротивлением только со стороны Китая и, возможно, еврозоны.
Несмотря на потенциальные экономические потери, стороны, по всей видимости, готовы на жертвы – по крайней мере, на начальном этапе. В данном случае в силу вступают не столько экономические, сколько идеологические мотивы. В Китае явно осознают, что геополитическое столкновение США и КНР является неизбежным и администрация Трампа, так или иначе, продолжит предпринимать ограничительные меры в отношении китайской экономики.
Предыдущие переговоры, в том числе между Дональдом Трампом и Си Цзиньпинем в США в марте 2018 года, не привели к какой-либо долгосрочной "разрядке" в двусторонних отношениях и впоследствии американское руководство возобновило экономическое давление на Китай.
В результате, у властей КНР фактически нет выбора: какие-либо уступки администрации Трампа или отказ от ответных действий в отношении США вряд ли помогут достичь окончательного соглашения, а скорее продемонстрируют слабость Китая. В Пекине явно не хотят пропускать подобный удар по репутации страны.