16 августа корпорация Intel объявила, что отказывается от попытки приобрести израильского производителя микросхем Tower Semiconductor.
Сделка на сумму 5,4 млрд долл. не состоится, как так участники не смогли получить одобрение китайских регуляторов.
Сделки между крупными транснациональными корпорациями, в которых двое участников получают доход в Китае в размере более 400 млн юаней (55 млн долл.) в год, должны быть зарегистрированы и утверждены в Государственном управлении регулирования рынка КНР. В противном случае участникам сделки могут запретить работать в Китае. И получить одобрение со стороны КНР на такие действия крайне сложно, так как китайская электронная промышленность столкнулась с жестким экспортным контролем со стороны Вашингтона.
Когда о сделке объявили в феврале прошлого года, в Intel рассчитывали, что закроют ее в течение года или даже быстрее. Американская компания согласилась выплатить Tower неустойку в размере 353 млн долларов в связи с расторжением сделки. Срыв сделки произошел вскоре после решения Intel году увеличить свои инвестиции в Израиль. Американская компания обязалась вложить 15 млрд долларов в расширение своих мощностей в Кирьят-Гате.
Покупка Tower являлась очередным проектом в ряду крупных инвестиций, включая производственный комплекс стоимостью 20 млрд долл. в Германии и другие объекты в США и Ирландии, которые Intel планирует выполнить, чтобы повысить конкурентоспособность в борьбе с тайваньской TSMC.
Провал сделки станет для Intel неудачей в попытке догнать лидеров рынка TSMC и Samsung. Хотя производственные линии Tower не являются технологически передовыми, у израильской группы наработана большая клиентская база, и она обладает заметным числом высококлассных специалистов.
Вынужденный отказ от сделки является очередным примером, как трения между Вашингтоном и Пекином бьют по позициям Intel в Китае, рынок которого обеспечил в прошлом году 27% выручки корпорации в размере 63 млрд долларов.
Американские компании не хотят уходить с такого крупного рынка. Исполнительный директор Intel Пэтом Гелсингером и глава Nvidia Дженсен Хуан, стараются убедить администрацию президента США я в том, что доступ к китайскому рынку имеет решающее значение для инвестиций в Штаты. Прибыль, полученная в Китае, может быть использована для инвестиций дома. Кроме того удовлетворение китайского спроса дает импульс для наращивания потенциала в самих США.
Почву для кризиса перепроизводства готовят и в Европе. TSMC готова приступить к строительству завода стоимостью 10 млрд евро в Германии. Тайваньская корпорация объединилась с Bosch, Infineon и NXP и планирует создать производственную площадку в Дрездене.
Правительство Германии предложило TSMC половину от общей суммы — 5 млрд евро — в виде субсидий на поддержку проекта. В тайваньской компании считают, что главная сложность будет заключаться не в финансовом, а в человеческом капитале. «Кремниевая Саксония» укрепляет свой статус ведущего европейского центра производства полупроводников. И ей нужно будет привлекать больше работников из-за рубежа. Но подъем антииммигрантской партии «Альтернатива для Германии» (АдГ), которая, судя по опросам, набирает 30% голосов в Саксонии, может удержать многих иностранцев от решения переехать туда.
В целом в секторе микроэлектроники в Саксонии занято 76 тыс. человек. Однако, исследование Немецкого экономического института показало, что нехватка рабочих в секторе микроэлектроники страны в период с июня 2021 года по июнь 2022 года, уже составила 62 тыс. человек. При этом, 28% инженеров-электриков и треть инженеров-руководителей в отрасли достигнут пенсионного возраста в ближайшие 10-12 лет.
Проблема высокопрофессиональных кадров распространяется на всю Европу. В недавнем отчете PwC указывается, что к 2030 году в европейской электронной промышленности нехватка кадров составит до 350 тыс. человек.